Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

2. Нехристианские источники


Авторы И в. не вспоминают о христианство До нас дошло много произведений иудейских писателей Иосифа Флавия и Филона Александрийского. Они разрабатывали вопросы истории Палестины и иудаизма и не могли бы промолчать об новую религию, если бы в евангельском рассказе о Иисуса Христа и в рассказах о его чудесах была хотя бы крошка исторической истины. Правда, в "чудейських древностях" Флавия говорится об Иисусе Христе как о Боге, о его чудесах, смерть и воскресение. Но место, как установлено наукой, является вставкой некоего благочестивого христианского переписчика. Оно не могло принадлежать самому Флавию, потому что он был правоверным иудеем и не мог говорить об Иисусе как о Боге. К тому же весь отрывок никак не Связан ни с предыдущим, ни по следующим рассказом и является чисто механической вставкой. Однако произведения этих писателей имеют большое значение для предыстории христианства. Авторы новозаветных евангелий брали у И. Флавия почти все данные об истории Палестины И в ст. Подробно описана Флавієм чудейский война 66-73 гг. против римлян которая во многом определила антиримську направленность автора "Откровение Иоанна". Сочинения Филона использовались авторами других новозаветных писаний. Так же обстоит дело и с римским философом Сенекой, который умер в 65 г. И он ни словом не упоминает христиан, но развитые ним философские идеи широко запозичалися отцами церкви.

Таким образом, хотя писатели И ст. и не сообщают ничего о новую религию, однако данные, содержащиеся в их произведениях, свидетельствуют, как создавался фунт для возникновения и распространения христианства.

Зато греко-римские авторы следующего века (Плиний Младший, Тацит, Светоний, Лукиан и, главным образом, Цельс) сообщают немало важных, хотя и отрывочных сведений о христианах и христианство. Место в рукописи "Анналов" Тацита в отличие от вставки в произведении Флавия нельзя без оговорки считать вставкой, потому что тон в отношении христиан отмечается враждебностью, чего и следует ожидать от представителя староримської традиции. Здесь речь идет о гонениях на христиан в 64 г. в Риме и о Христе, казненного за Понтия Пила-и. Это место, однако, полна противоречий и не доказывает историчности Иисуса. Сведения о Христе Тацит, видимо, получил от христиан в Кильки, где он в начале II в. был наместником.

Более полные сведения о христианах отражены в переписке Плиния Младшего с императором Траяном (начало II в.). Они касаются христианских общин в Вифинии (северо-западное побережье Малой Азии). Траян рекомендует Плинию наказывать лиц, уличенных в том, что они христиане, если они не откажутся от своей веры.

Значительно больше сведений о христианах в произведениях Лукиана и Цельса, датированных второй половиной II ст. Первый из них скептически относился ко всем видам религиозных предрассудков, как языческих, так и христианских. В сочинении "О кончине Перегрина" он описывает жизнь одного проходимца, который в своем бурном жизни был "и пророком, и главой общины, и руководителем собраний" у христиан. Перегрій, по словам Лукиана, не только толковал "святые" книги христиан, но и составлял многие из них. Издеваясь над легковерием христиан, Лукиан выражает соболезнования простакам, обманутым Перегріном. Книга Цельса "Правдивое слово" посвящена критике христианства. Цельс, как Плиний и Лукиан, считал христианство суеверием, не достойным образованного человека. Он отмечал, что составители Евангелия "три, четыре и много раз переделывают первый запись Евангелия, чтобы иметь возможность оспорить разоблачения". Его возмущает то обстоятельство, что христиане "не хотят ни давать, ни принять объяснения о том, во что веруют. Они происходят фразами: "не испытай, а веруй", "вера твоя спасет тебя". Труд Цельса было уничтожено церковниками, однако многочисленные выписки из его книги сохранились в христианского автора III ст. Оригена, который написал произведение "Против Цельса".

Таким образом, из свидетельств нехристианских писателей следует, что новая религия начала распространяться не ранее начала II ст., и только во второй половине этого века она начала привлекать внимание языческих писателей. Молчание о христианство в произведениях авторов И в. не было случайным. Христианские секты того времени были настолько незначительны, что писатели не знали об их существовании. Отсюда следует, что евангельское повествование о чудесах, которые их делали и Иисус, апостолы, было лишь благочестивой выдумкой христианских писателей. Археологические раскопки, проводившиеся во всех местах, где можно было предсказать существование раннехристианских общин, от Рима до Палестины, не дали в И в. никаких следов таких общин. В римских катакомбах древнейшие данные о христианах принадлежат ко второй четверти II ст. Тем самым временем датируются самые ранние находки христианских папирусов в Єгипті.



Назад