Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

4. Вселенское православия


Православие - одно из ответвлений христианства, которое получило оформление после раскола церкви в 1054 г. на Восточную и Западную. В отличие от католицизма православие не имеет единого церковного центра, который объединял бы верующих в масштабе планеты. Исторически сложилось так, что первые христианские центры, которые в будущем взяли контроль над деятельностью верующих на значительных территориях, формировались как самостоятельные церковные образования. Впоследствии, с распадом Римской империи, такие центры определились в Александрии, Антиохии, Константинополе и Єрусалимі. Центробежные силы, действовавшие в Византии, ускорили ослабление взаимозависимости между указанными территориями, а впоследствии каждый церковный центр превратился в самостоятельную в христианском мире единицу. Со временем православные церкви стали создаваться и в других регионах планеты, постепенно получая полную самостоятельность в решении всего круга проблем религиозно-церковной жизни.

В современном мире существует пятнадцать автокефальных и несколько автономных православных церквей. В соответствии с их традиционным перечнем - диптихом они занимают точно определенное место в структуре вселенского православия. Кроме них существуют и другие православные церковные образования, что по определенным причинам не включены в этот перечень. Ниже приводятся сведения о автокефальные православные церкви в соответствии с их места в диптихе.

Константинопольской православной церкви традиционно отводится первое место в структуре вселенского православия. В соответствии с решением второго Вселенского собора (381 г.) Константинопольский епископ занял второе место по "чести" среди христианских епископов, непосредственно после Римского. Соответственно в православном мире он считается "первым среди равных".

Константинопольская кафедра возникла после основания императором Константином И новой столицы Римской империи на месте малоазиатского городка Византии во второй четверти IV ст. Поступа-ясь авторитетностью другим христианским центрам, основания которых приписывается апостолам, Константинопольская кафедра укрепила свои позиции за счет столичного статуса. На время проведения четвертого Вселенского собора (451 г.) епископ Константинополя уже владел патриаршим достоинством. Позиции Константинополя особенно окрепли после упадка Александ-рійської, Антиохийской и Иерусалимской церквей в VII в., когда территории их распространения были завоеваны арабами. Благодаря усилиям миссионеров византийский вариант христианства, а следовательно, и влияние Константинополя распространился на Восточную и Юго-Восточную Европу.

Однако с конца XI в. влияние Константинопольской церкви в православном мире начинает падать. Сначала это происходит вследствие давления со стороны западных христиан, когда в 1240 г. Овладели Константинополем крестоносцы. Впоследствии Византия была завоевана турками-османами. Начиная с 1453 г., церковь действовала в мусульманском окружении и вынуждена была прежде всего заботиться о своем самосохранения. Только в 1923 г. после подписания договора о греко-турецкую дружбу она получила возможность нормально функционировать.

За различными светскими источниками ныне Константинопольская церковь объединяет от 15 до 65 тыс. верующих. На территории Турции она имеет только 6 епархий. В странах Западной Европы, Азии, Северной и Южной Америки и Австралии ее верующие объединены в 23 епархии. Церковь имеет также 10 мужских и 2 женских монастыре. Кадры духовенства, церковных деятелей и богословов готовят Высшее богословская школа в Бруклайні и академия в Гаррісоні. К юрисдикции Константинопольской церкви принадлежат также Финляндская автономная православная церковь, Крітська православная церковь и гора Афон на полуострове Айон-Орос в Греции.

Алексаядрійська православная церковь - одна из старейших, считается родиной монашества. Уже во II в. в Єгипті была епископская кафедра. Как и глава Константинопольской церкви, предстоятель Александрийской православной церкви на время проведения четвертого Вселенского собора (451 г.) имел патриарший титул. Александрийская церковь имела судьбу всех древних православных церквей Востока. В V в. христиане, жившие в Єгипті, разделились на православных и монофизитов (копты). В конце первой половины VII в. Александрийский патриархат был завоеван арабами, а в XVI ст. - турками-османами. Естественно, что это вело к ограничению деятельности церкви и ее влияния в христианском мире. Дошло до того, что в середине XIX в. количество верующих в ней составляла менее 2 тыс.

Ныне Александрийская церковь насчитывает около 30 тыс. верующих, ее юрисдикция распространяется на весь африканский континент. В Єгипті она имеет 5 епархий, около 50 храмов и более 20 священников, за его пределами - 9 епархий и свыше 100 храмов. В состав церкви входят также 3 монастыре, Высшее духовно-педагогическая семинария, несколько школ, благотворительное общество. На основе библиотеки Александрийского патриархата работает институт восточных исследований. Официальный печатный орган церкви - журнал "Пантенос".

Александрийский патриарх имеет титул Блаженнейшего папы и патриарха Александрийского и всей Африки. Его резиденция находится в г. Александрии. При патриарху действует Священный Синод, состоящий из всех правящих архиереев.

Антиохийская православная церковь.

Антиохийская православная церковь. Название этой древней церкви происходит от Антиохии, бывшей столице Сирии, что была в свое время выдающимся центром христианского богословия, тайным местом проведения соборов. После упоминавшегося уже собора 451 г. епископ Антиохии вместе с епископами других христианских центров Востока получил титул патриарха.

Исторический путь Антиохийской церкви обозначен бурными событиями, которые негативно повлияли на ее положение в православном мире. В V в. от нее отделилась Халдейская церковь, в

VI в. - серо-яковіти (монофизиты). Поэтому церковь стала пассивным наблюдателем геополитических изменений в регионе, которые также существенно ослабили ее. С 637 по 969 гг. Антиохией владели арабы, а в XI - XIII вв. она подпала под гнет крестоносцев. Очередной удар в XIII в. нанесли ей египетские мамлюки; в XVI в. она была порабощенная турками. Именно тогда исчезла и название Антиохии, город стал называться Антак'я. Еще раньше патриаршую резиденцию было перенесено в Дамаск.

Постоянные притеснения и страшная бедность церкви привели к тому, что на протяжении нескольких веков она была объектом манипуляций со стороны Константинопольского и Иерусалимского патриархатов. Лишь в конце XIX в. ситуация в Антиохийской церкви начала меняться к лучшему. Ныне она имеет 22 епархии: 6-в Сирии, 6 - в Ливане, 1 - в Ираке, 3 - в Турции и 6 - на американском континенте. Церковь имеет около 400 храмов, 20 монастырей, Бель-ментську духовную академию (близ Триполи), семинарию и несколько колледжей. Выдает 6 журналов и бюллетеней. Официальный орган - журнал "Ан-Нахра".

Патриарх, который возглавляет церковь, титул Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока. Его резиденция находится в столице Сирии Дамаске. При патриарху действует Священный Синод, в состав которого входят правящие архиереи.

Иерусалимское православная церковь

Иерусалимское православная церковь, хоть и занимает четвертое место в традиционном перечня поместных православных церквей, считается матерью всех христианских церквей. Ведь именно она сформировалась и действует в той местности, где возникло христианство. С древнейших времен на Иерусалимскую церковь возлагались обязанности по сохранению мест поклонения христиан. С этой целью в 326 г. было образовано Святогробське братство.

К XVI в. православные были безраздельными хозяевами христианских святынь, пока сюда не распространился влияние католиков и представителей других христианских церквей. Сегодня основная святыня христиан - храм Воскресения - используется православными, католиками, коптами, вірмено-Григорівнами и др. Однако по традиции, настоятелем храма может быть только представитель Иерусалимской церкви. Кроме храма Воскресения, на территории православного монастыря св. Гроба, что принадлежит братству, находятся другие христианские святыни. Особое место среди них принадлежит Голгофе и Гробу Господнему. Здесь находится и резиденция патриарха, что имеет титул Блаженнейшего Патриарха Святого Играла Єрусалима и всей Палестины.

При патриарху действует Синод, в который входят практически все архиереи и несколько архимандритов, но всего их не может быть больше

18. В состав входят две митрополии и одна архіепископія, 23 храмы, 22 мужских и 5 женских монастырей. Крупнейшим среди них является монастырь св. Гроба. В нем насчитывается около 200 монахов.

Сінайська архиепископия, что входит в Иерусалимской церкви, имеет автономный статус и значительную независимость от верховной власти. ее центром является монастырь св. Екатерины, что прославился библиотекой рукописей и самыми разнообразными историческими достопримечательностями. Игумен монастыря имеет епископский сан и титул ми н архи-епископа, имеет 15 дворов в Єгипті, Турции, Греции, Ливане и на о.кипр. Всего, по церковным источникам, Иерусалимское церковь имеет более 50 тыс. верующих. Официальное издание - журнал "Новый Сион".

Грузинская православная церковь

Грузинская православная церковь имеет историю от начала распространения христианства на этой территории в IV ст. Активная христианизация населения, а впоследствии и конституирование церковной структуры связываются с именами св.Ніни и грузинского царя Міріа-на. Уже в начале IV в. в центральной части Грузии - Картли христианство было провозглашено государственной религией.

К V в. церковь возглавлял архиепископ, подчинявшийся антиохийскому патриархата. Политическое объединение Грузии в 487 г. царем Вахтангом И Горгасалом сопровождалось провозглашением Грузинской православной церковью своей автокефалии. Главой церкви стал католикос, кафедра которого находилась в древней столице Мцхете. В период от IX до XVIII в. в Грузии в то же время действовало несколько католікосів, однако первым среди них всегда считался мцхетський. Политические катаклизмы, потрясали Грузию, заметно сказывались на жизни церкви. Это проявлялось не только в потере ею централизованного управления, но и в попытках ввести огнепоклонничество (VI-VII вв.) и ислам (XVI-XVIII ст.), в неоднократных разрушениях православных святынь и притеснениях со стороны завоевателей. Тяжелое политическое положение Грузии как в зеркале отражалось на жизни православной церкви.

Согласно Георгиевского трактата 1783 г. Грузия вошла в состав Российской империи, а Грузинская православная церковь была подчинена Священном Синоду. ее глава получил звание члена Синода. Со временем должность католикоса было отменено, поскольку на территории Грузии в 1811 г. создан Грузинский экзархат. Только после Февральской революции местное духовенство возобновило автокефалию своей церкви. Московская патриархия признала автокефалии Грузинской православной церкви лишь в 1943 г. Ныне в церкви 15 епархий, объединяющих около 300 общин. Кадры духовенства готовятся в Мцхетській духовной семинарии и духовной академии. Руководит церковью католикос с титулом Святейший и Блаженнейший Католикос - Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетський и Тбилисский. При нем действует Священный Синод* состоящий из всех правящих архиереев и патриаршего викария. Официальный орган - "Джвари Вазиса" ("Крест виноградной лозы").

Сербская православная церковь

Сербская православная церковь берет свое начало от IX, ст. когда на просьбу светских правителей сюда было направлено греческих священников. Образование епархии Сербской датируется последней четверти IX в. В 1219 г. Сербская церковь уже признается автокефальной, а с 1346 г. - патриархией. Однако вскоре расцвет церкви изменился ее упадком, поскольку в конце XIV в. Сербия подпала под власть турок. Сербская церковь подчиняется Константинопольскому патриарху вплоть до 1557 г. Просуществовав потом еще два века как самостоятельная единица в структуре вселенского православия, она снова попадает в зависимость от Константинополя, став при этом митрополией. Только 1879 года Сербская церковь возвращает себе автокефалию.

Одновременно с Сербской православной церковью на территории Югославии существовали и другие православные церкви. Такие церковные образования были в Черногории, Боснии, Герцеговине и Македонии. После образования в 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенів (с 1929 г. - Югославия), начинается формирование единой Сербской православной церкви, которое завершилось в мае 1919 г.; в следующем году было восстановлено патриаршество. В годы второй мировой войны Сербской церкви был нанесен огромный ущерб в связи с тем, что она придерживалась последовательной антифашистской линии.

Нестабильность политического союза народов, входивших в состав Югославии, в послевоенные годы отразился и на состоянии Сербской православной церкви. В 50-х годах в ее составе возникла автономная Македонская православная церковь, которая провозгласила себя в 1867 г. автокефальной.

Сербская православная церковь на территории бывшей Югославии имела 21 епархию в Югославии и 7 за ее пределами. В ее составе - около 2,3 тыс. храмов, более 1,5 тыс. священников, 180 монастырей и около 8 млн. верующих. Священников готовят богословский факультет Белградского университета и четыре семинарии.

Возглавляет церковь с титулом Патриарх Сербский, Архиепископ Печський, Митрополит Белград"-Карловацкий. Его резиденция находится в Белграде. Высшая церковная власть - Архиерейский Синод в составе патриарха и четырех епархиальных архиереев. Официальный печатный орган - журнал "Гласник".

Румынская православная церковь - одна из крупнейших православных церквей - объединяет около 16 миллионов верующих. ее историческая судьба связана с иностранным порабощением и зависимостью от Константинопольского патриархата. Начало христианства на территории современной Румыны относится к V ст., в XIV в. здесь образуются две митрополии, но автокефальной Румынская православная церковь стала лишь в 1865 г. благодаря процессу объединения княжеств Валахии и Молдовы, который завершился в 1862 г. образованием Румынского государства.

Новый статус Румынской церкви в православной среде было признано не сразу. Константинопольский патриархат признал ее автокефалии лишь через 20 лет. С 1919 года Румынская церковь имеет статус патриархата. ее патриарх имеет титул Блаженнейшего патриарха всей Румынии, Наместника Кесарии Каппадокийской, митрополита Унгро-Влахійського, архиепископа Бухарестского. Его резиденция находится в Бухаресте.

При патриарху действует Священный Синод, состоящий из всех архиереев и собирается один раз в год, а также постоянный Синод, в состав которого входят только митрополиты.

Согласно церковному уставу и соборноправной традиции действуют также Национальные церковные собрания, в состав которых входят члены Синода и избранные верующими представители клира и мирян из всех епархий. Высшим административным и исполнительным органом церкви является выбранная Национальными церковными собранием Национальный церковный совет. Она состоит из трех клириков и шести мирян и избирается на четырехлетний срок.

На территории Румынии церковь имеет 13 епархий, что объединенные в 5 митрополий. Юрисдикция Румынской православной церкви распространяется на православных румын, проживающих в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии.

Структурные подразделения Румынской православной церкви с различным статусом в США, Венгрии и бывшей Югославии. С 1972 г. до н состав на правах епископской автономии входит так называемая Французская православная церковь с несколькими тысячами своих сторонников. В целом церковь имеет более 8 тыс. храмов, 133 монастыре. Официальными печатными органами церкви есть журналы "Румынская православная церковь", "Православие" и "Богословские исследования". Кроме чисто религиозных, Румынская православная церковь выполняет еще и государственно-политические функции, поскольку юридически не отделена от государства. Пожалуй, лишняя "вовлеченность" церкви в политическую сферу жизни общества и обусловила острые коллизии в ее руководстве в связи с падением режима Чаушеску.

Болгарская православная церковь.

В соответствии с церковными источниками христианство на территории современной Болгарии начало распространяться с древнейших времен и получило здесь институциона-ционное оформления. Однако массовое крещение состоялось 864 г. за царя Бориса, который приложил немало усилий для автокефалии Болгарской церкви. В 870 г. ей было предоставлено автономию в рамках Константинопольского патриархата. Церковь стала автокефальной только в 919 г. благодаря укреплению государственной независимости Болгарии периода первого царства.

Кипрская православная церковь

Кипрская православная церковь - ведущая религиозная организация, которая действует на территории Кипра рядом с исламскими, католическими и протестантскими организациями. По церковной традиции Кипрская церковь принадлежит к апостольским. Греки-киприоты считают основателем своей церкви апостола Варнаву, а началом ЕЕ существования - 47 год.

Процесс становления этой церкви и путь обретения ею независимости не был простим. ей пришлось бороться не только с притеснениями, что чинились иудеями и язычниками, но и с посягательствами Антиохийской церкви. Независимость Кипрской церкви было признано лишь в 431 г. на Ефесском соборе и подтверждено Константинопольской церковью в 488 году.

Начиная с середины VI в. Кипр находится под властью арабов, что привело к существенному упадка церкви. Однако, освободившись в 965 г. от арабского засилья, Кипр в 1191 г. был завоеван крестоносцами, которые вместе с западноевропейскими феодалами насаждали здесь католицизм.

Притеснения православного населения и унижения церковной иерархии со стороны римско-католической церкви изменилось жестоких погромов со стороны турок-османов, что овладели Кипром с 1571 г. Со временем турки изменили свое отношение к Кипрской православной церкви, предоставив ее главе не только полномочия руководителя церкви, но и всей греческой общины острова.

В период английского господства на Кипре (1878-1960) Кипрская церковь возглавила освободительную борьбу. В 1947 г. она получила полную независимость и организационную самостоятельность.

Глава церкви носит титул Блаженнейшего Архиепископа Новой Юстиніани и всего Кипра. Его резиденция находится в столице республики Никосии. В состав Синода, который действует при патриарху, входят все правящие архиереи. Церковь имеет более 400 тыс. верующих. В ЕЕ состав входит 6 епархий, более 500 храмов, 6 мужских и 9 женских монастырей, действуют более 40 школ различного профиля и духовная семинария. Официальный орган - журнал "Апостол Варнава".

Кипрская православная церковь является влиятельной общественной силой. Она активна в политическом отношении, также обладает четвертой частью сельскохозяйственных угодий, монополией на производство минеральных удобрений.

Элладская (греческая) православная церковь занимает в православном диптихе 11-е место, хотя есть апостольской. Такая ситуация сложилась благодаря исторической судьбе этой церкви, что в течение более 1100 лет была составной частью Константинопольского патриархата. ее развитие как отдельной единицы начался лишь в XIX в..

когда благодаря занепадові Османской империи стал возможен национально-освободительное движение порабощенных ею народов. Восстание в Греции 1821 г. возглавила православная иерархия, его благословил архиепископ Патраський Герман.

Следствием этих событий стала фактическая автономизация елладсь-ких епархий по Константинопольского патриархата. 1 января 1822 г. после провозглашения Греции независимым государством их самостоятельность еще больше укрепляется, а православие провозглашается "господствующей религией греческого королевства". Естественно, в такой ситуации встал вопрос о статусе Греческой церкви. В результате сложных политических перипетий в 1833 г. ее было провозглашено автокефальной, однако при этом возбуждено существующие в церкви правила. Таким образом, Элладская церковь на 17 лет была лишена возможности общаться с другими православными церквями, поскольку ни одна из них не признала ЕЕ автокефалии.

Ситуация нормализовалась лишь после Поместного собора Константинопольского патриархата 1850 г. который принял решение о предоставлении Элладской церкви автокефалии. Сегодня ее положение в государстве определяется Конституцией 1975 г., в соответствии с которой церковь отделена от государства и имеет право свободно устраивать свою жизнь.

Элладская церковь имеет 77 епархий, которые с 1922 г. именуются метрополиями, а все правящие архиереи имеют титул митрополитов. В их состав входит 7,5 тыс. храмов и около 200 монастырей. Территориально юрисдикция церкви распространяется на полуостров Пелопоннес и материковую Грецию. Высшим руководящим органом церкви с Священный Синод, состоящий из всех правящих архиереев. Постоянный Священный Синод и Генеральная Церковная Ассамблея, в состав которой входят делегаты епархий. В Постоянном Священном Синоде насчитывается 12 членов, его возглавляет глава церкви, имеющей титул архиепископа Афинского и всей Эллады.

Подготовку церковных кадров ведут факультеты при Афинском и Фессалонікійському университетах, а также семь богословских институтов и восемь семинарий. Церковь выпускает немало периодических изданий, среди них - официальный орган Синода "Екклесіа". Центр греческой православной церкви находится в Афинах.

Албанская православная церковь.

Первые упоминания о распространения христианства в Албании принадлежат к ст. 111 Однако этот процесс и формирование церковных структур шел медленно. Первая епископская кафедра была основана здесь лишь в X в. Позднее она была преобразована в митрополию, в состав которой входило несколько епархий. С IV в. общины будущей церкви находились в юрисдикции Болгарской православной церкви, а со второй половины XVIII в. под управлением Константинопольского патриарха. Только после получения Албанией независимости в 1932 г. церковь была провозглашена автокефальной. Сведения о современном состоянии Албанской православной церкви чрезвычайно бедны, что объясняется изоляционистской позицией бывшего руководства Албании, которое возглавлял Э.ходжа. Как известно, он провозгласил свою страну "атеистической государством", закрепив это конституционным путем. Запрет на деятельность церкви было продиктовано не только абсолютизованими догмами казарменного социализма, но и, в определенной степени, реальной политической ситуацией в стране. ее руководство выбрало путь административного подавления церкви.

Запрет на деятельность церкви не было снято и в первые годы правления в Албании ее нынешнего руководителя Р.Алія. Здесь продолжали действовать статьи Конституций что ставили церковь вне закона.

По сообщению албанской прессы, верующие продолжают молиться в домах, горах, в лесу, тайно придерживаются религиозных праздников и обрядов. По мере того, как демократизируется албанское общество, начинают возрождаться церковные структуры. Заметную роль в этом процессе играет албанский епархия, что входит в состав православной церкви в Америке.

Польская православная церковь. Массовое распространение христианства в Польше датируется 966 г. и связано с именем польского князя Мешко (Мечислав). Поскольку принятие крещения под руководством светской власти было реализовано по латинскому обряду, то упомянутые события положили начало противостоянию на территории нынешней Польши между католицизмом и православием.

В XII в. в городах Хелме и Перемышле было основано православные епархии, а в 1840 г. - Варшавскую епархию. Первое провозглашение автокефалии православной церкви в Польше 1921 г. было вызвано исключительно политическими причинами и не признано Русской православной церковью, в юрисдикцию которого входило православное население Польши. Лишь в 1948 году ей было предоставлено автокефалию, которую признали другие православные церкви. Современная Польская православная церковь насчитывает 5 епархий, 21 благочиния и более 200 приходов. Она имеет три монастыре, 311 храмов и часовен.

Подготовкой церковных кадров занимается Христианская богословская академия - высшее межконфессиональный учебное заведение и духовная семинария. Печатные издания - "Сведения Автокефальной Православной Церкви" - официальный орган и газета

"Тыгодник Подлескі". Возглавляет церковь архиерей, что имеет титул митрополита Варшавского и всей Польши. Его резиденция находится в Варшаве.

Чехословацкая православная церковь.

Возникновения православия на территории современной Чехии и Словакии связано с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия. Массовое крещение народов Великой Моравии началось в 863 г. после прибытия туда солунским братьям. Впоследствии эти земли стали ареной противоборства между католицизмом и православием. В начале 20-х годов XX века здесь возникла Чехословацкая православная церковь, которая находилась под юрисдикцией Сербской церкви. Первым епископом возрожденной церкви стал Горазд (Павлик). В годы второй мировой войны фашисты разгромили церковь, а епископа Горазда казнили. Причиной была активная поддержка церковью антифашистского движения.

В послевоенное время началось восстановление церковных структур и их полноценной деятельности. Сначала был создан экзархат, а в 1951 г. провозглашена автокефалия Чехословацкой православной церкви. В наше время церковь насчитывает более 150 тыс. верующих, около 250 приходов, объединенных в 4 епархии. Возглавляет церковь митрополит, избираемый на Соборе. Он имеет титул Блаженнейшего митрополита Пражского и всей Чехии и Словакии. При нем действует Синод и Митрополичья совет. Официальный орган церкви - журнал "Голос православия". Резиденция митрополита находится в Праге.

Автокефальная православная церковь в Америке - одно из многих православных образований, действующих на территории Северной Америки. В США проживает около двух миллионов православных. Они подпадают под юрисдикцию Константинопольского, Антіохій-ского, Румынского и Московского патриархов. Наряду с ними существуют также Румынский епархия, Украинская автокефальная православная церковь, Русская зарубежная православная церковь и другие церковные структуры, что не признают над собой превосходства соответствующих патриархов. Основу Автокефальной православной церкви в Америке составляют церковные структуры, производные от миссии, основанной РПЦ в конце XVIII ст. Распространение православия на севере американского континента связано с именами ва-лаамських монахов, прибывших на о.Кадьяк в 1794 г. Один из них - старец Герман, что посвятил миссионерству более сорока лет своей жизни, почитается как святой Герман Аляскинський.

Первая епархия на землях Америки была основана в 1840 года. ее развитие связано с именем епископа Камчатского, Курильсь-кого и Алеутского Иннокентия, будущего митрополита Московского. После продаже Россией Аляски в 1867 г. оба государства признали юрисдикцию РПЦ над действующими здесь приходами и церковными учреждениями. Первые же православные приходы на территории США появились в 60-х годах XIX в. Укрепление православия связано с появлением здесь больших масс эмигрантов из европейской части Российской империи. С 1898 по 1907 гг. Американскую епархию возглавлял будущий Московский патриарх Тихон. Уже тогда стоял вопрос о значительном расширении ее автономии.

После 1917 г. православные церковные структуры в Америке стали предметом споров между РПЦ и Вселенским патриархом Ме-лентієм IV, что пытался подчинить себе все православные церкви диаспоры. Однако в соответствии с решениями Всеамерикансько-го Собора в Детройте (1924 г.), на основе бывшей американской епархии был образован временный митрополичий округ.

В 30-х годах в США полностью формируются Американская епархия Зарубежной церкви, образована в 1921 г. в Сремской Карлов-местах, и экзархат Московской патриархии, что находился под духовной опекой РПЦ. Впоследствии, уже по политическим мотивам, был образован третью церковную юрисдикцию, также подчиненную РПЦ.

В годы второй мировой войны наметились возможности для объединения трех названных центров, однако Зарубежная церковь не пошла на это. Воссоздана Американская митрополия сразу же поставила вопрос об автокефалии, которую получила от РПЦ в 1970 г. Это создало угрозу поглощения ею других православных юрисдикций, а затем привело к непризнанию предоставленной автокефалии со стороны заинтересованных православных церквей.

Ныне автокефальная православная церковь в Америке имеет более 500 приходов, 11 епископов и 550 священников, подготовку которых ведут две духовные семинарии и академии. Глава церкви носит титул Блаженнейшего Архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады. Его резиденция находится в Нью-Йорке. Официальный орган - газета "Православная Церковь".

Константинополь признал за Болгарской церковью автокефалии и патриаршее достоинство только в 927 г., но политическая зависимость Болгарии от Византии привела к возвращению ее церкви в 1010 г. в статус архиєпіскопата и восстановления в ней греческого засилья. В период второго болгарского царства в конце XII в. в Тырново был основан патриаршую кафедру, которая стояла на страже национальных интересов. Рядом с ней действовала и архиепископская кафедра в Охриде, которая оставалась под греческим влиянием.

Начиная с XIV в. Болгарская церковь испытывает новых притеснений. К греческого духовного гнета приобщается политический крах Болгарии, завоеванной турками-османами. Они, особенно во время правления султана Сулеймана И (1520-1566) и его преемников, проводили политику искоренения христианства.

Возрождение Болгарской церкви стало составной частью общего процесса национального возрождения. Однако этот процесс тормозился чрезвычайно сильным греческим влиянием. Противостояние между верующими болгарами и Константинопольским патриархом закончилось тем, что в 1870 г. в соответствии с султанским извозчиком был основан болгарский экзархат, а через два года возобновлено автокефалию Болгарской церкви, признанную Константинополем лишь в 1945 г. В 1953 г. церковь возглавил патриарх, что имеет титул Святейшего патриарха. При нем действует Священный Синод, в состав которого входят четыре митрополиты. Один из них возглавляет Высшую церковную совет, состоящий из двух клириков и двух мирян. В ЕЕ компетенцию входят вопросы межхристианских отношений и хозяйственной деятельности.

По церковным источникам Болгарская церковь насчитывает более 6 миллионов верующих. На территории Болгарии она имеет 11 епархий, около 3200 храмов, более 120 монастырей. В Софии действуют духовная академия и семинария. За пределами Болгарии церковь имеет 3 епархии: Нью-Йоркскую, Анконську и Детройтскую, а также несколько приходов в Венгрии, Румынии и Австрии. В Стамбуле находится Болгарское церковное наместничество, а в Москве - Болгарское двор, который действует с 1948 г. Официальный орган церкви - "Церковный вестник".

Украинская православная церковь

Украинская православная церковь, которая действует под омофором патриарха Московского и всея Руси, но является независимой в управлении, обратилась к священноначалию РПЦ с просьбой предоставить ей полную каноническую независимость - автокефалию. В случае положительного решения этого вопроса количественные параметры РПЦ изменились бы кардинальным образом. Достаточно сказать, что на территории России действует около 2,8 тыс. православных приходов, а в Украине только в составе УПЦ их насчитывается свыше 5,5 тыс. К этому следует добавить почти 1,5 тыс. православных приходов, которые входят в состав УАПЦ. Однако, как известно, Архиерейский собор РПЦ, который заседал с 30 марта по 4 апреля в Москве, отказал УПЦ в ее стремлении получить полную самостоятельность. Не указывая в данном случае на факторы, которые привели к такого поворота событий, и не касаясь сложных перипетий, связанных с судьбой православия в современной Украине, будем рассматривать УПЦ как составную часть Русской православной церкви в соответствии с фактическим положением вещей.

Русская православная церковь

Русская православная церковь - крупнейшая среди современных помеси их православных церквей. В диптихе (традиционном списке церквей) она занимает пятое место. В тех границах, в которых сегодня действует РПЦ на территории европейской части бывшего СССР, она берет свое начало от периода введения христианства в Киевской Руси в конце X в. Однако на то время образовалась Киевская митрополия, что находилась в довольно формальной зависимости от Константинопольской церкви. Северо-восточные территории Киевской Руси, как известно, были християнізовані значительно позже.

Перенос церковного центра из Киева сначала у Володи-мир-на-Клязьме (1299 г.), а потом в Москву (1325 г.) было связано с упадком Киева в результате монголо-татарского нашествия и укрепления Московского государства. В 1354 г. Константинопольский патриарх дает согласие на перенос центра Киевской митрополии, но при условии, что Киев останется "первым ее престолом и первой кафедрой".

В результате борьбы между Московской и Литовской государствами в 1458 г. происходит разделение Киевской митрополии на Литовскую (Киевскую и Московскую. Все это время, вплоть до конца пребывания на кафедре митрополита Ионы, который был поставлен без согласия Константинополя в 1448 г., московские митрополиты носили титул "Киевского и всея Руси". Только преемник Ионы митрополит Феодосий стал именоваться "Московским и всея Руси". 1448 г. считается началом автокефалии Московской митрополии, в то время как митрополитов на Киевскую кафедру продолжает назначать Константинополь.

Таким образом, Московская и Киевская митрополии развиваются независимо друг от друга вплоть до конца XVII в.

Дальнейшее укрепление Московского государства, особенно по Ивана Грозного, актуализировало утверждения здесь патриаршей формы правления. Москва начинает претендовать на особое место в православном мире, появляется политическая трактовка известной теории о Москве как третьем Риме. В 80-х годах XV) в. светская власть делает несколько попыток утвердить в Москве патриаршую кафедру. Этой цели она достигает в 1589 г. Первым патриархом Московским и всея Руси был избран Иова.

В этот период на территории Киевской митрополии происходят события, которые приводят к почти полному вырождению православных церковных структур. Православие отступает под давлением католицизма Однако в 1620 г с помощью православного братства и запорожских казаков Иерусалимский патриарх Феофан возрождает здесь иерархию и православия в целом, даря православным Киевской митрополии значительные привилегии.

Переломным в отношениях между Москвой и Киевом, как двумя духовными центрами, стал период, связанный с политическим подчинением украинских земель России на Переяславской Раде 1654 г. В 1685-1686 гг. Московский патриарх поглотил Киевскую митрополию. С этого времени последняя начинает превращаться в рядовую епархию РПЦ, полностью подчиненную Московскому патриарху, аз 1721 по 1917 гг. - Святейшему Синоду -

В 1921 г. православные Украины объединяются в экзархат Московского патриархата. Параллельно с ним действуют и православные церковные структуры национального толка, найвпливо-вішою среди которых была Украинская автокефальная православная церковь. Однако все они, особенно церкви национального толка, были истреблены в 30-е годы тоталитарным режимом. Тогда священноначалие РПЦ прилагает все усилия, чтобы монополизировать свое влияние среди православного населения Украины. РПЦ становится действенным средством русификаторской политики "центра". Только современное национально-религиозное пробуждение в православной среде Украины заставило Московскую патриархию пойти на предоставление православным структурам, которые действуют здесь, определенной самостоятельности. При этом РПЦ постоянно демонстрирует попытки удержать УПЦ в сфере своего влияния.

Возглавляет Русскую православную церковь патриарх, что имеет титул "Патриарх Московский и всея Руси". При нем действует Священный Синод, состоящий из пяти постоянных и пяти временных членов. Предстоятель УПЦ является постоянным членом Священного Синода РПЦ. Административное устройство церкви включает в себя четыре ступени: приход, благочиния, епархия, патриархия. Исключение составляют лишь УПЦ и Белорусский экзархат. Зарубежные епархии, отдельные благочиния и приходы, начиная с 1990 г., также прямо подчинены патриархии. Церковь имеет трехступенчатую систему духовного образования: приходские училища, семинарии и академии. Местонахождение центральных руководящих органов РПЦ - Святода-нилов монастырь в Москве.



Назад