Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

5. Дохристианские верования украинского народа


В духовной жизни древней Украины важнейшим событием было принятие христианства. Вместе с христианской верой пришли и изменения в мировоззрении наших предков. О древние славянские верования дошли до нас очень неполные и неточные сведения. Греческие и римские писатели, интересовались давней Украиной, немного перевели нам о религиозные взгляды наших предков. Так, Прокопий писал о славянах, что они признают единого Бога, что посылает молнию, и ему жертвуют коровы и всякую скот. Не признают назначения и не верят, чтобы оно имело некую силу над людьми. Они поклоняются рекам, нимфам, другим божествам, жертвуют им всякого рода и из этих жертв себе гадают.

В греческих и римских источниках наивысший Бог выступает под разными названиями: Перун - бог грома и молний, Хоре - солнце, Сварог - огонь, Даждьбог - податель добра. Поклонялись также Волосові - богу богатства и скота, Стрибогові - богу ветров. Неизвестно, кто из этих богов были издавна славянские, а которых славяне приняли от других народов. Так, Перун - это возможно германский Донар, что пришел к славян от варягов, или Хоре - пожалуй божество, принятое от иранцев. Много было разных второстепенных божеств, названия которых еще остались в народной памяти, как русалки, мавки, водяные, лешие, домовые и др.

Жертвы богам приносили в разные места. В особом почете были некоторые реки, болота, колодцы. Жертвовали также в рощах, под старыми деревьями, при костре, под оборогом. Купцы, которые переправлялись через Днепровские пороги, останавливались на острове Хортице и там под древним дубом составляли жертвенные хлеб и мясо, а порой и птицу, причем бросали жребий или зарезать ее, или пустить живой. Когда купец приезжал на торг, то жертвовал богам снова хлеб, мясо, молоко, всякие напитки и просил божество помочь ему в торговле. Когда же все продавал, благодарил богам, забивал в жертву несколько штук птицы, часть раздавал нищим, а остальные приносил идолам. Крестьянин во время жатвы поднимал к небу корец с просом и говорил: "Господи, ты давал нам пищу, дай нам и теперь состояния!"

Отдельных святынь наши предки не имели. Также не было много изображений богов. В Киеве только перед княжеским двором стояли статуи главных божеств: Перун из дерева с серебряной головой и золотыми усами. Славяне также не имели своих жрецов, каждый составлял жертвы сам. Но в большой чести были знахари и волшебники, что лечили людей и занимались гаданием. Знали под разными названиями: волхвы, колдуны, потворники, обавники, ведуны, зілійники.

В народных обрядах остались воспоминания древних славянских праздников и связанных с ними обрядов. Приход весны приветствовали веснушками и весенними играми, в которых прославляли поворот солнца до лета и расцвет природы. Это праздник позже сочеталось с христианским Пасхой и зелеными праздниками. Русальная неделя был посвящен русалкам, что выходили из воды и гуляли на берегу. Праздновали также мертвецкую Пасху, посвященный памяти умерших предков. Праздник Купала, что слилось с днем св.ивана - это ночь волшебства, когда цветет папоротник, можно видеть спрятанные сокровища и понять язык зверей. Молодежь плела венки, раскладывала огонь, выводила вокруг него танки, перескакивал через огонь сама и перегоняла через него скот, чтобы уберечь ее от чар. Под осень приходило праздник Коструба, прошання лета, во время которого хоронили куклу, изображавшую смерть. Идея посмертного жизнь была невыработанное и неясна. Загробный мир представляли себе как рай или теплые края, красивый сад, где счастливо жить праведники после смерти. Они продолжали там земную жизнь и поэтому к могиле давали мерцям пищу и различные бытовые вещи. Люди, что жили лихим жизнью, должны быть прокляты по смерти и стать вечными рабами.



Назад