Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

7. Начало христианства на Украине


Христианство распространялось на Украине еще задолго до княжения Владимира Великого. Уже около 860 г. имели креститься Аскольд и Дир, что ходили большим походом на Царьгород. Украинское население не противилося христианской вере. Уже за Игоря 944 г. стояла в Киеве церковь св.Іллі и часть княжеской дружины была христианская.

Игорева жена Ольга также приняла христианство, но не могла присоединить к новой веры сына Святослава. Он сказал, что его жена будет смеяться с него.

Владимир Великий не только сам принял христианство, но и пытался сделать его верой целого государства. По приказу князя все без исключения крестились.

Владимир в первый по крещении день приказал сбрасывать идолов, рубить и жечь. Статую Перуна привязали коню до хвоста и тянули до Днепра - двенадцать человек били его железом. Бросили фигуру до реки и князь приказал: "Как где пристанет, отбивайте его от берега, вплоть перейдет пороги - тогда оставьте его". И Перун поплыл Днепром и задержался далеко за порогами, в месте, которое называлось позже Перунова гальку. На местах, где стояли идолы богов, построили христианские церкви или храма, как их иногда называли. Красота и величие новых святынь медленно сглаживала память о давней, простую веру. Проповедниками христианства сначала были чужаки, греки и болгары. Иногда это были крайние аскеты, что своим видом вызывали тревогу, как например, митрополит Иван Евнух, что приехал из Царьграда 1089 г. Позже духовенство начали выбирать из местных людей, из школ, что основали Владимир Великий и Ярослав Мудрый. Первым митрополитом из местного рода был Илларион, славный проповедник и надворный священник Ярослава Мудрого, рукоположен 1051 г. Второй раз 1147 г. без согласования с Царьгородом, рукоположили на митрополита Клима Смолятича. Это тоже ученый книжник и философ. Собор епископов посвятил его мощами св.Климентія, что в Киеве были в большом почете. Это были попытки вызволить украинскую церковь из-под прямого влияния Византии. Но позже царьгород-ский патриархат восстановил свое право присылать митрополитов до Киева.

В эти времена жил при церкви не только сам священник, но и многочисленный церковный притче - люди, которые выполняли при церкви какие обязанности чтобы церковь приняла их под свою защиту. Их называли также церковными людьми и они не подлежали светском судебные; судил их епископ.

В церковном уставе Владимира Великого они перечислены: игумен, поп, дьякон, попадья, тот кто в клиросе: игуменья, монах, монахиня, проскурниця, паломник, лічець, прощеник, задушний человек, сторонник, слепец, хромец.

Духовные чины часто переходили из рода в род и удерживались в тех же семьях: сыновья священника становились также священниками. Попович, что не учился и не висвятився на попа, оставался изгоем, человеком без состояния. Для грамотного духовенства требовали конечно небольшой образования: только умение читать и писать и знать церковные обряды.



Назад