Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

8. Крещение Руси. Современные Украинские церкви


Введение христианства на Руси, или крещения Руси, было длительным процессом, а не одноразовой религиозной акцией великого киевского князя Владимира, осуществленной в 988-991 гг. Принятие новой религии в великой восточноевропейской стране, какой была Киевская Русь в X в., было обусловлено как внутренними, так и внешними причинами.

Родоплемінний строй и его языческая религия переживали кризис. В стране утверждались феодальные отношения. Господствующим слоям больше подходила религия, которая поучала рабов повиноваться своим господам, чем социально нейтральная племенная. К тому же, христианство предлагало более гуманную, более человечный мораль в отличие от варварских языческих обычаев. Вера в царя небесного и его наместника на земле - великого князя или царя, присуща христианству, больше способствовала централизации государства, чем языческая религия с ее местными культами. Об этом свидетельствовало именно жизнь тех государств, где христианство стало господствующей религией, - Византии, стран Западной Европы. До введения христианства Русь побудили и внешние причины - потребности развивать экономические, политические и культурные связи с соседними христианскими государствами. А языческая религия этом в определенной степени мешала.

На Руси действовали еврейская и мусульманская религии. Был момент, когда киевская правящая верхушка, в частности Владимир, решила ввести ислам, даже отправила с этой целью посольство до Хорезма в 986 г Но через географические, исторические и другие причины Русь чаще общалась с христианскими государствами, чем с исламскими. Это и обусловило выбор киевских князей принять именно христианскую религию.

Следует подчеркнуть, что Русь крестилась" неоднократно. При археологических раскопках в с.Чорновці (вблизи Черновцов) было найдено формочку для отливки нательных крестиков, которая датируется IV ст. Ученые сделали вывод, что уже тогда среди восточнославянского населения на территории нынешней Украины жили и христиане. Из летописей известно, что первым из князей на Руси христианскую веру принял Бравлин в Сурожі (ныне судак в Крыму) в конце VIII в. А впервые официальный акт введения христианства в Киевской государстве произошел за князя Аскольда в 860 г. Тогда же византийский патриарх Фотий поставил на Русь первого высшего священнослужителя - митрополита Михаила.

Аскольдове крещение стало событием международного значения. Русская митрополия, которая возникла в 60-е годы IX века, не прекращала своего существования и после гибели Аскольда. В реестре византийских митрополий Русь в Церковном уставе императора Льва VI (начало X в.) значилась под номером 61.

В 882 г. власть в Киеве захватил Олег в результате государственного переворота, что его совершили реакционные круги общества, которые выступили против христианизации страны. На Руси началась анти-христианская реакция. Но церковная организация сохранилась, а после смерти Олега (912 г.) значительно укрепилась. Арабский писатель ал-Марвазі считает этот год началом утверждение христианства на Руси.

Договор князя Игоря с греками 944 г. свидетельствует о том, что народ Руси в то время был двоеверным - языческим и христианским.

После Игоря княжила Ольга, его жена. Она была христианкой. Во время споров с Византией Ольга обращалась на Запад, к императора "священной Римской империи" Оттона И (959 г.), чтобы он прислал епископа. Но отношения с греками нормализовались и Ольга отказалась от опеки римской церкви. Княгиня вплоть до своей смерти (969 г.) поддерживал христианскую церковь. Чего нельзя сказать о ее сына Святослава.

Новый, завершающий этап христианизации Руси наступил при внуку Ольги - Владимире. Отношения великого киевского князя с Византией были тогда очень противоречивыми. В 986 г. византийский император Василий II, который оказался в трудном положении после поражения в Болгарии, вынужден был обратиться к Владимиру с предложением заключить военный союз между Византией и Русью, а также пригласил на помощь войско из Киева. Владимир на союз согласился, но потребовал руки греческой царевны Анны, сестры императора. Василий II ему отказал.

Летом 987 г. против императора выступил его воевода Барда Фока, который провозгласил себя императором Византии. В то же время Владимир отправился в Крым - тогдашнюю византийскую колонию и измором взял город Корсунь (Херсонес). При таких обстоятельствах Василий II согласился на брак Владимира с царевной Анной при условии, что киевский обладатель примет христианскую веру.

Войско Владимира разгромило мятежников в Византии, а летом 988 г. великий князь Владимир Святославович был крещен в церкви св.Іакова в Херсонесе и женился на Анне. В конце лета он со своей новой женой вернулся в Киев и приказал всем принять новую веру. Крещение киевлян, по летописи, происходило на р.Почайні, притоке Днепра. После Киева приглашены Владимиром византийские священники начали крестить другие города и села Киевской Руси. Этот процесс проходил болезненно. Истории известны выступления населения против християнізаиії в Новгороде, Ярославле и других городах, которые жестоко подавлялись. Таким образом, христианство как государственную религию Киевской Руси было окончательно закреплено силой государственной власти великим князем Владимиром Святославичем в 988-991 гг.

После крещения Руси в стране возникает централизованная религиозная организация во главе с митрополитом, которого традиционно назначал константинопольский патриарх, а утверждал император Византии. Киевская митрополия считалась частью Константинопольского патриархата. После смерти митрополита-грека в 1051 г. князь Ярослав Мудрый без согласования с императором и константинопольским патриархом впервые поставил митрополитом русского священника Илариона, тем самым русская церковь заявила о своей независимости.

Хрешення Руси имело в целом положительные последствия. Во-первых, Русь объединилась в единую феодальное государство. Она была укреплена писаными законами, более развитой религией. Во-вторых, значительное развитие получили экономика и культура Руси. Она стала равной со всеми в цивилизованном мире, вырос ее международный престиж. Об этом свидетельствуют, в частности, династические браки. Князь Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля, сестра Ярослава стала королевой Польши, три его дочери - королевами Венгрии, Норвегии и Франции. В-третьих, утверждая феодальную государственность, христианство тем самым утверждало законность, возможность для большинства населения реализовать свои творческие способности. Результатом стал небывалый расцвет материальной и духовной культуры Руси.

В начале XI в. обострилась борьба между Византией и Римом за первенство в христианском мире. Римские епископы претендовали на особый титул, который выделил бы их среди епископов других патріаршеств. С начала VI в. римский першоіє-рарх присвоил себе титул "папа". Он старался быть "епископом всех епископов", главой вселенской церкви. В середине XI в. папство вступило в острый конфликт с Византией. Он завершился тем, что посланник папы Льва IX кардинал Гумберт наложил анафему на византийского патриарха Михаила Керуларія 16 июля ¡054 г. В ответ на это церковный собор византийских епископов объявил анафему папским посланникам, обвинив Рим в том, что он исказил символ веры, когда принял постановление Вахенського собора 809 г. о "филиокве". Так произошло разделение церквей.

Обе церкви - византийская и римская - претендовали на значение вселенской ("католической" по латинской произношением и "кафолической" - гречески). Позже название "католическая" закрепилось за западной, Римской церковью, а восточная, Константинопольская, стала именоваться "православной" (по латыни - ортодоксальной).

Между Римской и Константинопольской церквей долгое время шла борьба, в том числе за распространение влияния на Русь.



Назад