Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

12.3.3. Социальная теория распределения


В научных приоритетов М. Туган-Барановского причисляют социальную теорию распределения, которая сформировалась на конец первой декады XX ст., но основы которой были заложены еще в 1890 г. в труде "Учение о предельной полезности". Именно исходя из синтеза трудовой теории стоимости и теории предельной ценности, ученому удалось преодолеть ограниченность материалистического детерминизма в толковании прибыли, заработной платы, ссудного процента и т.д.

В последние годы XIX века ученый опубликовал ряд работ, в которых отрицал односторонняя трактовка человеческих интересов и мотиваций, придавал большое значение социальным и психологическим факторам в экономическом развитии.

М. Туган-Барановский выделил пять групп потребностей: 1) физиологические потребности в непосредственной поддержке жизнь и чувства наследственности; 2) половые потребности; 3) симптоматические инстинкты и потребности; 4) альтруистические потребности; 5) потребности, не основанные на практических интересах. По мнению ученого, "мотивы и интересы негосподарського рода имели особенно большое влияние на развитие хозяйства... люди часто предпочитали не полезному".

М. Туган-Барановский отметил особое значение чувство национальности и религии в развитии общества. "Национальность, - твердил он, - часто представляет собой крайний предел для симпатичных чувств современного человека". Это утверждение совпадает с Франковым признанием роли национального сознания в экономическом и общественном развитии. Он писал о том, что почти нет людей совершенно равнодушных к общественного мнения, высоко ценил роль религии в общественном прогрессе. "Религия, - заявлял ученый, - всегда была и остается до настоящего времени одной из самых мощных исторических сил".

Ученый утверждал, что хозяйство служит удовлетворению идеальных потребностей не меньше, чем поддержке человеческого существования. Нет никакой необходимости, - говорил он, - удовлетворению которой не служило бы хозяйство. С этой точки зрения Г. Туган-Барановский критиковал ортодоксальных марксистов за суженное понимание мотивов накопления капитала. Не жажда к физических наслаждений или чувства самосохранения, а честолюбие является важным стимулирующим мотивом капитала, - считал ученый. Он много внимания уделил анализу роли психологических мотивов в хозяйственной деятельности, экономическом соперничеству, подчеркивая тем ограниченность материализма, который все сводил к экономических детерминант.

По мнению М. Туган-Барановского, материалистическая доктрина выравнивания доходов на капитал надуманная и нет "никоим образом не соответствует действительности". Он говорил, что товарные цены формируются не на основе абсолютного товарной стоимости, а издержек производства, структура которых для капиталиста не имеет значения. "Я показал, - писал Г. Туган-Барановский, - что общественный процент прибыли настолько мало зависит от строения общественного капитала, как и процент прибыли в отдельных отраслях производства. Замещения живого труда материальными средствами производства не в силе, само собой, снизить процент прибыли: этот процент повышается или понижается в зависимости от изменения производительности труда, но совершенно независимо от распределения общественного капитала на постоянную и переменную часть".

Себе в заслугу М. Туган-Барановский ставил доказательства того, что теория прибавочной стоимости частично неправильная, частично лишена содержания, а так называемый закон падения процента прибыли изобилует логическими ошибками. В трактовке прибыли ученый отдал правы "вульгарным" экономистам и капиталистам-практикам, отрицал значение теории стоимости для объяснения распределения общественного дохода.

Развивая собственную теорию распределения, М. Туган-Барановский в "Основах политической экономии" отметил, что "категория дохода является одной из своеобразных исторических категорий обменного хозяйства. "Доходы общественных классов, по его мнению, зависят друг от друга. Например, прибыль и заработная плата - не "составляют... логические коррелят". Он твердил, что проблема распределения не является самостоятельная, а тесно связана с капиталистической системой. "Явления распределения, - писал Г. Туган-Барановский, - не есть особые и самостоятельные экономические факты, а тот же процесс капиталистического производства и обмена, который рассматривают с определенной точки зрения".

В этой связи ученый отрицал материалистам, которые рассматривали законы заработной платы на уровне товарного ценообразования, поскольку существует глубокая пропасть между рабочей силой и другими товарами. Рабочая сила - это не внешний объект, а собственно человеческая личность, создание рабочей силы не является хозяйственный процесс. Через том производство товара рабочая сила не регулируется ее цене. Следовательно, спрос и предложение не могут объяснить среднего уровня заработной платы.

Величина заработной платы, в соответствии с концепцией М. Туган-Барановского, определяется, во-первых, производительность общественного труда, во-вторых, долей рабочих во всех общественных доходах. "Социальная теория распределения" предусматривает рассматривать заработную плату как долю рабочих в общественном продукте без связи с ценностью. Эта доля может колебаться вверх и вниз: верхней границей весь продукт минус средства производства, нижней - так называемый физиологический минимум. Конкретные величины платы в этих рамках будут определяться соотношением социальных сил рабочих и предпринимателей.

Поскольку факторы (производительность труда), которые определяют заработную плату и прибыль одни и те же, то их доли в общественном продукте могут увеличиваться одновременно. Такое явление на основе традиционной теории непонятное, но на самом деле оно вполне реально. Правда, отмечал М. Туган-Барановский, предприниматели могут иметь большую долю в общественном продукте, но это уже зависит от соотношения социальных сил, то есть наемных работников и предпринимателей.

Несмотря на эту простоту, предложенная теория распределения претендовала, как отмечали современники ее автора, на научную новизну. Наиболее полно теория распределения М. И. Туган-Барановского изложена в его работе "Социальная теория распределения", которая была издана в 1913 году в Берлине на немецком и в Петербурге русском языках. Она опиралась на этический императив, согласно которому человек - мера всему.

Понятно, что такой подход распределения слишком противоречил культивованим тогда социалистическим доктринам с их проповедью классовой борьбы и эксплуатации. Социальная теория распределения М. Туган-Барановского согласовывала интересы рабочих и предпринимателей, раскрывала их общий источник доходов, а следовательно, и заинтересованности в экономическом росте. Можно согласиться с тем, что социальная теория распределения М. Туган-Барановского не является сложной, однако новаторской, поскольку собственно ее простота свидетельствует о талант творца. Можно сказать даже так, что именно в простоте кроется гениальность. Именно поэтому социальная теория распределения привлекла внимание выдающихся экономистов, в частности, представителя австрийской школы. Бем-Баверка.



Назад