Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

9. Киевская митрополия и всея Руси


Христианство на Руси стало религией, которую особенно поддерживало государство. От времени Владимира митрополиты выступают как руководители церковной организации Руси в религиозно-канонических делам, а также как советники князя в делах общественных. Государство поддерживала церковь, а церковь - государство. После разделения церквей в 1054 г. на православную и католическую русские священнослужители остались в юрисдикции (подчинении) Византийской церкви. В 1036 г. резиденцией митрополита киевского был г. Переяслав, а позже Киев. На рубеже X-XI вв. учреждаются епархии, как правило, в пределах удельных княжеств с центрами в городах Новгороде, Белгороде (ныне с.Білгородка на Киевщине), Юр'єві (ныне г.белая Церковь), Владимире-Волынском, Чернигове, Ростове и др. В разные времена на Руси существовало до 20 епархий. В X-XI вв. митрополиты и архиереи - руководители епархий - были греками, их назначал константинопольский патриарх. Однако Киевская митрополия фактически была автономной, митрополит пользовался многими патриаршими правами.

Потребность иметь своих, местных священников побудила князей и митрополитов создать учебные заведения. Уже за князя Владимира в Киеве, Новгороде и др. городах были основаны школы для подготовки священнослужителей и переписчиков церковно-богослужебных книг. При Ярославе Мудром количество таких учебных заведений увеличилось. Впоследствии они становятся центрами образования, распространения грамотности. Основываются первые монастыри. Складываются первые русские летописи.

Время княжения Владимира был временем наибольшего могущества Русского государства. А уже за сына Владимира - Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) начинается постепенный упадок. Главные его признаки и причины - раздел единого государства на многочисленные "князьки", часто враждующие между собой, княжества. Киев теряет значение общерусского государственного центра, а один другой город такого значения не имело. В этих условиях только церковь сохранила централизованную единство и в определенной мере компенсировало отсутствие государственного единства Руси.

В годы монголо-татарского нашествия (1237 - 1240 гг.) Русская церковь понесла большие потери, большинство храмов было ограблено, церковные книги уничтожены, преследовались сотни священников и монахов, многих из них казнены. В 1240 г. хан Батый осадил Киев, несмотря на героическое сопротивление воинов и местного населения, захватил и разрушил город. Оно потеряло значение общерусского церковного центра. Около 1250 г. киевский митрополит Кирилл 111 перенес свою резиденцию в г.владимир на Клязьме.

Галицкий князь Юрий Львович добивался основания в м.Галичі отдельной митрополии для юго-западных русских земель, неподвластных Золотой Орде, и послал на рукоположение в Константинополь своего кандидата Петра Ратенського. Однако патриарх Афанасий поставил его митрополитом всей Руси. Предусмотрев значение тогда еще маленького поселка Москвы, как будущего центра, Петр (1308-1328) переносит туда свою кафедру и становится духовным вдохновителем московского князя в его государственной деятельности по объединению Руси. Митрополит получил также большие льготы для церкви от хана Узбека.

Ныне некоторые сторонники противопоставление русских и украинцев выдвигают вымышленное вопрос о том, как соотносятся "Русская" или "Московская" и "Киевская" церкви. Мол, "Киевская" - мать, а "Московская" - ее дочь, по крайней мере сестра. Но дело в том, что старинная Киевская митрополия за митрополита Петра какой была, такой по своему составу и осталась после его переноса центра до Москвы. Она еще более ста лет после того сохраняла свое первое название - "Киевская митрополия и всея Руси". Итак, Русская церковь и Киевская митрополия того времени - это синонимы, разные названия одной и той же религиозной организации. От правления митрополита Ионы (1441 г.) митрополиты на Руси стали именоваться уже Московскими и всея Руси. В 1448 г. Русская церковь стала автокефальной, самоуправляющейся, независимой от Константинопольской церкви, что в 1439 г. перешла к унии с Римской.

В конце XV ст. Московская Русь стала уже большой по территории государством с многочисленным населением. Положение церкви было исключительным. По количеству верующих, храмов, монастырей, за материальными ресурсами она не уступала тогдашним всем четырем восточным автокефальным православным церквам вместе взятым. Великие князья в важнейших делах должны были учитывать голос главы церкви. При таких обстоятельствах титул митрополии не соответствовал реальному значению Русской церкви. ее руководители поставили вопрос о создании патриаршего правления, и в январе 1589 г. митрополит Иов, при участии Константинопольского патриарха Иеремии II, был поставлен патриархом Московским и всея Руси. С тех пор начался, так называемый, патриарший период жизни Русской церкви. В списке православных церквей мира она заняла почетное пятое место.

Православие в Российской империи - официальная государственная религия, была главной опорой самодержавия и крепостничества. Она позаимствовала у Византии обожания имперской власти и перенесла его на российских царей, освятила крепостничество как общественный строй будто богоугодный, осуждала освободительные движения и принимала участие в их подавлении. Патриарх Никон (1605-1681) пытался поставить церковь над государством, вступил в острый конфликт с царской властью и был в 1667 г. устранен. С Никоном связан церковный раскол, обособление от официальной церкви старообрядцев. За Петра И любой самостоятельности церкви наступил конец, Екатерина 11 довершила процесс полного подчинения церкви государству. В XIX ст. Русская православная церковь (РПЦ) выступает верным и вполне послушным орудием в руках правящих классов России. В начале XX в. церковь была мощной и разветвленной организацией. В 1914 г. в Российской империи, включая Украину, было 77 764 храмы, насчитывалось 117 916 служителей культа, 1025 монастырей с 94 629 монахами. РПЦ была крупным землевладельцем. На каждого монаха приходилось 40 десятин (1 десятина = 1,09 га) земли, на священника - 71 десятина. Всего церкви принадлежало 2 611 635 десятин земли. Церковь контролировала народное образование, она имела собственные, так называемые церковно-приходские (начальные) школы. В 1914 г. их было 41 233, в них обучалось 2 млн. детей с 6 млн. учеников по всей стране.

Служебная роль церкви в государстве определялась следующими моментами: духовенство при вступлении на должность присягало на верность царю, получало от государства зарплату, делилось на ранги вместе со всеми государственными чиновниками; духовенство выполняло ряд функций государственного аппарата (ведение актов гражданского состояния, контроль за народным образованием, за политическими настроениями верующих). Главной функцией церкви было освящение власти самодержавия и борьба с освободительными движениями. Церковная идеология выступала и как государственная идеология.

РПЦ неблагосклонно отнеслась к Октябрьской революции 1917 г. Патриарх Тихон, избран на Поместном соборе того же года, предал анафеме (проклятию) Советскую власть и ее сторонников. Участие большого числа служителей церкви в гражданской войне на стороне белогвардейцев привела к преследования многих священников.

В годы гражданской войны в РПЦ возникают расколы, в том числе на Украине.

С утверждением советской власти церковь переходит на позиции лояльного отношения к ней. С официальными заявлениями об этом выступили патриарх Тихон в 1923 г. и митрополит сергий в 1927 г. Однако ошибочные тезисы о религии как "опиум народа" и церковь как "орган буржуазной реакции", которые были взяты на политическое вооружения государства, долгие годы были ведущими в ее отношении к религии, церкви и верующих. Несмотря на принятое прогрессивное законодательство о свободе совести (Декрет 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"), в стране продолжалось фактическое гонения на религию, духовенство и верующих. Церкви, монастыри закрывались, разрушались или превращались на хозяйственные и производственные помещения. Несмотря на это, РПЦ в годы Отечественной войны 1941 - 1945 гг. занимала патриотические позиции, принимала посильное и достаточно активное участие в обороне Родины от врага. Поэтому правительство СССР в 1943 г. был вынужден пойти на некоторые уступки: было дано разрешение на избрание патриарха, открытие духовных учебных заведений, издание религиозной литературы и т.д. Но в 50-х гг. гонения на религию и церковь вновь усилились, что привело, 'в частности, к резкому уменьшению количества действующих храмов.

В начале 80-х гг. во многих странах мира развернулась подготовка к 1000-летию крещения Руси. Она способствовала улучшению положения церкви в государстве, увеличению количества ее храмов и верующих. Юбилей крещения Руси было отмечено как всенародный праздник.

Организация Русской православной церкви включает в себя следующие звенья: приход (приход) - группа верующих во главе со священником, которые "приходят" к храму, постоянно им пользуются; церковные приходы в пределах административного района, которые объединяются в так называемый благочинный округ; благочиннические округа в пределах области (или нескольких областей), которые составляют епархию (например, Буковинсько-Черновицкая, Ивано-Франковская, Львовская епархии и др.).

Русскую церковь (все ее епархии и др. подразделения) возглавляет патриарх, который избирается пожизненно открытым голосованием на Поместном соборе с участием представителей всех епархий. Поместный собор 1988 г. избрал патриархом Московским и всея Руси Алексия II (Редигера), бывшего руководителя эстонской епархии. При патриарху существует совещательный орган - Священный синод, члены которого заведуют определенными сферами церковной деятельности (духовные учебные заведения, издательство, финансово-хозяйственные дела и т.п.). РПЦ имеет несколько десятков монастырей, духовных академии и семинары для подготовки кадров священнослужителей и церковнослужителей, издательства, промышленные предприятия для производства предметов культа, церковной утвари и др. подразделения. РПЦ издает ежемесячный Журнал Московской патриархии", епархиальные журналы, церковные календари, богослужебные книги, богословские труды и др. литературу.



Назад