Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

10. Украинская православная церковь


История украинской православной церкви - это неотъемлемая составная часть истории православия вообще. Русская церковь, которая возникла в результате крещения Руси в 988-991 гг. существовала и развивалась не только на украинских землях. Впоследствии она распространила свое влияние на все огромные просторы некогда великой единой страны - от берегов Тихого океана до Балтики и от памирских вершин до берегов Ледовитого океана.

Итак, основные этапы и содержание истории Русской церкви - это также этапы истории Украинской православной церкви. Но при этом необходимо выделить отдельно период с середины XV в. до середины XVII в. С конца XIV в. украинские и белорусские земли оказались под властью литовских и польских феодалов. Опасаясь влияния Русской церкви на украинское и белорусское население, тогдашние власти за помощью иезуитов сумели отделить от нее несколько епархий и создать из них отдельную, Литовсько-Киевскую митрополию с подчинением ее Константинопольскому патриархату. Вследствие вынужденного ослабление связей с Россией, она в конце концов была почти полностью вовлечена в унию. Но не все епископы Киевской митрополии согласились на унию и юридически еще продолжали свое существование. В 1610 г. патриарх Феофан, находясь на Украине, рукоположил еще нескольких православных епископов и тем самым канонически возобновил Киевскую православную митрополию.

После воссоединения Украины с Россией (1654 г.) состоялось и церковное объединения (1686 г.). Киевская митрополия перешла из юрисдикции Константинопольского патриарха к патриарха Московского и всея Руси. В результате разделов Польши в XVIII в. значительная часть Правобережной Украины была объединена с Левобережной, и уния фактически утратила силу: бывшие униаты Волыни, Подолья, Холмщины, а также Белоруссии вернулись к православию. Уния сохранилась благодаря усилиям монархии Габсбургов лишь на тех украинских землях, которые попали в состав Австро-Венгрии (Галичина, Буковина, Закарпатье).

В марте 1946 г. по решению Львовского собора Брестская уния 1596 г. было отменено и бывшие униатские епархии воссоединились с Украинской православной церковью. Униаты на Закарпатье вернулись к православию в 1949 г. Однако процесс перехода бывших униатов на западно-украинских землях в состав Украинской православной церкви не был безболезненным. Особенно для тех верующих, которые остались в унии. Вопреки законодательству о свободе совести они были лишены права создавать и регистрировать свои религиозные общины. Они существовали нелегально. Возникли острые споры между униатами и православными за право пользования храмами. С середины 80-х гг. XX в. эти конфликты переросли в физические стычки, настоящие драки. Поддерживаемые определенными политическими силами, а местами местными органами власти, униаты силой отобрали у православных храма во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе и во многих других городах и селах Галичины. Ирония судьбы: снова силовыми методами в западноукраинских областях было образовано Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ).

Не простым была история православия на Буковине. Этот край еще по киевского князя Олега (882-912 гг.) принадлежал к Киевской Руси. Христианская религиозная организация на Буковине входила в состав Киевской митрополии, так сказать, матери Украинской и Русской церквей. После упадка Киева (1241 г.) Буковина долгое время была под иностранной властью. Но в крае хранилась православная религиозная организация. Существовала Буковинская митрополия. В 1926 г. она вошла в состав Румынской православной церкви на правах епархии и, наконец, после второй мировой войны воссоединилась с Украинской церковью.

К 1990 г. православные приходы и другие церковные образования на Украине принадлежали к Украинского экзархата Московского патриархата. Поэтому некоторые критики утверждают в связи с этим, что УПЦ впитала в себя все негативное с эпохи сталинщины и застоя, а потому является одной из твердынь имперского мышления, врагом национальных ценностей и не может вписаться в духовную жизнь, суверенного украинского государства. Но тысячелетней истории Украинской православной церкви никак нельзя перечеркнуть, или заменить ее на историю других украинских церквей (греко-католической, автокефальной и др.), которые были образованы значительно позже и происходят из одного и того же корня.

В 90-е годы XX в. перед Русской церковью встала дилемма: сохранить свою централизованную организационную структуру или сохранить православие с национальным окраской. Московская патриархия высказалась за последнее. В январе 1990 г. Архиерейским собором РПЦ было принято "Положение о Экзархата Московского патриархата" (их было четыре - Украинский, Восточноевропейский, Западноевропейский и Американский). Три зарубежные экзархата по решению собора было отменено, зарубежные епархии были подчинены непосредственно Патриарху и Синоду.

Рядом с существующим Украинским был образован Белорусский экзархат. Они получили и другие официальные названия: Украинская православная и Белорусская православная церковь. Дело было не только в названиях. На территории республики ликвидировались ставропигии (церковные подразделения с прямым подчинением Патриархии), был образован Синод, который получил высшую законодательную, исполнительную и судебную власть.

В августе 1990 г. Украину посетил патриарх Алексий II и, ознакомившись с религиозной ситуацией в республике, одобрил предложение о предоставлении УПЦ самостоятельности. Решение по этому поводу было принято на Архиерейском соборе РП Ц 25-27 октября 1990 г. В патриаршей грамоте сказано: "...быть отныне Православной Украинской церкви, независимой и самостоятельной в своем управлении".

Будучи самостоятельной в управлении УПЦ сохраняет все православные каноны, православную веру вообще, канонический связь со вселенским православием, а ее предстоятель остается постоянным членом священного Синода РПЦ.

Канонический и частично организационный связь с РПЦ дает формальный повод для обвинений УПЦ со стороны различных политических группировок в том, что она, мол, независимая только на словах, что она является творением административно-командной системы и т.д. Особенно большое давление на УПЦ делают греко-католическая и так называемая автокефальная церковь, а также их "спонсоры" из Движения, СРП и других политических группировок.



Назад