Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Социально-политические и исторические причины возникновения униатства в Украине


Из истории известно, что христианство уже в i в. быстро распространяется за пределы Иудеи и глубоко укореняется, прежде всего в столице империи - Риме, в городах Восточного и Северного Средиземноморья. Наиболее життєдіяльною и сильной за первые три века существования стала римская община. Она выдержала многочисленные нападки и преследования, но в жестоких испытаниях только крепла духовно и количественно, привлекая к новому вероучения не только простолюдинов, но и состоятельных и даже представителей знати, чему в значительной степени способствовал упадок огромной и некогда могущественной империи. Поэтому на время распада Римской империи в 395 г. христианские общины составляли здесь довольно значительную общественную силу. Позже христианство стало доминирующей религией на западе бывшего государства, образовавшейся вопреки светской власти и поддержана народом, стала сильнее нее.

Судьба же христианской общины на востоке, в Византии, складывается несколько по-другому. Распад Римской империи на Восточную и Западную, который привел к полному упадку последней в 476 г., начал утверждение Восточной Римской империи, которая под названием "Византия" просуществовала еще около тысячи лет. За крепнущей государственной власти не могло быть и речи о том путь определения, что его прошла римская община. Восточные общины христиан, их церкви и иерархи получили официальное признание и поддержку византийских императоров, правда, при этом они уступили самостоятельностью и вынуждены были признать власть своих благодетелей. Так на основе единого вероучения и догматики, основные положения которого были закреплены в решениях Нікейсь-кого собора 325 г., возникло два центры христианства с различными генезисами, способами существования, политическими статусами

Римская церковь, возглавляемая своим высшим иерархом - папой римским, всегда пыталась поставить себя над правителями отдельных государств, не признавая главенства над собой светской власти. Восточная же церковь, как правило, в условиях единого государства, произвольно поделена монархами и правительствами, не имея единого пастыря и единого центра, веками существовала в тени царского трона, что был залогом ее господствующего, привилегированного положения в обществе.

Эти различия православия и католицизма, различия прежде всего политического характера, повлияли на решение дилеммы, стоящей перед Киевским князем Владимиром: выбирать церковь, которая обяжет князя признать духовную, в то же время, ощутимую политическую зависимость ее от иерарха (папы римского), или церковь, которая сформировалась под опекой кесаря, имеет опыт служения главе государства, а свою перспективу видит в расширении Его влияния и могущества. И князь отдал предпочтение второй, т.е. восточной, православной церкви, которая и положила начало свою историю на русской земле в 988 г. Важным обстоятельством для выбора киевским князем именно православие было и то, что богослужение проводилось национальным языком, тогда как католицизм языке Бога признавал только латынь.

Окончательное размежевание восточного и западного направлений христианства - раскол на католиков и православных - было обусловлено, прежде всего, политическими реалиями и закономерностями и произошло в 1054 г.

Одним из основных в догматичному различии православных и католиков был вопрос о соотношении лиц троицы, или так называемое вопрос о "филиокве" (лат. "и от сына"). Речь идет о внесено западной церковью дополнение к символу веры: святой дух исходит не только от Бога-отца" (как учили восточные теологи), но и "от сына". Эта поправка богословским языком означала не что иное как то, что "дух" (власть) происходит и от "сына - Иисуса Христа", а на самом деле - от его наместника, что им провозглашено папу римского. "Филиокве" - это догматические претензии папства на безграничную религиозную власть над миром.

Данное положение стало своеобразным богословским обоснованием экспансионистской политики Ватикана. Для ее проведения папский престол использовал различные методы, одним из которых и была уния - "идея единства христианской религии, церкви объединения католической и православной путем церковного союза". Она реализовывалась там, где папе римскому не удавалось насадить свою власть через прямое окатоличивания населения земель, в которых он был заинтересован.

В мире проблематики нас прежде всего интересует униатская политика папства относительно народов славянского Востока - русского, украинского и белорусского. Первые попытки окатоличивания Руси, как об этом свидетельствуют летописи, римские папы осуществили еще в период княжения Владимира Святославича (978-1015 гг.). Существующие в то время два христианских центры - греко-православный, возглавляемый вселенским патриархом в Константинополе, и католический, во главе с папой римским, - мечтали повернуть богатую и сильную Киевскую государство в свою веру и подчинить себе. Правда, известны неудачные попытки католических миссионеров проникнуть на Русь, например в 962 г., еще до официального введения христианства на Руси. Германский император Отгон И, который мечтал о подчинения славянских стран своей власти, направил в Киев монаха Адальберта с титулом "епископ Русского", однако княгиня Ольга не приняла его. Враждебно встречен в Киеве, миссионер вынужден был спасаться бегством. Причины безусловного провала его миссии католический церковный историк Я.Левиць-кий видит в том, что латинский обряд был малоизвестен и не имел за собой исторического основания на украинской земле, поэтому было решено принять христианство из Греции. Современные униатские богословы также признают, что Русь - Украина приняла христианство в форме восточного обряда от Византии.

 



Назад