Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Лютеранство


Одним из первых шагов реформаторского движения был выступление в 1517 г. немецкого монаха Мартина Лютера (1483-1546) против власти римских пап и торговли індульгенціями. Одним из центральных догматов протестантизма стало учение Лютера о спасении души с помощью веры в искупительную жертву Христа. Лютер утверждал, что человек может спасти душу только благодаря личной вере, которая непосредственно даруется ей Богом. Таким образом, он выступал против претензий католического духовенства относительно контроля веры и совести на правах посредника между людьми и Богом. Было выдвинуто требование отмены обособленного состояния священников, устранение монашества, римской курии, то есть всей иерархии, которая дорого стоит. Было отброшено и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов. Единственным авторитетом в вопросах веры был признан "священное писание", право толковать которое предоставлялось каждому верующему.

Кульмінізм. В начале XVI в. возник еще один вид реформаторского движения - кальвинизм. Жан Кальвин, который выступил против католицизма, возглавил реформаторское движение. Главные идеи своего учения он изложил в работах "Наставления в христианской вере" и "Церковные наставления". Одним из главных догматов кальвинизма является учение о "абсолютное предопределение": еще до "сотворение мира" Бог, якобы, определил судьбу людей, одним - рай, другим - ад, и никакие усилия людей, никакие "добрые дела" не смогут изменить того приговора. Хотя начертание Бога людям неизвестны, они могут догадываться о свою судьбу с того, как складывается "их земную жизнь: профессиональная деятельность каждого есть "Божье предопределение" и большие успехи в ней является признаком избранности для спасения.

Кальвинизм, стоя на позициях консерватизма в решении коренных социально-политических проблем современности, подчеркивает всемогущество Бога и ничтожестве человека. Учение набсовета-кальніше провело реформирование христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа - иконы, свечи и т.д . - было отменено, основное место в богослужении заняли чтения и комментирования Библии, пение псалмов. Руководящая роль в общинах отводилась пресвитерам - старшинам и проповедникам, которые и направили религиозной жизни общины.

Так проходила Реформация в Германии и Швейцарии. В Англии, в отличие от других европейских стран, она началась по инициативе правящих кругов. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы, а Генриха VIII ее главой. Церковные отношения с Ватиканом было разорвано, закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано. В 1549 г. введено молитвенник, отменено безбрачие духовенства; однако католические догматы и обряды было сохранено.

Со временем влияние протестантизма на английскую церковь усилилось, что привело к разграничению ее с католицизмом. В 157] г., в период правления Єлизавети И, английский парламент принял "символ веры" из 39 статей, где отрицались католический догмат о чистилище, практика индульгенций, папская власть, поклонение иконам, святым, безбрачие духовенства. Английская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и "священное писание" как единственные источники веры, отрицание учения католицизма о индульгенцию, поклонение иконам. Но при этом признавался католический догмат о спасительной силе церкви, церковь как необходимого посредника для спасения людей, остался нетронутым епископат. Таким образом, английская церковь эклектично соединила в себе протестантские и католические догматы. Она является примером компромиссного варианта протестантизма, который был достигнут в результате длительной борьбы английской королевской власти против политических и экономических притязаний папского двора.

В Шотландии реформаторский дух проходил под знаменем кальвинизма Его представителем стал английский богослов Джон Нокс (1505-1572). Реформация была связана с борьбой против династии Стюартов. Известно, что в конце 60-х годов XVI в. Мария Стюарт, опираясь на католическую знать и поддержку со стороны папства, зазнана поражения. В Шотландии образовалась пресвитерианская церковь, которая признавала единовластие Христа в общине верующих и равные права всех ее членов. Было отменено сан епископа и сохранено пресвітерство в духе кальвинизма. Позже, в конце XVI - начале XVII в., в Англии обострились социальные противоречия, возникает буржуазная оппозиция абсолютистському режиму, не удовлетворенная королевской Реформацией. Среди английской буржуазии распространяется кальвинизм, сторонников которого называли пуританами. На правом фланге этого движения стояли пресвітеріанці, что защищали интересы крупной буржуазии. В их программе выдвинуты требования установления пресвитерианской церкви, защиты светской власти, права преследовать ереси. Радикальное крыло пуритан полностью отрицало принцип государственной церкви, считая, что каждая отдельно взятая община должна быть свободной в выборе вероисповедания. Одно из главных требований - перестройка церкви на основе конгрегации. Активизация демократических элементов привела к возникновению религиозных сект конгре-гаціоналістів, баптистов, квакеров и др. В ряде случаев возникновения этих сект в религиозной форме отразило недовольство низов последствиями буржуазной революции.

Можно сделать вывод, что главными направлениями в протестантизме были и остаются лютеранство, кальвинизм, anglicanism, возникшие в период Реформации. Все другие протестантские образования отражают лишь основные принципы этих течений.

В середине XIX в. протестантизм проникает в Россию (баптизм, адвентизм, евангелизм). В 30-40-х гг. XX ст., в связи с вхождением западных украинских и белорусских земель, Буковины, прибалтийских государств в состав Советского Союза, возникло еще несколько видов протестантизма (лютеране, реформаторы, ісговісти, пятидесятники и др.), что стали проникать дальше на восток.

В наше время насчитывается более 344 млн. протестантов, об'-каних во Всемирный совет нерков, которое было создано 1943 г. На территории бывшего СССР существуют такие протестантские церкви И сехтя: лютеранская в Эстонии и Латвии, наибольшая - Эстонская евангельская церковь во главе с архиепископом; кальвинисты и реформаторы (в Закарпатье); евангельские христиане-баптисты; адвентисты, пятидесятники, свидетели иеговы, меннониты.

Догматические особенности принципов протестантизма: спасение собственной верой, пастырство всех верующих, исключительный авторитет "священного писания" - представляют собой религиозное утверждения буржуазного образа жизни. В протестантизме значительно упрощен культ: отменено облачения священников, драгоценные украшения церкви, колокола, алтари, иконы. Не поклоняются мощам святых, отменены многие праздников, специальных служб, связанных с почитанием святых.

Типичной протестантской церковью является церковь евангельских христиан-баптистов. Из нее выделились адвентисты, пятидесятники, а с адвентизма, в свою очередь, єговізм. Секта евангельских христиан-баптистов (ЄХБ) создана в 1944-1947 гг. в результате объединения организации баптистов с евангельскими христианами и общин пятидесятников. Позже, в 1963 г., до ее объединения вошла часть общин братских меннонитов. В октябре 1963 г. состоялся Всесоюзный съезд ЄХБ, который принял основные принципы вероисповедания.



Назад