Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

12.3.4. Теоретик кооперации


М. Туган-Барановский принадлежал к экономистов-мыслителей, которые в постоянной эволюции своих взглядов осуществляли новаторские научные поиски. Впервые таким образом ученый заявил о себе в оригинальном синтезе трудовой теории стоимости и теории предельной ценности, следовательно выступил основателем теории экономической конъюнктуры, одновременно развивая новую теорию распределения. "Я, - твердил М. Туган-Барановский, - сделал попытку изложить и обосновать теорию распределения, которая, как мне кажется, существенно отличается от тех, что есть сейчас в экономической науке". Ученый назвал свою теорию "социальной", поскольку ее отличительной чертой было придания особого значения социальным факторам общественного дохода. В процессе своего научного роста М. Туган-Барановский все больше интересовался теорией и практикой кооперации.

М. Туган-Барановский был выдающимся теоретиком кооперации. Он опубликовал по этой проблематике ряд ценных трудов; главной среди них является исследование "Социальные основы кооперации". Эта работа впервые вышла в 1916, p. а впоследствии стала известной во всем мире. Именно "Социальные основы кооперации" приобщили имя М. Туган-Барановского к классиков-теоретиков кооперативного движения.

Свое исследование М. И. Туган-Барановский рассматривал как попытку создать учебный курс для ознакомления с социальными основами кооперации и общей теории кооперативного движения. "Книга, - признался ее автор, - требовала от меня довольно продолжительной работы, но мне хотелось бы, чтобы читалась она легко и была доступна пониманию даже малообразованного читателя".

Первую часть своей основательной работы ученый посвятил рассмотрению общего учения о кооперации. Здесь речь идет, прежде всего, о социальный идеал кооперации. По мнению М. Туган-Барановского, кооперативные предприятия - это, по сути, единственная форма хозяйственной организации, возникшей в результате сознательных усилий широких общественных групп с целью превратить существующую систему хозяйства.

Если развитие капитализма был "естественным процессом, то кооперация создана "искусственно" вследствие влияния на капиталистическое общество социалистического идеала, суть которого заключается в требовании экономического равенства всех членов общества. Социализм в стремлении к равенству приходит к большего или меньшего отрицание права частной собственности.

М. Туган-Барановский отмечал, что кооперативы обращаются не к общественных, религиозных или моральных представлений человека, а прежде всего, к тому же мотива, к которому обращается капитализм - до личного эгоизма, хозяйственного интереса человека. В этом великая сила кооперации, поскольку внутренняя экономическая ее природа имеет много общего с капиталистическим предприятием. А капиталистическое предприятие, писал ученый, не благотворительное заведение, не общественная пропаганда, не политическая организация и не рабочая союз. Оно является хозяйственной организацией в интересах определенной группы лиц.

Кооператив - предприятие, но предприятие не капиталистического типа. М. Туган-Барановский с должной полнотой определил признаки, которые отличают кооператив от капиталистического предприятия. "Капиталистическое предприятие, - отмечал он, - существует ради прибыли... кооперативное... никогда не преследует цели получения капиталистического прибыли". В подтверждение этого ученый привел различные типы кооперативов, что позволило полнее отличить их от капиталистических предприятий.

Из этого анализа следует такой вывод: "кооператив не только не является капиталистическим предприятием, но именно в борьбе с капиталом и заключается сама суть кооперативного движения. В своем капиталистическом теле кооперативы скрывают душу, враждебную капиталу. Кооперативы служат интересам не капиталистов, а тем, кто страдает от капиталистов. Кооперация является одной из форм самозащиты трудящихся классов от натиска капитала". Кооператив защищает хозяйственные интересы экономически слабых общественных групп через объединение в одно хозяйственное целое. Через то люди, поведение которых определяется только мотивам личного эгоизма, не пригодные для кооперации. "Солидарность интересов, - вот духовная основа кооперации", - сделал вывод Г. Туган-Барановский.

По мнению М. Туган-Барановского, с капиталистическим предприятием как типом борется только кооперация, поэтому нельзя рассматривать сотрудничество сквозь призму социального мира. Кооперация - это борьба, но не с помощью насилия или оружия, не путем создания баррикад. Это борьба за новый общественный строй мирными средствами. Кооперативные организации охватывают основные отрасли труда.

Дав оценку классификации кооперативов, что ее предложили теоретики кооперации, Г. Туган-Барановский поделил кооперативы в соответствии с характером работы. "Мы, - писал он, - приходим к основному разделения кооперативов на два вида: 1) кооперативы только в сфере обмена, но не в сфере труда; и 2) кооперативы в сфере труда и обмена". Ученый выделил девять основных видов кооперативов: кредитные кооперативы, потребительские общества, домостроительные общества, закупочные товарищества, общества по сбыту, общества по переработке, производственно-подсобные артели, трудовые артели, производственные артели.

Рассматривая развитие пролетарской кооперации, Г. Туган-Барановский осветил связь эволюции социалистической мысли с кооперативным движением преимущественно на западноевропейском материале, щедро использовав свои предыдущие исследования развития социалистической мысли. Кооперативное движение в концепции Г. Оуэна, рочдельські общества, кооперативы Англии начала XX ст., производственные артели во Франции, трудовые артели, международное объединение пролетарских кооперативов, иные кооперативные организации рабочих нашли полное освещение на страницах "Социальных основ кооперации" М. Туган-Барановского.

Ученый подробно проанализировал кооперативные организации сельского населения, раскрыв идеологию Райффайзенівських кооперативов, их кредитные и другие формы. М. Туган-Барановский проследил развитие кооперативного движения на селе, исследовал социальное значение сельскохозяйственной кооперации, социальную среду ее развития. Понятно, что ученый не мог не включить в орбиту своего анализа кооперативы Украины и России. В этой связи интересны оценки М. Туган-Барановского кооперативного движения в России, по поводу которого он заметил, что не являются ли они здесь "только одни кооперативные фасады, в виде тех мнимых городов, которые Потемкин внезапно создавал в пустынных областях Новороссии при приезде Екатерины II". Это означает, что ученый слишком скептически оценивал состояние кооперативного движения в России. Что касается Украины, то Г. Туган-Барановский проанализировал его в Херсонской, Таврической и в Екатеринославской губерниях. На основе этого он сделал вывод о том, что в "кредитные общества привлекают преимущественно крестьян среднего достатка". Это подробно осветил экономист на примере кооперативного движения Черниговщины.

Всесторонне проанализировав развитие кооперации, ее пролетарские, крестьянские и мелкобуржуазные формы с позиций разных взглядов и исторических закономерностей их развития, М. Туган-Барановский в итоговой части своего обстоятельного исследования раскрыл социальную природу и политическую позицию кооперации.

В кооперативной литературе, - отмечал он, - отмечается на позакласовому характере кооперации. Особенно это касается потребительской кооперации, которая, мол, не должна быть классовой организацией. Рассуждения многих сводятся к тому, что в оазисе кооперации царит социальный мир, исчезает антагонизм интересов, наступает "общая гармония". "Чтобы быть действительно внеклассовой организацией, - писал Г. И. Туган-Барановский, - кооперация должна была бы охватить не только работающие классы, но также и капиталистические классы. Если же этого нет, то совершенно ясно, что кооперации следует признать организацией с определенными классовыми чертами". Однако кооперативы чистого классового состава является исключением. Они обслуживают хозяйственные интересы лишь нескольких общественных классов, крестьян и мелкой буржуазии.

Интересны мнения М. Туган-Барановского по поводу соотношения кооперации и политики. Кооперация, по его мнению, вовсе не является организацией, которая стоит вне социальными классами или выше. Она объединяет определенные классы на почве их классовых интересов еще в большей степени, чем это можно сказать относительно политических партий. Однако от объединения кооперации с политической партией проигрывают две стороны: партия и кооператив. Кооперативное движение должно быть свободный от какой-либо политической партии, но это не означает, что кооперация должна отказаться от политической борьбы. "Кооператоры, - писал Г. Туган-Барановский, - поддерживают только тех кандидатов, которые обязуются поддерживать в законодательных палатах меры, направленные на пользу кооперации". "Захват кооперацией не должно никак приводить к политическому індиферентизму - устранение политики по кооперации основывается не на пренебрежении политики со стороны кооперации, а на осознании разницы этих сфер общественной жизни".

Этими словами закончил М. Туган-Барановский свое знаменитое исследование, посвященное истории, теории и практике кооперативного движения. Высокий научный уровень, широкие теоретические обобщения, отображение мирового и национального опыта, насыщенность фактами, яркость изложения, другие положительные черты обеспечили этой книге Г. Туган-Барановского длительное признание во всем мире. Она стала хрестоматийной трудом в различных странах, оказала значительное влияние на формирование кооперативных взглядов.

В конце своей жизни М. Туган-Барановский опубликовал ряд трудов по кооперативной тематики, редактировал журнал "Украинская кооперация" - лучший в мире профессиональный журнал с кооперативной проблематики, разработал программу отдельных курсов и создание кооперативного института. Все это наследие ученого вошел в сокровищницу мировой и национальной кооперативной мысли.



Назад