Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Протестантизм и вопросы войны и мира


Большинство теологов протестантизма ищут истоки и корни войны в изувеченной природе человека. Сторонники подобных идей считают, что человек гораздо агрессивнее, чем любое животное. Эти выводы пже давно разделяют некоторые идеологи современного протестантизма, которые стараются завуалировать социальные, классовые корни войны и показать и, как вечное явление человеческого общества. Человек за свосю нравом, как считает теолог П.Тілліххе, возникает драчливым, злым, вінцевим источником всех бед. Причины войны скрытые в "иррациональных глубинах человеческой сущности", в "пілбурювальиих потенциях", что заложенные в душе человека. Природу человека он ро и-рассматривает с религиозных позиций, абстрактно, в отрыве вич социальной структуры, экономического и политического строя.

Известный протестантский религиозный философ Р.Нібур считает, что причины греха коренятся в воле людей. Человек - существо смертное, земная, но обладает сознанием, волей, желанием быть похожим на Бога, отказывается подчиниться воле Бога, что проявляется в ее стремлении "воплотить себя в вечности", будь-что попасть в историю. Одним из способов осуществления этих целей есть война.

Учение о войне как результат общей греховности людей - самый распространенный способ религиозного оправдания войн, что дает возможность обвинять всех людей, все человечество. А с другой стороны, религиозное учение о войне как о наказании людей за их грехи позволяет оправдывать войну, произнося ее средством спасения людей от общей греховности. Гріхонність составляет основную линию поведения человека. Со временем она растет, и, когда становится очень большой, в дело вступает карающая десница Бога. Бог посылает людям за грехи те или иные беды и одной из них с война.

Протестантские моралисты рассматривают войну в основном с позиций абстрактной, "вечных" моральных истин христианства, затушовуючи настоящие причины войн и их социальную природу-Баптисты убеждают людей в том, что войну посылает сам Бог, как наказание за их грехи. На страницах баптистского журнала "Братский вестник" постоянно проводится мысль о том, что "общая греховность" людей влечет все беды и несчастья человечества, г том числе и войны.

Отдельные секты выступают против борьбы за мир, проповедуют конец света. В эсхатологии отождествляется с догматом о "последний божий суд", что его осуществит Иисус Христос.

Еще такое мир? Как его понимают сектанты? Баптистские идеологи определяют мир прежде всего, как "мир с Богом", "мир с Хри-стом". Мир между народами они рассматривают как проявление "Божьей воли", поскольку он не завоевывается народами, а даруется милостью Божьей. Поскольку все отношения в обществе сектантские богословы сводят к отношениям человека с Богом, то и борьба людей за мир сводится в основном к взаимоотношений человека с Богом. Мир - это, согласно их точке зрения, не отсутствие каких-либо войн, а душевный покой религиозного человека, ее определенное психологическое состояние.

Выступления баптистских проповедников против войны уживаются с евангельским принципам всепрощения, всеобщей любви, всеобщего братства, имеют пацифистский характер. Единственной силой, способной установить на земле вечный мир, баптисты утверждают, считается Бог. Этот вид пацифизма выступает под лозунгом, за которым вечный мир провозглашается символом "царства Божьего" на Земле.

Особое место среди религиозных взглядов на мир занимают хіліастичні концепции. Хіліазм - религиозное учение о тысячелетнем "царство Божие" на Земле, которое якобы предшествует концу мира. Религия использует здесь тягу людей к справедливости и всеобщего равенства, обещает царство мира примерно в неопределенном будущем, что зависит от сверхъестественных сил, Бога, распространяет мнение, что люди сами по себе бессильны в борьбе с окружающим их социальным злом.

Хіліастичне учение, как и традиционный религиозный пацифизм, обрекает людей на пассивное ожидание мира, не может удовлетворить интересы и желания верующих, которые стремятся к более активной деятельности в пользу мира.



Назад