Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

15. Крест - священный знак христиан


Дохристианская історїя креста.

Внутри прошлого века группа английских археологов во главе с Лейярдом настойчиво проводила раскопки древнего города Кальху, некогда одного из крупнейших и богатейших городов могучей ассирийского государства Было сделано немало интересных находок. Археологи обнаружили под землей руины великих домов, орудия труда, оружие, предметы быта жителей города. Из-под многометровых наслоений вдруг появились статуи богов, которые некогда украшали роскошные храмы огромные, высеченные из камня статуи крылатых быков, что в древности считались священными. Было также обнаружено статуи царей, чьи кровавые подвиги перечислялись в надписях на стенах дворцов. Постепенно оказывались и страницы истории исчезнувшего народа. Вдруг одна из находок особенно поразила археологов. Это был каменный столб с высеченным на нем рельефным изображением ассирийского царя Шамші-Адада Его было найдено в величественном храме Нин-Урта - одном из самых красивых в этом древнем городе. Шамші-Адад стоял во весь рост в украшенному драгоценной бахромой одежде, с массивными украшениями на обнаженных руках. На груди царя на длинной цепи висел... крест. Как раз это показалось непостижимым: царь - язычник, что поклонялся многочисленным восточным богам, носил крест точно такой, который носили и носят верующие христиане. Но этот царь жил задолго до возникновения христианской религии? Как же могло случиться, что он уважал крест, который по утверждению церковников является "священным знаменем христиан"?

Историческая наука разгадала эту загадку. Если спросить церковника, почему христиане почитают крест, он ответит, что верующие поклоняются кресту том, что на нем "сыном божьим, который воплотился", было принесено спокутувальну жертву за грехи всего человечества - прошлого, настоящего и будущего. Этот символ, по словам служителей религии, живет напоминанием об искуплении вальные жертвы Христа, которое помогает людям "сильнее почувствовать свою вину перед Христом, искренне оплакивать свои грехи, быть мужественными и тверды в своей вере в Христа, надежды на него, любви к нему". Но, если это так, то как можно объяснить, что знак креста почитался в многих дохристианских религиях?

Ученые на основе большого количества фактов установили: еще наши далекие предки поклонялись кресту, как символа огня - одной из важнейших для человека стихий природы. Жизнь первобытного человека была полна опасностей и потерь. Открытие огня для наших предков было одним из величайших благ. Огонь спасал их от холода, защищал от диких зверей, облегчал трудная жизнь. С его помощью люди научились обрабатывать дерево, металлы. Он сплачивал вокруг себя людей, сблизил их, способствовал появлению новых трудовых навыков и умений. 1 нет ничего удивительного в том, что первобытный человек, не умея объяснить возникновение огня, стала обожать его.

Когда человек научился сама добывать огонь трением двух перекрещенных кусков дерева, этот несложный инструмент начали считать священным. Две перекрещенные линии стали священным знаком, символом "спасителя", что "дает блага". Открытие добывания огня трением оказало такое влияние на человечество, что гораздо позже, когда люди усвоили много других способов /добывания огня, у большинства народов любой огонь, который считался священным, должен был добываться только трением. Так, в Древнем Риме, в круглом зале храма Вести, где стоял очаг с негаснущим огнем, жрицы богини, девушки-весталки с крестами на шее, поддерживали его, не давая угаснуть. Если же почему огонь угасал, добыть его снова можно было только трением.

В славянских племен днем Ивана Купала огонь для праздничных костров добывался также первобытным способом - трением двух кусков дерева друг о друга. Девушки и парни прыгали через костер, очищая себя от "злых духов". Зная по опыту, что огонь способен защитить от нападения хищников, холода и непогоды, люди начали верить, что знак, изображающий огонь, обладает сверхъестественной силой. И вот крест превращается в магический божественный символ.

Чтобы оградить себя от "злых духов", человек начал накладывать этот знак на посуда, одежда, украшения. Вот почему часто на старинных предметах эпохи бронзового века (начиная от III тысячелетия до н.э.) археологи встречают изображение креста. Так, при раскопках поселений земледельческих племен так называемой трипольской культуры (III-II тысячелетия до н.э.) находят огромное количество глиняной посуды, украшенного орнаментом и росписью, а также изображением креста.

Знак креста на разнообразных старинных предметах находили во многих странах. Когда археологи вели раскопки столицы древнего Еламського царства - города Суз, был найден глиняный расписная посуда. На нем нарисовано правильные кресты. Возраст этого посуды и рисунков составлял около 6 тыс. лет, то есть за 4 тыс. лет до появления христианской религии. Ярким свидетельством того, что чествование знака креста возникло в связи со способом добывания огня в разных городах и в разных народов, существует почитания креста индейскими племенами Южной и Центральной Америки. Когда в XVII в. католические миссионеры прибыли на американский континент, чтобы распространить христианскую веру среди индейцев, они были поражены, увидев каменный крест на одном из местных храмов. Поклонялись кресту здесь как персонификации огня небесного и земного. Не менее были удивлены европейцы, увидев изображение древнего мексіканського бога огня Кветцаль-Коатля, что держал в руках ряд настоящих крестов.

На островах Полинезии, Новой Зеландии, везде, куда впервые ступала нога европейца, он встречал изображение креста как магического знака огня, силы жизни. Известный путешественник, капитан Джеймс Кук, был удивлен, ознакомившись с обычаю туземцев

Новой Зеландии ставить кресты на могилах так, как это делается по христианской традиции.

В Китае, куда миссионеры проникли значительно позже, они к своему большому удивлению увидели изображение креста на груди статуи Будды - легендарного основателя религии - буддизма, возникшей за 600 лет до христианства. Буддисты еще много веков назад помещали этот знак на различных предметах, которым приписывали чудодейственные свойства.

С древнейших времен знак креста почитается и в Индии. Буддийская святыня - так называемые "отпечатки ног Будды" - украшена этим знаком. На кораблях, которые ходили по священных водах Ганга, более чем за 1000 лет до появления христианства было также помещен знак огня, солнца, "благодати и вечной жизни" - знак креста. Его чествование в Индии было настолько распространено, что некоторые из ученых считает именно эту страну родиной креста, как священного символа.

Из глубины веков, от первобытных людей этот символ огня-спасителя пришел в религии древних государств. Ему поклонялись в Древнем Єгипті. Главные египетские боги изображались с крестом в руках. Он был символом бессмертия. Огромными изображениями крестов были расписаны стены египетских гробниц. Владыка подземного царства мертвых - бог Осирис, который, по верованиям древних египтян, творил над умершими последний и страшный суд, также изображался с этим знаком бессмертие.

Где бы не вели раскопки археологи, почти везде они находили изображение креста. Глубоко почитается крест в Древней Греции. Его изображения встречаются на кувшинах, вазах, подносах, оружия, орудий труда, выявленных в древних захоронениях.

При раскопках древнеримского города Геркуланума, погребенного под пеплом при извержении вулкана Везу вия, нашли ряд уцелевших домов состоятельных жителей, (х стены украшали великолепные художественные росписи. Среди них изображение римского бога любви Амура, на голове которого был крест.

Подобных примеров немало. Это убедительно свидетельствует о том, что крест, как священный знак, что символизировал огонь, солнце, спасение и вечную жизнь, намного древнее от христианской религии.

Священный знак христиан.

Как же могло случиться, что священный знак язычников, с которыми первые христиане вели ожесточенную борьбу за веру, перешел в христианскую религию и стал ее великим символом? Перенесемся в мнении на 2 тыс. лет назад, к истокам христианства. Христианская религия возникла около

2 тыс. лет назад в Римской империи, в восточном Средиземноморье. Римская империя в то время превратилась в могущественную державу, покорившая своей власти большинство стран Средиземноморья, значительную часть Западной Европы, ряд стран Передней Азии. Но Древний Рим был рабовладельческим государством. В ней царил порядок, опирающийся на беспощадную эксплуатацию рабов, которые тях<ко работали, не зная передышки, и за малейшую провинность их жестоко пытали.

Нередко доведенные до отчаяния рабы поднимались на борьбу против своих угнетателей. Однако все восстания заканчивались поражением, они жестоко подавлялись. Не видя выхода на земле, несчастные обращали свои взоры к небу, возлагая надежды на сверхъестественные силы, чудесного спасителя, который установит на земле справедливость и жестоко накажет угнетателей.

В обстановке напряженного ожидания конца света и страшного суда постепенно зарождалась новая религия, которая проповедовала приход спасителя - Христа. Все, кто верили в это, бедняки и рабы, объединились в религиозные общины, жадно слушая проповедников новой веры. Так, в i в. возникло христианство, что впоследствии стало одним из самых влиятельных мировых религий. Служители церкви, обращаясь к истории христианства, утверждают, что уже первые приверженцы этой религии считали крест священным символом. Однако это не так. Крест почитается христианами не всегда. Ранние христиане не поклонялись кресту, даже больше, они ненавидели, презирая его. Крест очень напоминал им орудия мученической казни, которая применялась в Римской империи. Людей, совершивших особо тяжкие преступления, казнили на столбах с перекладиной сверху, что имели вид буквы "Т". Крест в глазах первых христиан был знаком язычников, которые верили в спасителя, в Христа.

Постепенно количество христианских общин все увеличивалась, немного изменился их состав: не только угнетенные и разорены, но и свободные граждане тянулись к религии, что обещала утешение и надежду на близкое счастье. Немало и представителей имущих классов становились членами общины, постепенно захватывая у них власть. Так формировалась крепкая, богатая и сильная организация христиан, с которой уже не могли не считаться и сами римские императоры. Во время правления императора Тертуллиана, в III ст., христианство уже начало предъявлять свои права на знак креста, как на один из символов своей религии. Правда, крест на то время почитается христианами не как орудие казни, на котором погиб их спаситель Христос, а как знак, что символизирует образ Христа - небесного спасителя.

В 325 г. римский император Константин укпав соглашение с христианской церковью. Язычники начали переходить в новую веру, не испытывая при этом никаких затруднений, так как христианские символы и обряды были подобны привычной символики ii обрядності их прежних религий. Большое количество новоиавернених императорским указом христиан продолжала носить крест, который ранее был посвящен богам их, а теперь олицетворял Бога-спасителя.

Сам император Константин принял христианство лишь в конце своей жизни. Он был жестоким и суеверным человеком, что вклонялася старым римским и восточным богам, и рассматривал соглашение с христианской церковью как выгодное дело. Свою личную жизнь он запятнал большим количеством преступлений - казнил сына своего Кресла, завидуя его популярности, заморил в паровой бане свою жену Фаусту, в завещании приказал умертвить всех своих братьев. Все это не помешало христианской церкви объявить его святым и создать легенду, что мать Константина - Елена - в 326 г., в 80-летнем возрасте, совершила паломничество к Єрусалима. Там она якобы нашла крест, на котором распяли Христа. Одновременно было найдено еще два креста, на которых в соответствии с евангельским повествованием казнили разбойников. На память об этом событии церковь установила даже специальное праздник - воздвижение креста.

Церковники создали немало легенд о чудесах, которые сопровождали приобретение Єленою креста господня. Однако все они не выдерживают проверки с научной точки зрения. Один из "отиів церкви" Амвросий подробно описал, как престаріла Елена на горе Голгофе нашла и гвозди, которыми Христос был прибит к кресту. В этом описании есть две явные противоречия: во-первых, римляне никогда не закапывали в землю кресты, на которых распинали преступников, они их оставляли для следующих казней; во-вторых, осужденных никогда не прибивали к кресту гвоздями, их привязывали к верхнему перекресток цепями или веревками, вывернув руки в плечах.

Существуют рассказы и других церковных историков о обретения креста господня, где каждый по-свосму описывает это событие. Интересно, что все описания чудесного приобретение "животворяшого" креста полностью умалчивают о том, какую форму он имел. Но христиане чтят различные формы креста: четырех -, шести -, восьмиконечиі. Существуют даже одиннадцати - и вісімнадцятиконечні.

Но настоящим орудием казни в Риме в i в. был столб с перекладиной, то есть крест в виде буквы "Т". Только на таком кресте и мог быть казнен Христос. Однако Т-образный крест никогда не был предметом поклонения. Далее, ни в одной из раннехристианских катакомб не встречается изображение Христа, распятого на кресте. Сначала Христос изображается символически, в виде агнца (ягненка) или рыбы, впоследствии - в виде доброго пастыря, который несет уставшую овцу на плечах. Позже появляются рисунки Христа с крестообразным знаком на голове: именно так по древнему обычаю изображались языческие божества со знаком бессмертия и вечности.

Вплоть до XIII в. нигде не встречается и намека на то, чтобы представить Христа розіп'ятим на кресте. Ранние христиане не могли и подумать о том, чтобы изобразить момент страданий и унизительной смерти спасителя мира. Муки Христа изображались, как правило, символично: в виде агнца, которого вытекает из ран кровь, пролитая за человечество. Рисунок агнца часто умещался в перекрестке креста. Позже Христа стали изображать в виде человека на фоне креста. Но сначала это был Иисус не распят, а такой, что благословляет: руки его простерті свободно, он держит голову прямо, глаза открыты, ноги свободно стоящих на земле или на Евангелии. И только в XII в. появляются изображения Христа, распятого на кресте. На то время давно не применялась такая казнь. Люди забыли, что преступников никогда не прибивали гвоздями, а привязывали к перекладине, чтобы они умирали медленной смертью от голода и жажды.

Так, образ Христа, который страдает на кресте, стал главным символом христианской религии.

Если мы вспомним историю человеческого общества, то увидим, что христианская церковь прошла через все социально-экономические формации, в которых существовали классы угнетенных и угнетателей. Не случайно образ распятого на кресте, страдающего Христа отведено значительное место в христианской религии. В средние века этот образ был широко распространен во многих странах. На перекрестках дорог и улиц стояли часовни с распятием. На стенах соборов и церквей, домов и замков, на знаменах, печатях и гербах - везде было распятие или крест. Повсюду глаза людей встречали образ божественного страдальца, знеможеного, с поникшей головой, в терновом венце, с прибитым рук и ног которого и с пронизанного копьем стороны струилась у кровь.

Перед взором людей, придавленных гнетом и нищетой, стоял Бог в образе замученной человека, который терпеливо и смиренно переносит страшные незаслуженные страдания. Этот образ навевал мысль о неизбежности гнета на земле и в то же время подавал надежду на избавление от мук, если не в земном, то в другой жизни. Ведь христианство учило, что своей смертью Христос дал всем верующим в него право на бессмертие, на воскресение в загробном мире. 1 чем больше были страдания, тем с большей силой церковь призвала идти по стопам Христа, быть как он, незлобивим к врагам, брать с него пример долготерпение и смирения. Распят и страдающий Христос стал орудием внушения народу покорности властям.

Образ Христа выступал как воплощение страданий всего человечества, как символ смирения и терпения, что должно быть присуще каждому человеку, который желает заслужить загробную блаженство. Крест-ный путь Иисуса Христа и в дальнейшем оставался прототипом жизненного пути каждого человека. Каждый должен терпеливо нести свой крест - учила церковь и ставила в пример Христа, который шел на казнь с орудием казни на плечах.

Много лет назад среди верующих была распространена притча, изложенная известным поэтом В.А.Жуковським. В ней рассказывается о человеке, который горько жаловалась на свою жизнь и обращалась к Богу, сетуя на то, что на ее долю незаслуженно выпал тяжкий крест. Бог услышал это и предложил ей самой выбрать посильный крест. Из множества крестов, среди которых были тяжелые, золотые, принадлежавших царям, правителям, человек выбрала один, который показался ей наиболее подходящим. Человек взял его на плечи и сказала Богу, что этот крест она согласна нести всю жизнь. И тогда Бог сказал, что она выбрала именно тот крест, который все время несла и который ей был назначен с появлением на свет. Эта притча убеждала верующих в том, что каждый человек должен покорно нести предназначен ей самим Богом крест. Притча укрепляла их веру в то, что каждый, независимо от того, беден он или богат, имеет переносить предназначены ему потери и испытания. В этом и заключается суть христианской морали, значение культа креста.

Однако культ креста этим не ограничивается. Знак креста продолжает быть наиболее магическим магическим знаком, каким он был в глазах первобытного человека за несколько тысячелетий до появления веры в Христа. 1 в современном христианстве поклоняются кресту как символа не только страданий Христа, но и спасения и вечной жизни. Как и в далекие, дохристианские времена, верующие сегодня продолжают носить крест на шее как священный знак - амулет, который охраняет и оберегает их от любого зла. В старину особенно чествовались металлические "змеевики", иконки с изображением креста и змеи, как лучшее средство против нечистой силы. Во время эпидемии крестьяне вешали лошадям и коровам на шею крестики, чтобы предотвратить заразу. На перекрестках дорог ставили крест, чтобы он отгонял злых духов, которые любят перекресток. В Норвегии и других странах под праздник Рождества и Нового года на дверях и окнах рисовали кресты, чтобы в дом не проникли черти.

Вера первобытного человека в магическое значение креста лежит и в основе христианского обычая ставить кресты на сооружениях храмов. Наличие этого знака делает священной и всю эту постройку. Еще более древним пережитком в христианстве "крестное знамение". В основе этого ритуального жеста лежит вовсе не "осініння себя крестом*, как полагают верующие. Этот жест идет от тех далеких времен, когда человек, кланяясь своему божеству и выражая готовность принести себя в жертву, указывала на различные части своего тела. Этот обычай уходит корнями в глубокую древность, когда в жертву богам приносились живые люди. Ритуальный жест при создании "креста" требует особого положения пальцев - витя-нутого указательного, среднего и крупного и изогнутых двух последних. Церковники объясняют его верой в триипостасном сущности божества - Бога-отца, Бога-сына и Бога-святого духа. Этот жест был также заимствован из древних религий. Верующие считали и считают, что с помощью креста можно оградить себя от нечистой силы.

Вера в креста породила в старину ожесточенные дискуссии со старообрядцами по поводу того, как крестишься - двумя или тремя пальцами. Старообрядцы крестятся двумя, православные - тремя, католики пятью. Смысл креста - колдовской, такой же, как описание круга вокруг человека для того, чтобы ее не трогала нечистая сила (вспомните повесть Н.в.гоголя "Вий"), которая будто может залезть повсюду, даже в рот. Некоторые из ученых объясняет, что обычай крестить рот и говорить "на здоровье" при чихании возник через то, что во время чумы, свирепствовавшей в средневековой Европе, зевота и чихание были ее симптомами, поэтому люди спешили откреститься бед злого духа чумы. В IV в. папа римский Пелагий И приказал, чтобы все, кто чихает, обязательно произносили заклинание "на здоровье". У древних евреев был специальный дух чихание Ас-карон. В Индии считали, что души выходят из тела через ноздри и тому, кто чихал, желали здоровья, чтобы душа не убежала.

Пережитком одной из древнейших форм религиозных верований есть обычай целовать крест или надевать его на шею. Здесь крест выступает бы роли фетиша - предмета, который обнаруживает определенные магические свойства и обладает чудодейственной силой. Вера в силу креста приводила к тому, что люди считали, что он может служить даже средством разоблачения преступлений.

Волшебные свойства креста сознательно переносились и на некоторые растения, которые своим видом напоминали "святой" крест. Так, издавна поражал воображение людей петров крест. Корень этого растения, действительно, имеет своеобразную форму креста. Его цвітоносні побеги появляются на поверхности земли в апреле-мае, когда в лесу еще нет ни грибов, ни ягод, ни орехов. Не удивительно, что за Петровым крестом закрепилась репутация растения, которая прячется от людей. Ведь основная ее масса, которая иногда достигает 5 кг, скрыта под землей. В отличие от большинства цветочных растений, имеющих зеленые листья, петров крест вместо листьев имеет едва розовую чешую. Все эти особенности растения порождали у людей убеждение в существовании у нее особых, волшебных свойств. Считалось, что петров крест достается только счастливым людям, что он якобы помогает отыскать сокровища, оберегает от нечистой силы. "Знающие" люди твердили, что железом копать эту растение нельзя, только руками. Спрятавшись в земле, петров крест прикрепляется своими цепкими присосками к корням орешника, липы, вяза, липы, бука, и питательные вещества растения-хозяина переходят в мускулистое корни нахлебника. Только во время цветения весной петров крест показывается на поверхности земли для пыления семена. После плодоношения наземные побеги его отмирают, и обитатель подземного мира возвращается в свой дом.

Став господствующей религией, христианство не всегда справедливо относилось к науки и культуры античного мира. Группы фа-натиків-христиан, уничтожали произведения великих художников древнего мира, крушили статуи, жгли библиотеки, убивали выдающихся мыслителей прошлого. Под знаком креста с благословения "отцов церкви" в конце IV в. было разрушено и сожжено знаменитую библиотеку в египетском городе Александрии. В 415 г. жертвой антиязичницьких погромов стала прекрасная женщина-философ и математик Ипатия, что читала лекции в Александрійській академии. Толпа монахов, направленных александрийским епископом Кириллом, затащил Гпатію в христианский храм, где несчастную женщину было, растерзана озверевшими фанатиками. В средние века для борьбы с вольнодумством церковь создала святую инквизицию - церковный суд, который осуждал на страшные муки и казнь не только каждого противника христианской религии, но и всех вольнодумцев, передовых людей своего времени.

Немало выдающихся людей стали жертвами инквизиции. Было сожжено на огне гениального итальянского ученого Дж.Бруно. Великого астронома Г.Галілея также был осужден инквизицией к длительному тюремному заключению. Выдающийся польский астроном М Коперник избежал пыткам только потому, что умер вскоре после опубликования своей знаменитой работе, в которой доказывалось, что Земля не является центром Вселенной, как учила церковь, а вращается вокруг Солнца подобно других планет,

Знаком Креста были увенчаны знамена крестоносцев, которые во имя освобождения креста и гроба господня от язычников осуществляли свои кровавые походы. В течение двух столетий шли на восток крестоносцы, уничтожая все на своем пути.



Назад