Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

17. Библия - священная книга христиан


В многовековой истории развития письменности Библия занимает особое место. Пожалуй, это единственная книга, вокруг которой в течение веков споры не утихают, а усиливаются. Поражает непримиримость, противоречивость взглядов на Библию, диапазон оценок ее содержания: от безоговорочного поклонения подавляющего количества верующих, к сатирической интерпретации вольнодумцами и атеистами текстов.

К сожалению, в бывшем СССР Библию знают мало. Нигилистическое отношение к этому культурно-исторического феномена, что насаждалось официальной пропагандой, сделало его "запрещенным" и практически недосягаемым для большинства граждан.

В современных условиях, когда Библия стала доступной и о ней заговорили на разных уровнях и в разных формах, разговор о ней следует поставить на научную основу. В наше время комментирующая литература по философии, социологии, психологии и религиоведения потеряла тот авторитет, что она Его имела раньше. Политизация и идеологизация науки привели к тому, что она потеряла свою объективность в пользу классовой или партийной позиции. Но историческая практика показывает, что без такой литературы невозможно двигаться вперед. Почему? Атому что настоящая комментирующая литература является не только переводом первоисточников, но и попыткой дать оценку их с позиций достижений современности.

Бібліїстика - наука, которая имеет более чем 2000-летнюю историю. Написано много книг, имеющих как апологетической, так и критический характер. Написанию объективной книжки про Библию мешало то, что она является священной книгой двух религий - иудаизма и христианства. Как известно, эти религии имеют разные направления, секты, которые по-разному толкуют многие положений самой Библии, поэтому их анализ имеет сугубо конфессиональный характер, где в угоду тому или иному направлению трактуются положения Библии. Анализ библейских текстов вольнодумцами и атеистами приводил к другой крайности: они ставили перед собой задачу развенчивание Библии, потому что искали только противоречий. Однако истина где то посередине - в научном анализе как содержания Библии, так и ее исторического функционирования.

Трудности, которые вызывает изучение Библии, заключаются в том, что Библия не является исторической достопримечательностью, а книгой, которая активно функционирует в современном мире. Поэтому значительно легче анализировать тексты священных книг античной литературы, чем библейской, поскольку они не затрагивают интересы настоящего. При анализе Библии к ней надо подходить не столько как к исторической достопримечательности, а как к социально-исторического феномена.

Само слово "Библия" имеет большой авторитет среди населения. Негласный запрет у нас на протяжении более 70 лет на Библию вызвала еще больший интерес. Если сравнить интерес к Библии в западных странах и у нас, можно уверенно сказать, что в нашей стране он значительно выше. По подсчетам религиозных центров, чтобы насытить спрос, нужно миллиона экземпляров Библии.

Социологический анализ среди верующих и неверующих показал, что Библия - это книга, о которой все слышали, но почти никто не читал и не анализировал. Среди различных религиозных направлений отношение к Библии неодинаково: так, католикам длительное время запрещали чтение Библии и сейчас не советуют ее читать без священника; в православии официального запрета не было, однако не рекомендовали, изучение Библии вне воскресными школами или другими религиозными заведениями; в протестантизме каждый должен самостоятельно изучать и уметь толковать Библию.

Поэтому, в зависимости от конфессиональной принадлежности, по-первое, верующие знают Библию в разном объеме, во-вторых, они знают Библию выборочно от катехизации, которую они проходили и проходят сейчас (Катехизис - изложение основ христианского вероучения в форме вопросов и ответов).

Высказывания разных людей о Библии часто имеют диаметрально противоположный характер.

Как свидетельствует анализ, в нашей стране очень низкая библейская культура населения.

Какую оценку Библии давали и дают богословы, светские люди и атеисты?

Например, в учебнике для евангельских христиан-баптистов "Вступление к Ветхого и Нового завета" утверждается: "Библия - единственная в мире книга, которая указывает на цель мироздания... История борьбы вокруг Библии показывает полное бессилие некачественной человеческой критики подорвать доверие к слову Божьему, поскольку истинная наука ничего не находит в Библии для ее опровержения, а наоборот - подтверждает сведены в ней тексты".

В "Журнале Московской патриархии" вказуюється, что "христианская религия основывается на Святой Библии, наука - на изучении природы. Библия и природа - это две книги, написанные Богом и предназначены для чтения человеку, как произведение одного и того же автора, они не могут противоречить друг другу".

В "Детской Библии" отмечается: "Библия - это слово Божье. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия".

В то же время вільнодумці и атеисты всех времен лишали Библию святого ореола и показывали ее земные основы.

"Каждая эпоха, - писал Л.Фейербах, - вычитывает из Библии только саму себя, каждая эпоха имеет свою собственную, самодеятельную Библию".

Так, А. Бебель в книге "Христианство и социализм" писал: "ни Одна книга в мире не доказала столько людей до безумия, как Библия. Бедные мыслители искали в ней то, чего не было на самом деле, и когда им казалось, что они нашли наконец истину, они натыкались на то, что противоречило предыдущем и было с ним .несумісне". 1.1.Скворцов-Степанов подчеркивал: "Священные книги всех религий до сих пор остаются для верующих святыми. Приступая к ним, верующий с самого начала испытывает благоговение и трепет. Он не может и не хочет понимать - он умиляется. К его разуму доходят только те места, которые он понимает: через непонятные и ненужные места его мысль скользит, не цепляясь за них. Поэтому они не вызывают у верующих сомнений, протеста и возражений".

Исторически сложилось так, что в течение многих веков Библия влияла на "духовный климат" Европы, определяла общий европейский развитие культуры. Оценивая ее культурно-исторический феномен, М.Горький писал: "Библия - книга прежде всего высокой художественной ценности, пользуясь ею, нужно сохранить ее высокий пафос, чистоту языка".

Последователи различных религиозных христианских направлений утверждают, что изучение Библии без веры невозможно. Это конечно не означает, что человек неверующий не может читать и понимать Библию. Это означает, что неверующие люди, как считают религиозные проповедники, не смогут понять веру, а через это и Библию.

В течение веков "вера" была только религиозной категорией, но социальная практика показывает, что это не столько отношение человека к религии, сколько ее социально-психологическое состояние. Представить человека, который ни во что не верит, невозможно. Даже нигилист верит в свое неверие. Возьмем, как пример, процесс познания. Каждый из нас изучал некую дисциплину, и с убежденностью можно утверждать, что 99 процентов знаний мы принимали на веру. Выходит, что между научной и религиозной верой нет разницы? Нет, она есть, однако положение науки можно проверить практикой, а религиозная вера не проверяется практикой. Это главное положение, которое отличает научную веру от религиозной.

Один из самых авторитетных богословов Русской православной иеркви священник О.Мень в своей книге "Как читать Библию" писал: "Тому, кто впервые начинает знакомство с Писанием, не надо читать его подряд, как обычную книгу. Начинать лучше с Евангелия, снова вернуться к нему после чтения Ветхого завета (или основных его частей) и только потом до Деяний, Послания и Апокалипсис. Евангелие, по сути, понятно каждому, кроме того, чтению его помогают многочисленные толкования и комментарии. Ветхий завет по тем более давний - и понять его труднее. Богословы, кстати, признают, что содержание Библии не имеет одинаковую ценность".

XX в. отмечается особым распространением Библии. Распространение Библии особенно выросло на протяжении нашего века. За переводами на другие языки Библия занимает первое место в мире. Более пятисот лет назад, еще до момента возникновения книгопечатания, Библия или отдельные ее книги (разделы) были переведены на 33 языка. До 1804 г. - начала рождения библейских обществ, переведена Библия была лишь 67 языках. Но в течение

XIX в. она уже выходила более 400 языках, а в течение

XX ст. Библия и отдельные ее книги были переведены еще на 1400 языков. Таким образом, на конец 80-х гг. число языков, на которые переведен Библию, достигло 1907. Из них полная Библия переведена на 310 языков, Новый завет - на 695 языков и хоть бы одна или несколько книг Библии - на 902 языка. Сегодня только около 2% населения земного шара не имеют ни одной книги Библии на родном языке. Следует добавить, что книги Библии также записано на пластинках, кассетах и они пособиями для неграмотных и слепых. В такой форме Библия стала доступной людям еще 400 языках и диалектах. Кроме того, Библию выдают для слепых рельефно-точечным шрифтом Брайля 84 языках.

Библия и по тиражу занимает первое место в мире. Для сравнения: в 1900 г. было выдано Библий - 5 млн. и Новых заветов - 7 млн., а в 1980 г. - Библий - примерно 36 млн., Новых заветов - 57 млн. и еще несколько сот миллионов отдельных книг Библии.

Поэтому изучение Библии, на наш взгляд, должно разделяться на несколько этапов. Это познание той исторической, идеологической, научной, религиозной эпохи, когда писались библейские тексты; во-вторых, изучение содержания самих религиозных книг; в-третьих, выяснения, каким образом эти книги влияли на различные стороны деятельности человека.

Опираясь на Библию, христианство производило свой взгляд на мир, в котором мы живем, на наше место в этом мире, на деятельность верующего человека ради достижения "царства небесного". Этим религиозное сознание качественно отличается от других форм общественного сознания, ни одна из них не может противопоставить себя религии. Поэтому такие поиски противостояния религии и религиозно-идеалистическом мировоззрения в атеистической литературе.

Ранее о положительную роль религии почти не говорили, настоящее показывает, что религиозное - это положительное в истории человечества,

Сейчас маятник пошел вправо. Истина - на стороне религиозных экстремистов, а не на стороне воинствующих атеистов.

Задача этой книги дать понимание Библии и ее роли и места в истории культуры.



Назад