Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Литературные жанры в Библии


Анализ текста Библии свидетельствует об использовании в ней различных литературных жанров. И это не удивительно, ведь ее писали в разные исторические эпохи разные люди. В Священном писании мы имеем элементы мифологии, героического эпоса, притч и басен, новелл и философских эссе. Это разнообразие литературных жанров положительно повлияло на развитие как религиозной, так и светской литературы. Более того, сюжетно-жанровые линии Библии и сейчас влияют на мастеров кисти и пера, вдохновляя их на создание новых произведений искусства. Какие же мы сможем найти в Библии литературные жанры?

(Греческая мифология повествование, перевод, учение) - это способ духовно-практического освоения мира, форма общественного самосознания и мировосприятия первобытного общества, изложенные в системе мифов. Миф, как исторически первая форма духовной жизни первобытного человека, был одновременно средством развития человеческой духовности. Через мифы, обряды и ритуалы осуществлялось усвоения человеком форм общественной жизнедеятельности, гуманизация человека и окружающего мира. Мифологическое сознание практически поставила все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении космоса и человека, ее место и назначение в мире, пути и средства возникновения важнейших явлений природы и общественной жизни, культуры и др.

Космогонические мифы - это мифы, которые отражают представления древних людей о возникновении мира, Земли.

"В начале сотворил Бог Небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух Божий носился над поверхностью воды. И сказал Бог: "Да будет свет!" - И стал свет... И сказал Бог: "Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды"... И сказал Бог: "Да соберется она из-под небом, в одно место и пусть судохід станет виден". И случилось так... И сказал Бог: "Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и пусть они знамений, и времен, и дней, и годов. И пусть станут на тверди небесной, чтобы светить на землю". И случилось так... И сказал Бог: "Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной"... И совершил Бог в день седьмой работу свою, которую он оказывал. И он почил в день седьмой от всей работы своей..." (Буг. 1:1 - 25). Как видим, Библия утверждает, что мир создан Богом из ничего в течение шести дней.

Долгое время церковь требовала от верующих буквально понимать библейский рассказ о сотворении мира. Ныне богословы заявляют, что надо понимать как аллегорию: речь идет не о шесть дней в обычном понимании, а о целые геологические эпохи.

Библейский миф о сотворении мира - это лишь один из этапов на пути познания человеком мира, этап, который отразил уровень знаний наших далеких предков.

А вот как, например, рассказывается в Библии о происхождении человека: "И сказал Бог: "Сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". - И Бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их". (Буг. 1:26-27).

Большую группу библейских сюжетов составляют так называемые этиологические мифы (греч. етіос - причина), в которых в образной, часто уособленій форме объяснялось происхождение явлений природы и общественной жизни. К ним можно отнести, в частности, миф о грехопадении Адама и Єви, который должен был дать ответ на вопрос, почему люди страдают, почему они смертны. Ссылаясь на этот миф, богословы утверждали, что причиной всех бед является человеческая греховность, грех, который совершили Адам и Ева.

Судьба человечества изображается в Библии трагической: потомки Адама и Єви вели греховную жизнь, и за это Бог решил наказать их всемирным потопом. Он спас от потопа только праведного Ноя, которому приказал сделать огромный ковчег из дерева и взять на него по двое из всего живого (Буг.6:14-19).

Сто пятьдесят дней земля была покрыта водой, а затем вода начала спадать, и Ноев ковчег пристал к горе Арарат, вершина которой показалась из воды. Здесь ковчег простоял еще сорок семь дней, после чего Ной выпустил голубя, и голубка повернулась к нему, держа в клюве оливковый лист. Так Ной узнал, что спала вода из-над земли (Быт. 8:11 - 12).

Этот миф иногда воспринимают буквально, как рассказ о грандиозные катастрофы в истории земли, и ученые доказали, что такое его неверное восприятие. В то же время в мифе отразились реальные события: в прошлом веке английский археолог Леонард Вилле во время раскопок в древнем шумерском городе Уре нашел следы древней, дошумерської цивилизации: под культурным слоем он обнаружил слой ила толщиной до трех метров, а под ним - еще один культурный слой неизвестной цивилизации. Итак, "потопы" в древней Месопотамии на самом деле происходили, однако они имели не всемирный, а локальный характер.

Эпос (греч. - слово, рассказ) - один из трех основных видов художественной литературы наряду с лирикой и драмой. Главными особенностями эпического произведения является сюжетно-описательная форма изображения жизни, раскрытие характеров через действия и поступки, широкое, многогранное воспроизведения действительности. В более узком значении эпос - народные героические песни, исторические думы, былины, мифы, сказки, легенды. Эпические поэмы, созданные народом, отражают героические страницы истории, борьбе народа против внешних врагов.

Воплощением героических качеств в Библии выступает богатырь Самсон, рассказы о подвигах которого передавались из поколения в поколение, а в VI в. до н.э. были записаны в книге Судей, которая вошла в состав Ветхого завета.

Сюжет этого эпического произведения такой. У одной женщины долго не было детей, и вот наконец ангел сообщил, что у нее родится сын. Сыну своему женщина дала имя Самсон - "солнышко". Самсон был наделен необычайной силой, он рос быстрее своих сверстников. Юный богатырь влюбился в девушку из враждебного племени филистимлян. Однажды, когда он шел на свидание к любимой, на тропинке ему встретился лев. Самсон "растерзал льва, как козленка; а в руке у него ничего не было". Когда через некоторое время Самсон снова возвращался этой дорогой, он увидел, что пчелы отложили в пасти льва мед.

Вскоре Самсон получил от отца разрешение на брак со своей возлюбленной. На свадебном пиру он сказал тридцати гостям-філістимлянам, которые подсмеивались из него: "Я загадаю вам загадку. Если действительно решите ее мне за семь день принятия, то я дам вам тридцать льняных рубашек и тридцать перемен одежд. Если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать льняных рубашек и тридцать перемен одежд". И они сказали ему: "Загадай загадку свою, а мы послушаем ее". И он сказал им:

"С ідячого получилось съедобное, и из сильного вышло сладкое".

И они не могли разгадать за три дня". (Суд. 14:12-14).

Тогда гости сказали жене Самсоновой, что они сожгут усадьбу отца, если она не подскажет им ответа. Женщина узнала от Самсона ответ и "разгадала загадку сынам народа твоего".

"И сказали ему (Самсону - авт.) люди того города седьмого дня, пока зашло солнце:

"Что слаще меда, и что сильнее льва?" (Суд. 14:18).

Разгневанный Самсон оставил жену, которая предала его тайну, в ее родителей, пошел за город, убил на большой дороге тридцать филистимлян, отдал свадебным гостям одежда, который он снял с убитых, и вернулся домой. Через некоторое время Самсон решил помириться с женой, и оказалось, что ее уже отдали замуж за другого. Разгневанный Самсон решил отомстить коварным філістимлянам, поселился в горах и оттуда начал нападать на своих врагов. Филистимляне обратились к родственникам Самсона с требованием выдать его. Однако когда связанный силач попал в их руки, он разорвал путы и снова убежал в горы.

Тогда филистимляне решили воспользоваться тем, что Самсон влюбился в женщину по имени Далида, и сказали ей: "Уговори его, и посмотри, в чем его большая сила, и чем мы одолеем его и свяжем его, чтобы связать его? А мы каждый дадим тебе тысячу сто сиклей серебра". И сказала Далида Самсону: "Открой мне, в чем твоя великая сила и чем можно связать, чтобы смирить тебя?" Самсон сказал ей: "Если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые еще не высушенные, то ослабну и состояния, как каждый из людей" (Суд. 16:5-7). Однако когда Далида, связав его сырыми тетивами, крикнула: "Филистимляне на тебя, Самсон!" - он разорвал путы. Далида продолжала допытываться о тайне его силы, а Самсон сказал, что он бессилен против новых трощеных шнуров, которые еще не были подержанные, но и это оказалось неправдой. Потом он сказал, что потеряет силу, если Далида утче на ткацком станке семь кос с головы его с основой.

Убедившись, что Самсон снова обманул ее, Далида сказала: "Как ты говоришь: " люблю тебя, а сердце твое не со мною? Вот трижды обманул ты меня и не рассказал мне, в чем твоя великая сила". И сталосяколи она докучала ему своими словами и напирала на него, то знетерпеливилася душа его на смерть. И он изложил ей все сердце свое, и сказал: "Бритва не касалась головы моей. Если я буду обнаженный, то отступит от меня сила моя и я ослабну и состояния, как каждый человек..." А она усыпила его далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его... И филистимляне взяли его и выкололи глаза ему и они вели его до Газы, и связали его цепями цепями, и он молол в доме узников" (Суд. 16:15-21).

Во время праздника бога Дагона филистимляне решили привести на пиршество Самсона, чтобы он их идолу. Слепой Самсон сказал, чтобы его подвели к столпов, на которых держится все здание, и сказал Самсон: "Пусть я умру вместе с філістимлянами!" И он с большой силой оперся на столбы - и обрушился дом на владельцев и на весь народ, что в нем... И были те умершие, что он убил их при смерти своей, больше тех, что умертвил он в жизни своей" (Суд. 16:30).

Роман - жанр эпической литературы, значительный по объему и сложный по строению повествовательность произведение, в котором широко охвачены события и подробно раскрыто жизненные судьбы нескольких, а иногда многих людей в течение длительного времени. Роман глубоко и всесторонне отражает жизненные конфликты, показывает процесс формирования характеров, социальное окружение. Этому жанру присущи багатолінійність сюжета, подробные описания.

Один из таких романов мы находим в Библии - это история Иосифа. Иосиф, которому исполнилось семнадцать лет, был любимым сыном Иакова. Иосиф пользовался этим, рос напыщенным и самолюбним. Он любил рассказывать родителям и самим одиннадцати своим братьям сны, которые якобы прочили ему большое будущее. Эти "вещие" сны чрезвычайно раздражали братьев, которые были оскорблены тем, что отец выделял Иосифа - освободил от тяжкого труда, купил ему цветной праздничную одежду, в котором парень ходил и в будни. И вот однажды, когда братья пасли скот далеко от дома, отец послал Иосифа посетить их. Воспользовавшись этой возможностью, братья решили убить Иосифа. Когда они, сорвав с Иосифа цветастый одежду, бросили его в яму, к ним приблизился караван купцов, и братья продали Иосифа в рабство. Так он оказался далеко от родного края - в Єгипті.

Иосиф стал рабом начальника охраны фараона Потифара, который полюбил Иосифа и сделал своим домоправителем. Но недолго длилось спокойную жизнь Иосифа - в него влюбилась друхсина Потифара. Добродетельный юноша не ответил ей взаимностью. Однажды, когда Он проходил мимо ее покои, она его стала тянуть к себе, и Иосиф вырвался от нее и убежал, оставив в ее руках своего плаща. И тогда женщина стала кричать, что он пытался збесчестити ее, и ей пришлось защищаться, и в доказательство своих обвинений показала Иосифова плаща. Разъяренный Потіфар бросил Его в тюрьму.

Здесь Иосиф оказался в обществе двух слуг самого фараона, которые попросили сказать, что ждет их в будущем. Иосиф говорил, что одного из них фараон казнит, а втором вернет свою благосклонность. Счастливый слуга, которого фараон впоследствии действительно повернул к своему дворцу, пообещал Иосифу, что поможет ему вырваться из тюрьмы, однако на свободе сразу забыл свое обещание. Он вспомнил о прорицателя-Иосифа лишь тогда, когда фараону приснился странный сон, что его никто не смог разгадать: он увидел семь тощих коров, которых съели семь коров упитанных, семь пустых колосков, что выросли примерно семи полных колосьев. Иосифа привели к фараону, и он объяснил, что эти сны означают: ближайшие семь лет в Єгипті будут годами жил, а потом придут семь голодных лет. Иосиф посоветовал фараону подготовиться к этому несчастью - в течение семи урожайных лет сделать необходимые запасы.

Фараону понравился умный советчик, и он сделал Иосифа правителем Египта. Когда прошли урожайные годы и начались голодные годы, Яков послал за хлебом к Египта своих сыновей. И вот, оставив дома малейшего брата Вениамина, десять братьев прибыли в столицу, поклонились Иисусу, которого они не узнали, и смиренно попросили продать им хлеба. Иосиф же узнал их сразу, однако не открылся им. Он расспросил их об отца и младшего брата, которого помнил совсем маленьким, продал им хлеба и отпустил домой, оставив одного из них заложником до того времени, пока другие не приведут к нему в гости Вениамина. Слугам своим Иосиф приказал подбросить в мешки братьев серебро, которым они заплатили за хлеб, - он хотел испытать их.

Вернувшись к отцу, братья рассказали ему о своих приключениях и неожиданно нашли в своих мешках узелки с серебром. Братья решили вернуть серебро и выполнить свое обещание - привести к Иосифа малейшего брата. Через некоторое время они с шедрими дарами прибыли до Египта. Иосиф милостиво встретил их, увидев, что они сдержали своего слова и привели Вениамина. Братья вернули Иосифу серебро и вручили свои дары. На их честь Иосиф устроил пышную встречу. И снова перед тем, же отпустить братьев, Иосиф приказал своим слугам подбросить в их мешки серебро, а в мешок Вениамина еще и ценную чару.

Когда братья раскрыли свои мешки, они неожиданно для себя увидели и серебро, и чару. Слуги Иосифа привели их к своему хозяину. Оказавшись перед ним, брать горько зарыдали и сказали, что эта непонятная приключение, очевидно, является наказанием за их давний тайный преступление - убийство брата Иосифа. Растроганный их покаянием, Иосиф открылся братьям. Братья испугались и решили, что их ждет месть за содеянное некогда зло, и сказал Иосиф: "Поспешите, идите к отцу моему и скажите ему: Так говорит сын твой Иосиф: Бог сделал меня обладателем всего Египта. Иди же ко мне, он не замедлил. И осядь в земле Гесем, и будешь близок ко мне ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих..." (Быт.45:9-11).

Рассказ о прекрасного и мудрого Иосифа, как видим, содержит много сказочных деталей. Однако кроме этого, можно увидеть в ней попытку осмыслить историю израильского племенного союза. Двенадцать сыновей Иакова-Израиля считаются родоначальниками двенадцати колен Израилевых - племен, которые стали ядром древнееврейского государства. Рассказ об Иосифе, который был продан в рабство в Египетского, а затем перевез туда всю свою семью, должна была дать объяснения, как евреи оказались в Єгипті, а также обосновать их права на завоевание Ханаана, которым они якобы владели до того, как несчастье привело их к Египта. Именно этот сюжет вдохновил Т.Манна к написанию романа "Иосиф и его братья".

Байка - один из разновидностей лиро-эпического жанра. Небольшое, в основном стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого выступают животные, люди, растения или предметы.

Похожий сюжет находим и в Ветхом завете, где рассказывается, как к жителей Сихемских пришел сын Єруббаалів Авимелех, чтобы собрать в этом городе войско и с его помощью установить свою власть над всем Израилем. Он не остановился перед убийством семидесяти своих братьев, в которых видел соперников. Из всех братьев живым остался только самый младший - Иофам, который обратился к жителей Сихемских с предупреждением о той надменности, на которой базируется власть царя. Он рассказал им басню:

Пошли некогда дерева помазать над собою царя. И сказали маслине: "Царствуй над нами!" - А маслина сказала им: "Или я забыла мой, что Бога и людей ним уважают, и пойду ли скитаться по деревам?" - И сказали дерева к смоковнице: "Иди ты, царствуй над нами!" - И сказала им фига: "Ли я сладость и свой добрый урожай и пойду ли скитаться по деревам?" - И сказали дерева виноградной лозе: "Иди ты, царствуй над нами!" И сказал им: оставлю Ли я сок мой, чтобы веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?" - Тогда сказали все дерева терновнику: "Иди ты, царствуй над нами!" А терновник сказал деревам: Если поставляете меня царем над собою помазуєте - подойдите, поховайтеся в тени моей! А если нет - то вот выйдет огонь из терновника и пожжет кедры ливанские!" (Суд.9:8-15).

Новелла (итал. букв. - новость) - небольшой по объему произведение художественной прозы, вид рассказа. В новелле рассказывается о необычной жизненное событие с неожиданной развязкой.

Вот о чем рассказывает небольшая по своему объему книга "Руфь". Спасаясь от голода, израильтянин Елимелех с женой Але-омино и двумя сыновьями переселился в соседней страны Моав. Здесь его сыновья женились на женщинах моавітянських Рут и Орт. Вскоре Елимелех и его сыновья умерли, и Ноомінь решила вернуться на родину, предложив невесткам остаться у их родителей. Орта решила прислушаться к ее совету, но Руфь сказала свекрови так: "Не убеди меня, чтобы я покинула, чтобы я вернулась от тебя, куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там буду жить и я. Народ твой будет моим народом, и твой Бог - мой Бог. Где ты умрешь, там умру и я, и там буду похоронена. Пусть Господь сделает мне так, так пусть добавит, и только смерть разлучит меня с тобою". (Руфь 1:16-17). Ноомінь и Руфь после смерти мужчин жили в нищете, и поэтому Рут решила воспользоваться старинным обычаем, по которому она имела право во время жатвы собирать колосья, оставшиеся на поле богатого родственника. Она пришла на поле Вооза, который принадлежал к роду Елимелеха. Вооз приказал своим слугам не препятствовать ей, а когда она, удивившись спросила: "Почему я нашла милость в глазах твоих, что ты приклонился ко мне, хотя я чужая?" - в ответ услышала, что он слышал о том, что она оставила свою родину, чтобы не оставлять самітньою свою свекровь.

Когда Рут рассказала свекрови о своем пребывании в Вооза и об их разговор, Ноомінь посоветовала ей воспользоваться старинным законом левірату, по которым член рода имел право жениться на вдове своего родственника, чтобы не погибли его имя. Вооз дал на это согласие. Он выкупил надел Елимелеха и провозгласил, обращаясь к старейшины и всему народу: "Вы свидетели, что приобрел все, что Эли-мелехово, и все хилеоново и Махлонове (сыновей Елимелеха - авт.) с руки Ноомінь. А также маовітянку Руфь моавитянку, жену Махлонову, беру себе в жену, чтобы восстановить имя умершего между братьями его" (Руфь 4:9-10).

Когда у Рут родился сын, она, по обыкновению, принесла его к Ноомінь, чтобы и признала его своим" и женщины радовались радости старой: "Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей, потому что его родила твоя невестка, что любит тебя, что лучше тебе за семерых сыновей" (Руфь 4:15).

Рассказ о чистосердечно, доброй, трудолюбивой Рут воспринимается как своего рода моральное поучение о том, что добро всегда торжествует, что честность получает заслуженную награду. И в этом рассказе есть и более глубокий смысл, понять который можно лишь обратившись к истории. Книга "Руфь" исследователи датируют IV в. до н.э. Это было время после вавилонского плена, когда религиозный реформатор, один из редакторов Торы священник Ездра провозгласил: "Мы споневірилися нашему Богу, что взяли мы чужинок из народов этого края империи (Артаксеркса - авт.) за женщин... А теперь сложим завещание нашему Богу, что випровадимо от себя всех женщин и рожденное от них" (Езд.10:2-3). Все, кто не выполнял этой установки, прирікались на конфискацию имении и на изгнание из общины. Книга "Руфь" противостоит безжалостным законам жреців. ее автор умышленно переносит описываемые им события в XI в. до н.э., чтобы вспомнить о канонизированного иудаизмом царя Давида, который происходил от маовітянки. Этим он подчеркивает беспочвенность проповедуемой ими жрецами гордыни к другим народам.

Эссе (франц. - попытка, очерк) - литературно-научный, публицистический жанр, произведение, которое отмечается произвольным, непринужденным трактовкой темы. В Библии встречается много именно философских эссе. Она берет на вооружение философские темы и толкует их согласно своим содержанием. Самым интересным философским эссе и является, на наш взгляд, книга Еклезіястова (греч. - проповедник) из Старого завіту. ее автор избрал форму монолога, что позволяет полнее проникнуть во внутренний мир героя - мудреца, который ищет ответы на вопросы: что такое человек, для чего он живет на свете? Подчеркивая, что екклесиаст был "сыном Давида, царя в Єрусалимі", автор якобы дает ему слово для рассказа о самом себе. И вот звучат слова человека, пресиче-ной всеми возможными жизненными благами: "я Предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе посадил виноградники, устроил себе сады и рощи и посадили в них всякие плодовитые. Наделал я себе водоемы для орошения из них рощей деревьев, произраставших" (Екл.2:4).

Притчи - один из видов устного народного творчества, сжатые меткий образное выражение. Отмечается большой смысловой завершеністю, назидательностью и относительной самостоятельностью, часто двух-плановостью композиции. Притчи, как правило, построены по принципу антиномии - противопоставление добра и зла, радости и смущения. Притчи - распространенный жанр в библейском тексте, не говоря о книге притчей соломоновых, где само название подчеркивает содержание. Вот, например, что притчи говорят о труде, как основу человеческого существования:

- "Кто обрабатывает землю свою, тот хлебом; кто же марницею гонится, тот скудоумен" (Пр.12:11).

- "Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью" (Пр. 12:24).

- "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и помудруй: нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; она заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Еще немного поспать, подремать еще немного, руки немного изжарить, чтобы полежать, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник!" (Пр.6:6-11).

Притчи утверждают победу добра и справедливости над злом и неправдой:

- "Хлеб с лжи сладкий человеку, и песком потом будут наполнены уста его" (Пр.20:17).

- "Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не получит ответа" (Пр.21:23).

- "Сеющий неправду пожнет беду" (Пр.22:8).

- "Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень - на него оно возвращается" (Пр.26:27).

Большое внимание книга притчей уделяет проблемам морали. Она говорит о необходимости сохранять чистоту сердца и мыслей, владеть своими страстями:

- "Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою" (Пр.21:23).

- "Лучше храброго, кто не скорый к гневу, кто господствует над самим собой лучше завоевателя города" (Пр. 16:32).

- "Лучше кусок сухого хлеба, и с покоем, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором" (Пр. 17:1).

Мудрый человек, говорит книга, опекает юность, уважает старость, уважает родителей, говорит о основа крепкой семьи:

-- "Украшение юношества - его сила, а великолепие старых - седина" (Пр.20:29).

- "Корона для старших - внуки, а слава детей - родители их" (Пр.17:6).

- "Кто проклинает отца своего и мать свою - того светильник погаснет среди тьмы" (Пр.20:20).

- "Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме" (Пр.21-9).

- "Кто нашел добрую жену, тот нашел благо". (Пр.18:22).

Итак, как видим, книга притчей отразила мудрость, приобретенную опытом поколений. Однако эта памятка несет на себе отпечаток не только поисков вечных моральных истин, но и отпечаток того времени, когда она создавалась. Конечно, такое разделение Библии по жанрам возможен только через ретроспективный взгляд. Мы знаем, что процесс становления жанров был очень сложным и длительным, но элементы этих жанров находим в Священном Писании. Поэтому и не удивительно, что именно оно вдохновляло многих писателей, которые брали за основу своих произведений не только сюжетную, но и жанровую линии Библии.



Назад