Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

1. Возникновение и распространение ислама


Ислам (с араб, "покорность", другие названия - мусульманство, магометанство) - это самая молодая из трех мировых религий. Он возник в начале VII в. среди арабских племен Аравийского полуострова и очень быстро распространился на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке. Маленькая религиозно-национальная община превратилась в культурное сообщество, которая имела и религиозный, и наднациональный, и государственно-политический характер.

Относительно позднее время возникновения ислама повлиял на некоторые отличия его генезиса. Во-первых, он в значительной степени основывался на религиях, которые уже существовали, прежде всего на иудаизме и христианстве. Во-вторых, начальный период его существования и личность его основателя лучше известны из исторических источников по сравнению с другими религиями.

Аравия того времени переживала переходный этап своего развития. В частности, из размельченных племенных союзов, преимущественно кочевников-скотоводів, начала формироваться определенная этническая общность - распространялась единственная арабская речь, элементы совместного самосознания. Одновременно упадок различные племенные, преимущественно политеистическая культы и набирали силы элементы монотеизма среди традиционных местных верований, усиливаясь воздействиями уже развитых монотеистических религий. Особенно широким был влияние христианства (по крайней мере некоторых его еретических направлений) и иудаизма.

Поэтому не случайно, что многие христианских и иудейских мотивов и образов вошло в мусульманской традиции. Ислам признает святость откровениям, что были даны Мусе (Моисею), Дауду (Давиду) и Ici (Иисусу), то есть святость Библии, но считает, что их последователи исказили предоставленные им истины. Вообще мусульманская традиция считает, что было ниспослано Аллахом 124 тыс. наби, то есть пророков, из которых 300 называются еще и расуль, то есть такими, которые получили божье откровение. Главными среди них являются шесть - это Адам, Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), а также Муса, lea и Мухаммад Именно пророк и расуль Мухаммад есть за исламом "печатью пророков", то есть последним таким, что завершает эту цепь.

Основатель ислама пророк Мухаммад.

Мухаммад бен Абд Аллах, из рода хашим племени курайш, родился в одной из благородных семей большого торгового и религиозного центра Аравии - Мекки, около 570 года. Он рано стал сиротой. Известно, что он занимался караванной торговлей, но очень часто прибегал к благочестивых размышлений в одиночестве. Около 610 году ему начали появляться видения, а впоследствии - голос, который он воспринимал как Божье слово. Именно эти высказывания, позже записаны по его словам, составили святую книгу мусульман - Коран.

Вскоре Мухаммад, имея уверенность, что он есть Божий избранник, начал проповедовать среди жителей Мекки. Он провозглашал величие единоличного и единого бога Аллаха, отвергал многобожие, что было тогда распространенное, предупреждал о будущем воскресении из мертвых, о дне Суда и наказание в аду всех тех, кто не уверует в Аллаха. Эта проповедь была встречена в родном городе пророка сначала смехом, а впоследствии преследованиями. В конце концов Мухаммад и кучка его сторонников вынуждена была покинуть Мекку и совершить хиджру (переселение) к Ясріба (Медины - города пророка). Год хиджры - 622 - считается началом новой эры по мусульманскому календарю.

Именно в Медине он становится не только проповедником, а духовным и политическим лидером общины (умма), которая также органично сочетала черты религиозного и политического сообщества. Именно здесь строится первая мечеть, устанавливаются принципы религиозного учения и мусульманского ритуала, правила жизни общины. Именно отсюда начинается распространение ислама на арабские племена полуострова (как, кстати, и гонения на тех, кто не принимал ислам, в частности иудеев), именно здесь формируется первое мусульманское войско, которое около 630 г. приобретает Мекку.

Халифат.

После смерти Мухаммада (632 г.) территория влияния мусульманской общины, что превратилась в государство - халифат - очень быстро расширяется. В борьбе с Персией и Византией арабам помогало много факторов - мобильность военных отрядов, использование верблюдов, шаткая оборона и раздробленность персидского государства, внутренние религиозные распри в Византии. Но главной движущей силой была идея борьбы за веру - джихад. Каждый мусульманин фактически был солдатом, который шел на битву против неверных во имя Аллаха, и каждый был готов принять смерть за веру, то есть стать шахидом, которому было гарантировано место в раю. Идея джихада (или газавата), как войны против неверных, сохранилась в исламе до наших дней, хотя практически ее пытаются осуществлять лишь некоторые крайние группы.

Так или иначе, но уже за 30 лет существования халифат охватил территорию современного Ирана, Ирака, Сирии, Египта и Ливии. С 661 по 750 год правила династия Омейядов, которая распространила владения халифата на Восток до Аму-Дарьи и Инда, и на Запад - до Атлантического океана и Пиренеев. Эта экспансия была остановлена франками в битве при Пуатье (732 г.), тем временем на Кавказе арабов остановили хазары. В течение 750-1258 гг. правила династия Аббасидов, которая пыталась расширить экспансию, но фактически халифат уже не был единственным государством - отдельно существовал Египетского, где правила династия Фатимидов, в Испании - Кордовский халифат Омейядов, а также множество менее значительных правителей. Уже с X в. халифат приходит в упадок, а в XIII в. он был разрушен монголами. Но политическую эстафету мусульманства переняли турки. С XV в. ведущей мусульманским государством становится Османская империя, где до начала XX в. ислам был государственной религией.

 



Назад