Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

3. Главные течения ислама


Организация ислама

Ислам не имеет церкви как определенной религиозной организации подобно христианской. Религиозная иерархия здесь почти нет - есть лишь некоторые наиболее опытные члены общины, знатоки шариата - муфтии, которые впоследствии заняли место глав мусульманских общин, верховные муфтии в мусульманских государствах осуществляют религиозный контроль над действиями правительства. Религиозные функции при богослужении (совместный молитве), выполняют муедзін, который призывает к молитве, хатиб - проповедник, имам - руководитель молитвы. Распространенное в российских мусульманских провинциях звание муллы есть, собственно, переносом на мусульманский грунт не свойственного ему звание священника.

Функции имама как руководителя молитвы сначала выполнял сам Мухаммад, а после его смерти - халифы, то есть заместители посланника Аллаха. Эта функция, в результате религиозно-политического характера мусульманской общины, фактически привела к тому, что руководитель молитвы стал одновременно председателем общины, высшим духовным и политическим авторитетом, верховным носителем духовной и светской власти. Таким образом, теократический характер власти пророка Мухаммада, который и сейчас является идеалом "исламского правления", утверждал неделимость духовной и светской власти, которую имеет глава мусульманской общины. Но за три десятилетия после смерти пророка проблема власти расколола мусульманскую общину на религиозно-политические группы, которые существуют и сейчас. Споры о том, кто именно должен быть имамом и какова сущность его власти, привели к распаду мусульман на враждующие общины - суннитов, шиитов и хариджитів.

Течения ислама

Таким образом, ислам не создал единой концепции верховной власти. Согласно суннизма (который вообще считается главным ортодоксальным направлением ислама), имамом всех мусульман является халиф, который охраняет религию и руководит светскими делами. Сунниты также хариджитов считают имама уполномоченным общины поскольку его выбирает сама община или ЕЕ представители. Однако если хариджитов отстаивают безусловную выборность имама, которым может стать любой мусульманин, независимо от происхождения, то сунниты сохранили традицию избрания имамом только араба из рода хашим (практически, власть эта наслідувалась). По шиитским же доктриной верховная власть предоставлена имама Аллахом и не может зависеть от желания людей, поэтому имам не может быть избранным. Шииты провозгласили, что верховная власть главы мусульманской общины и государства является наследственной в роду Алідів, как выходцев из семьи пророка.

Еще в те времена, когда Али отстаивал свои права на халифат, вокруг него группировались его многочисленные сторонники. Они называли себя "шиа", что в переводе с арабского означает группировки, фракция, партия. Когда Омеяди окончательно захватили трон после смерти Али, шииты не подчинились. Напротив, противоречия между ними и суннитским форме халифата со временем только вникли. Чтобы вести борьбу с правящей династией Омеядов, было недостаточно обвинить последних в отхождении от Корана и без-божжі. Надо было найти более веские аргументы. И такие аргументы было найдено. Дело в том, что династия Али была непосредственно связана с Пророком, а сыновья Али были внуками Мухаммада, поскольку они рождены от Фатимы, дочери Пророка. Исходя из этого, шииты повели борьбу за возвращение верховной власти династии Али, т.е. возвращение ее в семью Пророка.

В сложившихся условиях шло подъема и почти обожания покойного Али. В легендах шиитов он стал на один уровень с Мухаммедом. До 114 сур османского Корана шииты добавили еще одну "Два светила", где одним из светил выступает Мухаммад, а вторым - Али.

Попытки сыновей Али Хасана и Хусейна занять халіфатський трон закончились поражением. В 680 году Хусейн попытался выступить против халифа из династии Омеядов. С небольшим отрядом он вышел из Мекки в Ирак, где планировал организовать свою базу для развертывания борьбы против халифа. Но по дороге, возле города Кербелы, его отряд был окружен войсками халіфського наместника. Хусейна и весь его отряд был уничтожен.

Военно-политические поражения шиитов вели к тому, что их энергия все больше направлялась в область религиозных идей. В лоне группировки Алідів, которые отстаивали кровно-семейное право на верховную власть, зародилась течение, которая проповедовала мистическое представление о верховную власть. Обращение в ислам населения восточных провинций халифата (Ирака, Ирана), жители которых с давности исповедовали идею божественного маніфістації, способствовало распространению среди шиитов представления о имамов как носителей божественной субстанции. В противовес суннитам и харіджитам, которые провозглашали избирательность главы общины, шииты, исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как тайную дуновение "божественной благодати" в семье Али, принципиально отвергали саму возможность избрания Имама.

Опираясь на многочисленные легенды и аллегорические толкования отдельных мест Корана, согласно которым Пророк указал на Али как своего продолжателя, шииты отстаивают принцип наследственной верховной власти в роду Али.

Шиитский призыв "К богоугодного из семейства Мухаммада" до возвращения верховной власти "в семью Пророка" находил широкую поддержку благодаря недовольству в халифате правлением Омэ-ядов. Шииты проповедовали, что все беды идут от незаконного правления Омеядов "узурпувавших" власть. Возвращение власти Алілам восстановит справедливость и выполнит божественный приказ. Шиитская пропаганда способствовала свержению династии Омеядов, но последствиями этой многолетней борьбы воспользовались другие родственники Мухаммада - Аббасіди. Аліди не прекратили борьбу за власть, но их размежевания с Аббасідами значительно сузило социальную базу шиитского движения. К тому же в самом шиїтстві не было согласия.

Уже в 8-9 веке среди шиитов возникли многочисленные недоразумения в отношении лиц и родов потомков Али, которые имели право на законное подражания імамату. Это привело к внутреннему расколу в рядах шиитов. Образовались две общие течения - "умеренные" и "крайние", которые в дальнейшем разделились на многочисленные секты. Так сторонники щостого шиитского имама Джафара Садика распались на шесть групп. Сторонники седьмого имама Хусейна аль-Казима разделились на пять сект. После восьмого имама - Реза образовалось две секты, а после одиннадцатого имама аль-Хаса-на Асперн шииты распались на четырнадцать сект.

Характеризуя шиитских имамов и то место, которое они занимают в мусульманском обществе, известный ісламознавець І.Гольдціер писал: "В голове государственного и политической жизни любой эпохи стоит Имам из семьи пророка, признан законным благодаря божественному установлению. Не существует эпохи без имама, и не существенно, управляет ли он общиной открыто, или передает свою волю через своих уполномоченных (в лице "аятоллы", "марджи таклід" или "муджатахіда"), сам оставаясь скрытым. Имам каждой эпохи есть для нее олицетворением самого пророка как руководителя и наставника. Он единственный законный знаток божьей воли, он безошибочный в своем учении и в своей жизни"1.

Еще на раннем этапе своего формирования в шиитской идеологии появляются два аспекта: "внешний", екзотеричний (аз-захир), - доступен рядовым членам общины и "внутренний", эзотерический (ал-батин), - доступен лишь "посвященным" (ал-хасса), которые занимали высшие ступени шиитской иерархии. Внешнее учение вбирало в себя все обрядовые и правовые нормы шариата, обязательные для всех рядовых членов общины. Внутренняя, эзотерическая доктрина шиизма, впитывала в себя две части: (ао-тавил) - аллегорическое толкование Корана и шариата и (ал-хакіта) - "истина", которая опиралась на толкование "сокровенным" истин. Определенные различия в научной литературе, когда речь идет об идеологии шиизма, связанные не только с тем, что разные авторы опираются в своих исследованиях на разные источники, но и эклектичностью эзотерической доктрины шиизма. Она адаптировала в себе элементы идеалистической философии неоплатонизма, рационалистической философии Аристотеля, христианского гностицизма, мистики. Согласно шиитской доктрине, создание земного мира является реализация божьего повеления, божественной истины. Религиозная история рассматривается как "циклическое развитие истины и единобожие".1 История человечества делится на циклы или эры: "большой" цикл - от Адама до ал-Каїма состоит из семи периодов между пророческими посланиями. "Владыкой" каждого цикла считается пророк, которому дано откровение".2

Таким образом, шиитская доктрина в течение многих веков была идеальной моделью, которая протиставлялась практике ислама. Для того, чтобы глубже понять шиитскую религиозную доктрину, надо подробнее рассмотреть те направления, которые появились в недрах самого шиизма. В силу того, что шиитский ислам опирается на божественную природу власти, "люди религии", например, в Иране, взяли на себя роль посредников между "ожидаемым" имамом, который является представителем Аллаха на земле и его общиной. Таким образом, они подражают духовный авторитет и власть шиитских имамов. Как писал известный ісламознавець Дорошенко: "Это обстоятельство играло, пожалуй, существенную роль в консолидации оппозиционных сил вокруг "людей религии", которые противопоставляли светском правлению шаха "законное", "исламское правление" - (вілайт ал-факих) .3 Так называемый обновления шиитской доктрины верховной власти аятолла Хомейни и его единомышленники проповедуют, что "исламское правление" - это исполнение Божьего приказа. Оно не похоже ни на царское, ни на шахское, ни на императорское. В то же время это "законное" правления - (хукумат ал-канун) потому, что единственным правителем и законотворцем является Аллах. Постулюючи божественную природу власти, которую должно внедрять "исламское правление", современные идеологи шиизма провозглашают идеальной моделью правления практику Мухаммада, первых халифов и шиитских имамов, которые не разделяли ислам на религию и политику. Они рассматривают исламское правление как своеобразное "брачное соединение" политики и религии. Это единение скрепленное и узаконенное волей Аллаха и поэтому является неделимым.

Таким образом, "исламское правление" - это обновленная доктрина імамату. Это попытка реализации идеальной модели теократического государственного правления, попытки возродить единство духовного и светского в исламе.

В шиїзмі сектантство приобрело большее распространение, чем у суннитов. Одна из причин заключается в том, что суннитское направление в исламе был господствующим на территории халифата. Это давало возможность его лидерам более тщательно контролировать своих последователей. Шиизм, как правило, находился в оппозиции. Диалог между отдельными общинами шиитов в ряде случаев был затруднен. Некоторые шиитские группировки были фактически изолированы друг от друга. их религиозная жизнь могла рождать новые религиозные идеи. Играла свою роль и принята в шиитов практика "такой". Она заключалась в том, что в случае преследований за веру шиїту разрешалось скрывать свои религиозные взгляды, выдавая себя за правоверного сунита. Различные направления и секты в шиїзмі возникали на протяжении нескольких веков. Причиной их появления были различные социальные, политические, религиозные факторы. Но, несмотря на разницу тех предпосылок, благодаря которым они возникали, все шиитские направления в исламе отстаивают "чистоту веры", единственным последователем которой они себя считают. И так или иначе отрицают суннитское форму государства.

Много шиитских сект разделились по принципу признания того или другого Имама. Обычно можно разделить все шиитские секты на два главных направления: "крайние" и "умеренные".

Перейдем теперь к более детальному рассмотрению отдельных шиитских сект.



Назад