Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Зейдіти


Они также относятся к "умеренного" направления в шиїзмі. Зейдіти поместили на свой флаг имя пятого имама Зейда ибн Али. Зейд был потомком Али ибн Іаліба, внуком шиитского мученика - имама Хусейна. В 740 году он встал во главе восстания против Омеядського халифата, но в одной из стычек с войсками халифа погиб. Последователи Зейда и те, кто потом к ним присоединились, выбрали Зейда ибн Али символом своего вероучения и культа. После смерти Зейда эта течение распалась на несколько группировок, но все зейдіти считают, что после пророка ал-Хусейна имамат остается в семье Али. Восстание против "тиранов", с не законных с точки зрения шиитов правителей, является обязанностью каждого истинно верующего.

Но в богословских догматах зейдіти заняли "умеренную" к суннитам позицию. Дальнейшие политические успехи зейдітського движения способствовали устранению различий среди зейдітів и произведенной их личной системы догматов. Зейдіти не проявляют вражеской нетерпимости по отношению к суннизма, которая характерна для шиїз-му вообще. Признавая, что имам должен быть из рода Али, они в то же время отрицают божественную природу Имамата и считают, что имамом может быть любой из рода Алідів. Более того, зейдіти предполагают факт существования одновременно нескольких имамов в разных мусульманских странах. В противоположность імамітам, они не признают учение о "скрытого" имама, отвергают также сокрытие своих религиозных взглядов. Зейдіти отрицают антропоморфизм и безусловное предвизначення. Все эти факторы способствовали лояльному отношению суннитских властей к зейдітів, не смотря на то, что вооруженные восстания они произносили как свой политический принцип. Политическая активность зейдітів не раз приводила к тому, что они становились во главе народных движений. Одна из ветвей зейдізму в 864 году образовала теократическое государство в Северо-Западном Иране, которая просуществовала до середины двенадцатого века. Вторая ветвь дала начало династии ідрисідів в Северо-Западной Африке (788-985) и в Йемене (901-962).

В наше время значительная часть зейдітів проживает в Северном Йемене, где они составляют большую половину населения. Большие зейдітські общины существуют в Саудовской Аравии, Пакистане и других странах.



Назад