Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Сами исламисты


Почти одновременно с зейдітським направлением шиїтства возникла секта ісмаїлітів. Эта ветка относится к "крайнего" направления в шиїзмі. Сами исламисты нашли более серьезное и широкое распространение и влияние в мусульманском мире, чем зейдіти. Поводом для возникновения этой секты было то обстоятельство, что около 760-го года щостий шиитский имам Джафар Садик отстранил своего старшего сына от права на имамат. И передал это право его младшему брату. Формальным поводом такого решения была вроде страсть Исмаила к крепких напитков, не может быть совместимо с образом правоверного мусульманина. На самом деле Исмаил настаивал на более решительной оппозиции по отношению к Багдадского халифата, чем его отец, который по отношению к тем, кто занимал трон, - суннитских Аббасидов - проводил более миролюбивую политику. С другой стороны вокруг Исмаила стали згуртовуватись элементы, которые были не довольны социальными порядками, которые сложились в самом шиитском мире. Ісма'іл вскоре умер. 1 его отец Джафак пытался обнародовать смерть сына. Тело Исмаила было выставлено в одной из медінських мечетей. Но остановить это движение было уже практически невозможно

Для одних последователей умершего Исмаила факт его смерти объяснялся его видимостью. Они считали, что на самом деле Исмаил не умер, а скрывался с тем, чтобы со временем появиться мусульманам. С их точки зрения Исмаил является седьмым Имамом, после которого имамов больше ожидать не надо, другие сторонники Исмаила считали, что поскольку он умер, то седьмым Имамом надо объявить его сына Мухамада. Во всяком случае должно быть только семь Имамов. И седьмой должен появиться в роли махди. Поэтому всем бла-гочесним мусульманам надо объединиться в ожидании этого события.

Сами исламисты развернули активную проповедь своего учения во всех мусульманских странах. Они создали тайные кружки в Сирии, Ираке, Иране, Северной Африке. Организация ісмаїлітів была построена на иерархических принципах с семью степенями посвящения. Каждая ступень иерархии имел жесткие нормы информирования верующего в политических и религиозных делах. Жесткая внутренняя дисциплина давала возможность руководителям секты использовать верующих в своих целях. После возникновения в секте ісмаїлітів постепенно стали складываться личные нормы вероучения, в секте ісмаїлітів также была разработана философско-теологическая догматика. Большое влияние на ее формирование оказала философия неоплатонизма, заимствованная отдельными элементами из иудаизма и христианства. Главная идея платонизма о дуновение духа в мир плоти нашла в ісмаїлізмі свое выражение в форме учение о том, что Бог последовательно еманує свою сущность в свет Эта божественная сущность переходила в пророков - проповідників. их семеро Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммад и второй Мухаммад - сын Исмаила. Каждый пророк раскрывает перед людьми суть божественной истины в более более точной и піднесенішій форме. Каждый пророк сопровождается на своем жизненном пути и в своей деятельности помощником, который от себя ничего не проповедует, а занимается толкованием и распространением проповедей пророка. Такими помощниками были: при Моисеев - Араон, при Иисусе - Петр, при Мухаммади - Али. В перерывах между появлением нового пророка божественную сущность несут в себе Імами. их семеро. Последний седьмой Имам является также и пророком. Таким Имамом был Мухаммад, - сын Исмаила. Он завершает собой божественную дуновение.

В секте ісмаїлітів существует девять ступеней посвящения. Каждый высший вич предыдущего степень открывал ісмаїліту более сокровенное, эзотерическое знание. Это знание было все меньше связано с известными верующим истинами Корана и ислама. На пятой ступени ісмаїліт узнавал о том, что содержание Корана не сводится к значение его текста, то есть он аллегорический. На щостому степени такое же аллегорическое значение придавалось требованиям исполнения обрядов. Девятый - последний степень скорее напоминал религиозно-философскую систему, чем исламской догматики.



Назад