Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Кармати


Это радикальное направление ісмаїлітства, который начал свою деятельность в Сирии и Ираке. Название этого течения недостаточно выяснена. Одна из наиболее распространенных версий настаивает на том, что в основе этого названия лежит прозвище одного из ее руководителей - Хамдама. Кармат означает "искалеченный". Видимо основатель этого течения подпал под репрессии. Около 890-го года Хандам вместе со своим соратником Абу Абдалахом развернул пропаганду на территории Месопотамии. Со временем карматський движение становится весомым фактором во всех невдоволеннях: восстаниях рабов, выступлениях ремесленников, землеробців. Все это происходило в то время в мусульманском мире. Несмотря на подавление этих восстаний, кар-матському движения не был нанесен решительный удар. Организовав большое количество отрядов вооруженных фанатиков, кармати устраивали набеги на населенные пункты Сирии и Ирака. Причем, во многих случаях им удавалось на некоторое время захватить такие крупные города как Куфа, Басра. Кроме этого, они систематически организовывали нападения на караваны паломников, которые шли поклониться святым местам. В 930-му году отряд карматів захватил Мекку и ограбил ее. Клад, который они захватили, состоял из приношений паломников почти за триста лет. Кармати проявляли большую жестокость. Они убивали не только воинов своих противников, но и гражданское население. Исключение делалось только для тех, кого обращали в рабство.

В основе такой практики было то же самое учение ісмаїлітів, но более обостренное против ислама в его ортодоксальной суннитской форме. Надо сказать, что богословские истончение эзотерического учения, связанного с неоплатонізмом, не были доступны большинству участников этого движения и не интересовали их. Обрядовая сторона веры решалась карматами удобно для большинства участников этого движения. Мечетей кармати не строили, предписания Корана о пятикратную молитву, пост, паломничество - не выполнялось. В вероучении карматів главную роль играло ожидания будущего махди. Таким махди они признавали основателя династии султанов Бахрейна - Абу Саи-да.

Карматський движение привел к созданию теократического государства, которую они полностью контролировали. В этом государстве кармати пытались создать условия шиитской справедливости, вроде ісмаї-літського правовір'я. В начале десятого века, кармати организовали в Восточной Аравии свое государство. Центром этого государства стал город эль-Хаса (в литературе используется и второе название - Дахса). Отсюда кармати организовывали набеги на мусульманские города. Целью таких нападений была не столько религиозная идеология борьбы за веру, сколько возможность грабежа и захвата добычи. Карматська государство просуществовало почти полтора века. В і029-му году ее было завоевано и разрушено Махмудом Газневі. Но вне Бахрейнского султана карматський движение давал о себе знать на протяжении всего средневековья.



Назад