Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Друзы


Начало одиннадцатого века был отмечен в исламе появлением ісмаїлітської секты друзей. ее возникновение связано с лицом фатімідського халифа Египта - Хакима (996-1021) и его приближенного Даразі, от имени которого эта секта и получила название - друзы.

Халиф Хаким был очень жестоким и не выдержанным человеком. Он часто пытал своих придворных. По некоторым данным, во времена правления Хакима было казнено более 18 тысяч его подчиненных. Религиозные позиции халифа были очень непоследовательными. Он несколько раз провозглашал свою принадлежность к шиизма, то к суннизма. В последние годы своей жизни халиф Хаким решил, что ему положено быть седьмым имамом. В этом халифа поддержал турецкий Ісмаїліт, что поселился в Каире и стал самой приближенной к халифа человеком. В 1017-му году Даразі объявил в великой мечети свое произведение. В нем утверждалось, что в халифа воплотилась душа Адама, которая в свою очередь является продуктом эманации мирового разума. Но слушатели не были готовы к такой "возвышенной истины". К тому же Хаким вызвал общую ненависть, и его власть держалась благодаря армии наемников, которую составляли бербеки и турки. Из мечети Даразі пришлось бежать, а его охранников был убит разъяренной толпой правоверных. С помощью халифа Даразі переехал в Сирии, где начал организовывать движение сторонников нового учения.

Горцям Южного Ливана, среди которых Даразі начал распространять свое учение, нужен был только повод, чтобы восстать против иранских феодалов и турецких захватчиков. Божественная фигура Хакима давала им такой повод. Вокруг Даразі начали собираться многочисленные последователи, которые были готовы с оружием в руках отстаивать божественность халифа.

Через некоторое время появился еще один апостол новоз'явленого седьмого имама. Им был иранец Хамза. В одной из мечетей Каира Хамза попытался провозгласить божественную сущность Хакима. Но последствия этого события были похожи на последствия проповеди Даразі. Хаким переправляет в Сирию и Хамзу, где последний становится первым помощником Даразі. Не восприимчивы к "высшей истины", жители Каира преследовались халифских наемников, а распространение нового культа стало делом всей его дальнейшей жизни халифа. Через несколько лет Хаким умирает при невыясненных обстоятельствах. Это дало возможность друзам объявить Хакима скрытым имамом, который со временем появится и будет управлять Вселенной.

В Єгипті культ Хакима так и не прижился, но в Сирии и на некоторых других территориях распространения ислама этот культ был в течение нескольких веков важным фактором во всех народных восстаниях, которые проходили под религиозной оболочкой друїзму. Видимо и в одиннадцатом веке, и в последующие времена сирийские друзы очень смутно представляли себе того, кого они провозгласили Богом в человеческом образе. Но такое признание обеспечивало какие важные социально-идеологические потребности, что в свою очередь обеспечивало успех этого движения.

В наше время секты последователей друїзму распространены в Ливане, Сирии, Иордании, Израиле.



Назад