Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Асасіни


Особое место в шиитском исламе занимает секта асассинов, которая возникла в конце одиннадцатого века. Эта секта относится к ісмаїлітського направлении в шиїзмі.

Фатімітський халиф Египта Мустансір оставил своего старшего сына Низара права на наследование халифата и передал это право своему младшему сыну - Мусталі. Вскоре Низара были убиты, однако это обстоятельство не помешала тому, что не удовлетворены в халифате группировки начали борьбу под знаменем Низара. Оппозиционное движение распространялся на значительной территории, получив особо прочные позиции в северо-западной части государства Сельджуков. Таким образом, нізаритський движение выступал не столько против Фатімідів, сколько против социальным проблемам, подде-политических конструктов, которые сложились на Ближнем и Среднем Востоке.

Есть версия, что название асасіни была дана членам этой секты том, что они употребляли наркотики. В европейском варианте название членов этой секты стала синонимом религиозно-фанатичных убийц. Такое утверждение происходит и от того, что главным методом религиозной и политической борьбы членов этой секты были убийства вражеских для нее деятелей.

В 1090 году руководитель нізаритської партии Хасан ибн Саббах сбегает из Египта и появляется в горах южнее Каспийского моря. Там он начинает вербовать всех недовольных под флагом "скрытого" имама из династии Нізарітів. Со временем Хасан овладел горной крепости Аламут, которую он превращает в главную базу своего движения. Вскоре в северо-западном Иране появляется еще несколько таких крепостей, из которых Хасан рассылал своих подчиненных для убийства враждебных ему исламских правителей. Сам руководитель асассинов не оставлял свою главную базу до конца жизни (умер он в 1124-му году). Такое же тайное и скрытое жизни продолжали руководители этой секты после смерти Хасана. Они распоряжались жизнью многих руководителей феодальных государств и княжеств Ближнего и Среднего Востока, благодаря подчиненным им террористам. Руководителей этого движения с ужасом называли "горными шейхами", иногда не осознавая, кто именно занимает этот ужасный и тайный пост. Первые "горные шейхи" считались представителями "скрытого" имама. Некоторое время в образе такого "скрытого имама" считали маленького внука Низара. Но четвертый "горный шейх Хасан Второй (1162-1166) провозгласил себя таким "скрытым" имамом, который открылся для установки небесного правления на земле. То обстоятельство, что Хасан Второй через полтора года после этого провозглашения был убит одним из своих приближенных, не поколебала веру асассинов в божественность своих шейхов.

Со временем асасінський движение распространяется дальше на запад, где образуется относительно самостоятельная Сирийская ветвь этой секти. их центром стала горная крепость Масіяф. Формально сирийские асасіни признавали превосходство Аламуту, но фактически они были самостоятельным группировкой.

Секта асассинов имела строгие иерархические принципы с различными степенями посвящения. Шейхе были непосредственно подчинены так называемые "большие міссіонери", которые в свою очередь руководили рядовыми членами секты, рассылая их во все концы мусульманского мира.

На ближайшем ступени этой иерархии стояли так называемые "федаї". Они непосредственно выполняли те смертные приговоры, которые выносил шейх или его приближенные. Федаї выполняли свое дело, слепо подчиняясь приказу. Они считали, что после своей смерти, которая, как правило, следовала сразу же после выполнения ими приговора, окажутся в раю. Этих фанатично верующих исполнителей выбирали преимущественно из крестьян в тех землях, где жил шейх, или из тех, кто подвергся преследованиям от феодалов.

Каждый более высокую степень посвящения в секте асассинов был связан со все меньшим религиозным фанатизмом. Главным фактором здесь был политический расчет. Как и в целом, в исла-маїзмі высшую ступень иерархии в секте асассинов скорее напоминал синкретическую политизированную философскую систему. Руководители секты для достижения своего политического успеха входили в контакты не только с шиитскими, но и с суннитскими группировками. Свои настоящие религиозные взгляды руководители секты скрывали как от рядовых членов своей секты, так и от других. Когда сельджуцький султан Сінджар обратился к аламутського "горного шейха" с вопросами о сущности асасінських религиозно-догматических взглядов, он получил ответ в духе ортодоксального ислама. В истории асасінської секты был эпизод, когда их шейх Джалаладін решил публично продемонстрировать свою приверженность к ортодоксии. Он собрал в Аламуті многих авторитетных богословов из разных мест. В их присутствии Джалаладін сжег ряд произведений, которые вроде бы содержали в себе еретические концепции. После этого он отправил свою мать (по другим источникам одну из своих жен) в мекканские паломничество, где она демонстрировала благочестия по отношению к святыне и щедрость в раздаче милостыни. Видимо политическая обстановка требовала от асассинов искать объединения с другими исламскими властелинами. Однако надо заметить, что после смерти Джалаладіна в 1220-му году секта асассинов вернулась к прежней практики.

В 50-х годах тринадцатого века монгольское нашествие под руководством Хулагу положила конец существованию асасінських группировок в горном Иране. В 1273-му году Египетский султан Бейбарс уничтожил последнее хранилище асассинов в Сирии.



Назад