Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Хуруфіти


Название происходит от арабского "хуруф" - буквы. Хуруфіти - это мистическая секта, которая была основана в конце четырнадцатого века ее основателем считается Фазлалах Астрабаді, который был казнен в 1394-му году. Секта была основана и распространялась сначала на территории северо-западного Ирана (Астрабар, Нахічівань). В дальнейшем хуруфіти, которыми руководил уже ученик Фазлалаха Астрабаді-Али аль Алла, распространили свою деятельность на территорию Османской Турции. Уже в Турции они создали свою каноническую литературу на турецком языке. Мотивы учения хуруфітів можно видеть в творчестве арабского поэта Физули. Каноническая литература хуруфітів состоит из "Джавида-нами" (Книга вечности), "Хахіхатмані" (Книга истины), "Истина-нане", "Махрамнамі", "Іскондарнамі", "Аршмане", "Махамат-мани", "Ішкмане", "Хідаєтмане" и других трактатов. В течение четырех веков члены секты подвергались жестоким гонениям и преследованиям. В 1824-м году эта секта была почти поголовно уничтожено правительством султанской Турции. После этого остатки секты объединились с дервитським орденом бекташи, остатки которого сохранились в некоторых арабских странах.

Согласно учению хуруфітів, мир создан Аллахом и находится в постоянном колооберті. Этот колооберт является причиной тех изменений, которые мы видим. Бог проявляет себя двумя путями: в человеке, который создан Богом по его образу, и в языке бога - Коране и названиях вещей. Проявление Бога в человеке содержит в себе три цикла: пророчество (нобовват), божественную превосходство (валаят) и божественность (улукіят). Пророк Мухаммад завершает собой цикл пророчества. За ним идут божественные покровители - шиитские имамы. По учению хуруфітів Фазлалах является последним покровителем и первым богом во плоти. Он является также первым в третьем цикле божественности. Второй путь проявления бога проявляется в звуке, языку, букве. Внешнее и внутреннее бытие вещей является только языком истинного Бога. Такой же божественным языком является Коран, это тоже самое, что совокупность всех вещей.

В хуруфітських описаниях красивая человек сравнивается со свитком Корана. Она является не только "троном Бога" (как это было во многих суфієв), но и самим Богом. Такая концепция способствовала обожанию Фазлалаха.



Назад