Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Баббиты


В начале пятидесятых годов девятнадцатого века в Иране возникает секта баббитов. Это движение началось с того, что молодой ширазький торговец Сещ Али Мухаммед провозгласил себя Ба-бом, то есть "воротами", благодаря которым верующий мусульманин может приблизиться к Аллаху и попасть в его царство.

За несколько лет до этого события Сеид жил в священном городе шиитов Кербері, где имел знакомство с руководителем сектанської общины шейхістів Сеїдом Каземом Остальных. Шейхісти считали, что их руководитель является тем человеком, после которой должен появиться двенадцатый Имам. Когда Казем Остальной умер, его последователи начали поиски нового вождя. Этот вождь должен был готовить людей к приходу последнего имама. Один из деятелей секты, Мула Хусейн, решил, что Баб отвечает всем тем требованиям, которым должна отвечать человек, чтобы быть продолжателем Остальных. Со временем Баб собирает вокруг себя многочисленных последователей. Это дало ему возможность для широкого развертывания своего движения.

Главным віросповідчим документом бабітського движения была книга "Беян", которая содержала в себе мистически-догматические трактаты. Но эта книга была не слишком понятной для большинства рядовых членов этого движения. Одна из причин заключается видимо в том, что содержание ее трактатов оказался слишком сложным и непонятным. В бабітському переводе сохранился диалог об истине, который якобы состоялся между Бабом и его приближенным Камейль ибн Зіядом. На вопрос Зияда, что такое истина, Баб ответил, что истина - это проявление божественного величия без отметки. Дальнейшая беседа привела к тому, что на вопрос о истину руководитель бабітського движения дал следующие ответы: "Истина - это устранение умозаключения и прояснения того, что опознаны", "привлечение божественного единства благодаря природе овладение этим единством". Понятно, что такие определения истины не могли быть понятными для большинства рядовых последователей бабітського движения.

Большую поддержку находили те элементы учения бабізму, которые касались конкретного жизни людей. Закончилась эпоха феодального средневековья. Снимались запрета на возмещение процентов в торговых операциях. Но эта свобода распространялась только на местных жителей. Таким образом иранское купечество позбувалось иностранной конкуренции. Відмінялись все те запреты, которые ранее было наложено исламом на щовкову одежду и всевозможные украшения. Это, в свою очередь, также оживляло торговлю. Все эти положения способствовали привлечению к бабітського движения представителей мелкой и средней буржуазии.

Некоторую роль в привлечении народных масс в ряды бабітського движения играло и упрощения религиозного культа, на котором отмечали баббиты. Они отменяли молитвені собрания, отрицали ежедневный пятикратный намаз. Были также попытки реформирования некоторых норм быта, положения женщины, семейного права.

В 1847-м году Баба был арестован шахськими властями и перевезено к Тегерану. В настоящее время разворачивается большое народное восстание, которое проходило под бабітськими лозунгами. Пытаясь прекратить восстание, летом 1850-го года шахские власти казнили Баба. Но повстанческое движение не прекратилось. Наоборот, он стал еще больше распространяться и перерос в гражданскую войну. После казни Баба мула Мухаммед Али провозгласил себя его продолжателем. В борьбе бабітського движения с шахськими войсками он обнаружил гораздо больше способностей, чем предыдущий руководитель бабізму. Но все было напрасно. К 1852-го года все бабітські восстания на территории Ирана были подавлены.



Назад