Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Бехаїзм


Среди последователей руководителя бабітського движения был человек по имени Яхья, которому Баб, уже находясь за решеткой, передал свои рукописи и некоторые личные вещи. Кроме этого, Баб вроде приказал Яхьї дописать последние восемь глав к священной книги баббитов "Беян".

Сторонники Яхьї, кроме этого, цитируют речь Баба, с которой он якобы обратился к Яхьї: когда появится на свет "тот, кого явит Господь" в лице последнего пророка, то он, Яхья, должен отменить "Беян" и взять под свое руководство весь баббит-ских движение. Сказанное надо было понимать так, что "проявленным" будет сам Яхья. Этого было достаточно, чтобы он переіменував себя в Сух-е Езеля, что в переводе означало "утро вечности". Из Тегерана, где шло жестокое преследование участников бабітського движения, Сух-е Эзель переправляется в Багдад. Находясь на территории, которая уже не была подчинена Ирана, а находилась под главенством Турции, он снова начинает собирать бабітські общины.

В Сух-е Езеля был брат Хусейн Али, который также принимал участие в бабітському руси. После подавления восстания он попал за решетку. Но в 1852-м году сумел сбежать из тюрьмы и также переправился к Багдаду. Хусейн Али взял себе имя Бехаулла, что в переводе означает "сияние Бога". Он также провозгласил себя единственным законным продолжателем Баба.

С этого начинается многолетнее соперничество между братьями, которое впоследствии перешло в открытую вражду и попытка убить друг друга. Турецкое правительство решило переселить братьев сначала в Стамбул, а затем в Адрианополь, считая, что, находясь в окружении суннитского населения, братья не смогут развернуть активную агитацию. Но длительная вражда между братьями, которая еще больше усилилась, заставила турецкое правительство расселить их. Одного было отправлено на Кипр, а второго в Палестину.

Деятельность Бехаулли оказалась более успешной, чем его младшего брата. Поэтому новое религиозное движение получило название от Его имени - бехаїзм.

Победа Бехаулли объясняется тем, что религиозная идеология, которую он пропагандировал, больше соответствовала требованиям времени. В то время как его брат остался на позициях бабізму с его демократическими тенденциями и воинственным духом, Бехаулла перешел на несколько другие позиции. Эти позиции больше соответствовали потребностям и тем обстоятельствам, которые сложились в тогдашнем обществе.

Учение Бехаулли нашло свое отражение в новой священной книге "Кітабі Акдес", что в переводе означает "Священная Книга". Эта книга содержала в себе как догматические, так и социально-политические и этические аспекты. Кроме этого, свое учение лидер бехаїзму преподавал в специальных посланиях - "лаухах".

Надо сказать, если бабізм был специфическим иранским явлением, то бехаїзм быстро вышел на международную арену. Когда Бехауллі удалось остаться победителем и его учение пустило глубокие корни на Иранском почве, он провозгласил не только свое размежевания с бабізмом, но и в некоторой степени с исламом вообще. В последние десятилетия своей жизни (он умер в 1892-м году). Бехаулла проповедовал свое учение в разных странах мира, в том числе и среди христианских народов.

Одной из причин такого распространения бехаїзму в мире была провозглашена ним веротерпимость и устремленность к синкретизму. Среди лозунгов, которые были начертаны над входами в бехаїтські храмы, был и такой: "Религия нужна как объединяющее начало. Если же она является поводом для разногласий, то лучше вообще не иметь такой религии". Бехаулла сформулировал задачу создания новой мировой религии. По его мнению, эта религия должна быть не похожей ни на одну из уже существующих религий, но объединять их всех в своеобразном синтезе. Его сын и продолжатель Аббасефенді, выбрав себе имя Абдулбеха, что в переводе означает "раб сияния божьего", еще больше заглибив космополитические тенденции в этой религии.

Безусловно, такая ориентация относительно вероучения должна была пересмотреть и обрядовую сторону религии. Бехаїзм подчеркивал второстепенное значение культа, молитв, бытовых приказов и запретов в религии. Общие богослужения в мечетях были отвергнуты. Бытовые предписания сводились к гигиенических требований. Все запреты, которые ранее было наложено исламом на использование щовкових тканей, различных украшений и предметов роскоши, бехаїзм отвергал. Снятие бабізмом запрета на возмещение процентов бехаїзм подчеркнул еще четче. Таким образом, было снято последнее препятствие для развития торгово-промышленной буржуазии.

Но еще более важное значение имела социальная и политическая программа бехаїзму. В противовес бабізму с Его воинственным духом и призывами к борьбе за истинную веру и социальную справедливость, бехаїзм решительно отверг джихад и провозгласил, что царство справедливости может быть построено только мирным путем. Новое учение делало попытки решать вопросы, которые волновали большое количество людей. Среди бехаїстських лозунгов были и такие: "Все люди братья и равны между собой", "У всех людей единые права". На такой способ бехаїсти демонстрировали свое объединение с главным тезисом буржуазного социального учения о том, что все люди равны. Новый лидер бехаїзму Абдулбех писал: "Мы видим среди нас, с одной стороны, людей, которые перегружены всевозможными богатствами, а с другой стороны - нищих, которые умирают с голода. Первые имеют несколько роскошных домов, вторые не имеют места, где прислонить свою голову. Такое положение людей - порочное, оно должно быть исправлено, и средства для этого должны быть тщательно подобраны". По социальной программе бехаїзму бедность должна исчезнуть, чтобы каждый человек, насколько это возможно, исходя из своего положения и сана, имела свою судьбу комфорта и имущества.

По представлениям идеологов бехаїзму, порядки, которые существуют в этом мире, были заложены "самым небом". Эти порядки требуют того, чтобы в обществе, как например в армии, были руководители и их подчиненные. Без такого расслоения не может существовать ни армия, ни общество. И само собой разумеется, что руководителей надо призывать к пожертвований в пользу бедных. Это была своеобразная попытка перестройки первоначального ислама, чтобы однажды сблизить его с уже пустившими корни капиталистическими отношениями. Бе-хаїзм отмечал на реформах, которые надо проводить только мирным путем. Бжэ в священной книге бехаїзму "Кітабе Акдес" провозглашается: "Никому нельзя противиться тем, кто руководит рабами божьими". Обращаясь к властям, Бехаулла писал: "Мы не ищем того, чтобы распоряжаться в ваших царствах, мы пришли для того, чтобы распоряжаться сердцами".

Сторонники бехаїзму не подвергались со стороны властей никаких преследований, поскольку не представляли для последних какой реальной опасности. Бехаїзм стал достаточно распространенным явлением в религиозной жизни, соединившись с другими буржуазно-реформаторскими движениями и организациями.



Назад