Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Махдізм


Это течение возникло в Судане в 80-90-х годах девятнадцатого века. До некоторой степени это течение была противоположная бехаїзму. В отличие от последнего, суданский махдізм всячески подчеркивал свой неделимый связь с исламом и свою преданность "чистом, первозданном ислама. Махдізм провозгласил и вел священную войну как с европейскими колонизаторами, так и с турецко-египетским единоверцами, которые, с его точки зрения, предали идеалам мусульманской веры и стали "лжемусульманами". Социально-экономическими основаниями этого движения была, прежде всего, борьба против европейского капитала, который пытался овладеть государством. Также негативно относился махдізм к развитию в Судане буржуазно-капиталистических отношений. Такое отношение имело тенденцию к консервирования условиях феодального строя. Используя гибкую религиозную форму и оперируя расплывчатыми лозунгами о возвращении к святых порядков первоначального ислама, махдізм привлекал в свои ряды многочисленных поклонников.

Руководителем этого движения был суданский дервиш Муха мед Ах-мед. В 1871-м году он расположился на нильскому острове. С этого места он рассылал странствующих дервишей по всей стране. Главными мотивами махдістської пропаганды были выступления против упадка морали, против роскоши, в которой живут богатые феодалы, работорговцы, купцы и промышленники. В этих грехах обвиняли не только европейских колонизаторов, но и турецких и египетских "лжемусульман", которые отошли от Корана и его требований. Эмиссары нового пророка призывали людей к реконструкции первоначального ислама, то есть отобрать землю у феодалов, провести перераспределение всего движимого и недвижимого имущества, отказаться от уплаты налогов, сбросить турецко-египетский превосходство, изгнать из страны европейских колонизаторов.

Надо сказать, что далеко не все из этих призывов отвечали требованиям Корана и духа первоначального ислама. Но для многочисленных последователей махдізму, которые не были знакомы с богословскими витонченнями и плохо знали историю своей религии, было достаточно уже того, что махдисты апеллировали к авторитету Пророка и Кора-на. Социальная программа проповедников нового учения была с энтузиазмом поддержана рабами, крестьянами, скотоводами и ремесленниками. - Міцеві феодалы и работорговцы были вынуждены проводить гибкую политику. С одной стороны, они использовали те призывы, которые помогали им освободиться от иностранной конкуренции. С другой стороны, они пытались сгладить эти попытки махдізму, которые были связаны с перераспределением имущества. Вообще, программа нового учения оказалась удачной. Вокруг Мухаммеда Ахмеда стали собираться многочисленные последователи, которые были готовы вести священную войну за провозглашенные им социальные и религиозные требования.

Возникновение нового движения вызвало беспокойство не только єгипетсько-турецких властей, но и европейских. Летом 1881-го года Мухаммед Ахмед провозгласил себя Махди, и изложил свою программу действий. Египетское правительство приказал ему явиться в Хартум с тем, чтобы оправдаться перед властями в своей мятежной деятельности. Но Махди отказался от повиновения любом правительству. Карательный отряд, который прибыл на остров Абба, был полностью уничтожен махдістами. После этого Махди провозгласил джихад, который был направлен как против европейских колонизаторов, так и против "лжемусульман". Он переносит свою базу с острова Абба в провинции Кардофан. Там он начинает активные боевые действия против судансько-египетских войск, которые в значительной степени руководствовались европейскими инструкторами и были дополнены отрядами европейских наемников.

В условиях огромного религиозного подъема отряды быстро растущего махдістського ополчения вели успешные боевые действия. В ноябре 1883-го года была уничтожена англо-египетская армия, которой командовал британский генерал Хикс Такая же судьба постигла в начале 1884 года войска генерала Бекера. Весной 1884-го года махдисты осадили Хартум и в начале 1885-го года овладели городом.

На этом этапе священная война махдістів закончилась для них победно. Теперь была возможность приступать к строительству нового государства на тех исламских устоях, которые провозглашали махдисты в период борьбы за власть.

Вскоре после победы Махди умирает. Его продолжателем стал абдуллахом мухаммадом ибн аль-Саид Мухаммед. Он именовал себя уже не Махди, а его продолжателем - халифом. Страна была разделена на четыре области. Руководитель каждой из этих областей также имел название халифа. Таким способом подчеркивался ісламсько-теократический характер правления государства. Однако на этот раз попытка внедрения социально-религиозного идеала не удалась.

Сначала все гражданские порядки были построены в соответствии с суровыми урівняльно-аскетическими принципами, провозглашенными Махди. Руководящий состав армии и чиновничества набирался из низов. Плата высокопоставленным государственным чиновникам не превышала заработков ремесленника. В быту было строго регламентировано использование предметов роскоши и вообще предметов обіхо-ду. Все драгоценности предстояло сдавать государству. Запрет был наложен также на всевозможные излишества в еде.

Однако дальнейшее развитие социальных процессов привел к упадку провозглашенных порядков "первоначального ислама". Дело в том, что религиозно-идеологическая оболочка махдізму была не в состоянии вывести общество за пределы Его объективного развития. Через несколько лет после организации махдистської теократического государства начинаются процессы ее феодального перерождения. Чиновники и офицеры начали захватывать себе большие земельные участки, которые обрабатывались рабами и близкими к их положения крепостными. Начали строить себе роскошные дома. Надо заметить, что рабство не было запрещено еще в самом начале махдістського движения.

Процесс феодального перерождения махістської государства вызвал возмущение народных масс, которые подпадали под новое закаба-ления. В государстве начались многочисленные восстания. В этих условиях вражеские до правительства страны получили возможность уничтожить махдістську государство.

Когда в 1896-м году англо-египетские и французские войска с севера и запада начали наступление на Судан, подоплеки в самой стране было для этого уже достаточно подготовлен. Нападающие иметь превосходство над махдістами и в доспехах. В 1898-м году государство исламской теократии перестала существовать.



Назад