Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

4. Главные положения шиитского вероучения и культа (обряды, церемонии, паломничество)


В исламе, как и в других религиях, религиозные обряды создают сложную систему ритуальных действий. Они являются важнейшим компонентом мусульманского культа. Однако мусульманский культ имеет ряд специфических черт, которые обусловлены отсутствием в исламе церковной организации духовенства, как, например, в христианстве. В связи с этим некоторые культовые обряды не обязательно коллективными и могут быть отправлены индивидуально, вне мечетью. Вторая характерная особенность мусульманских обрядов заключается в том, что в представлениях верующих существует неделимый связь с народными традициями тех стран и регионов, где они проживают. Наиболее четко это проявляется в отправлении ритуалов, которые связаны с важнейшими этапами в жизни человека: рождение ребенка, возрастные инициации (суннат), свадьбы (завадж, пиках), похороны (джаназа) и др.

Вместе с тем, мусульманские обряды, несмотря на их специфичность, как и любые другие религиозные обряды, является важным средством психологического, эмоционального и идеологического влияния на верующих. Проявляя недюжинный консерватизм, культовые обряды формируют устойчивые стереотипы в сознании и поведении людей. Некоторые из этих обрядов воспринимаются массовым сознанием как элементы национальной традиции (например, некоторые жесты, провозглашение коранічних формул).

Носителями обрядности и традиций выступают, как правило, представители старшего поколения, то есть дед, отец, мать, старшие братья. Сильные впечатления вызывают у населения духовные авторитеты, относящихся к высших слоев мусульманской общины, управляют их жизнью и регламентируют поведение членов общества.

Среди многочисленных религиозных требований и обрядов выделяются пять так называемых "столпов веры" (аркан эд-дин), выполнение которых является обязательным для всех верующих. Это - вера в единого Бога и пророческую миссию Мухаммада, молитва, пост, паломничество и милостыня "Столпы веры", в отличие от некоторых других обрядов и требований, единые для всех мусульман (исключением является только сектанты), несмотря на страны и континенты. Однако верующие мусульмане исполняют религиозные обряды и отмечают праздники, которые в разных странах и у разных народов имеют свою специфику. Эти обряды тесно связаны с домусульманською традиции. Нередко, в том или другом культовом ритуале, который освящен исламом, можно увидеть влияние местных традиций или заимствование некоторых религиозных представлений из других религий.

Пять "столпов веры".

1 Вера в единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию его посланника Мухаммада. Такая вера имеет свое проявление в речи слов, которые свидетельствуют о исповедование ислама (шахаду): "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха" (ля Иляха илля-ллах ва Мухаммад в расумо-ллах). Трехкратное провозглашения этой формулы в присутствии духовного официального лица закладывает официальный ритуал принятия ислама. Вместе с этим, эта формула выражает в сжатой форме главный догмат мусульманской религии - единобожие.

2. Молитва (сакят, намас). Она должна отправляться пять раз на день. У шиитов молитва отправляется три раза на день. Время для отправки намаза объявляет муедзін. Молитве предшествует обязательное ритуальное омовение. Сам ритуал намаза состоит из провозглашения различных религиозных формул. Главным образом это отрывки из Корана, которые сопровождаются строго регламентированным набором вклонінь и других телесных движений. Молитва, как правило, начинается словами: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного!" (бісмі-ллях-р-рахмани-р-рахим). Этими самыми словами начинаются в мусульманских странах все официальные выступления и документы. В молитвах фигурируют также еще несколько формул из Корана, значение которых верующим-нему-сульманам неизвестно, так как произносятся они всегда только по-арабськи: "тавак-кальтк а-ля-ллах", - что означает "я полагаюсь на Аллаха", "аль-мульк ли-ллах" - "царство принадлежит Аллаху".

В пятницу - праздничный день для мусульман, взимается особая молитва. В другие дни молитва может быть индивидуальной и не обязательно справляться в мечети. После пятничной молитвы проводится проповедь (хутба). Пятничная молитва и протть, когда верующие собираются в мечети, используется духовенством в качестве главного и наиболее влиятельного средства воздействия на мусульман.

3. Пост (саум, ураза, руза, роузе). Он заключается в воздержании от употребления пищи и любых развлечений. П ист является обязательным для всех мусульман. Исключение имеют только те, кто физически не в состоянии их выполнять (например, больные или путешественники). Главный мусульманский пост выполняется в месяце рамадан (рамазан), по лунному календарю, и длится тридцать суток. В это время с востока к западу солнца запрещается принимать пищу, пить, курить, предаваться любых развлечений. Дневное время должен быть посвящен работе, чтению молитв и благочесним размышлениям. После захода солнца разрешается принимать пищу и пить.

Надо сказать, что пост имеет еще доісламське происхождения. Тогда месяц рамадан по лунно-солнечному календарю Аравии приходился на самую солнечную пору года. В результате невыносимой жары все работы переносились на более прохладное время, то есть на вечер и утро. Однако по лунному календарю, который утвержден в исламе, пост выпадает на разные времена года. Поэтому, можно сказать, что он потерял свое первоначальное значение. Существует еще несколько дат, когда мусульманам положено производить пост, например, перед началом праздника мирадж, но эти посты только желанными, а не строго обязательными.

4. Паломничество (хадж). Оно является обязательным хотя бы один раз в жизни только для мусульман, которые имеют на это физические силы и материальные средства. Хадж, или большое паломничество, осуществляется в первые десять дней месяца зуль-хіджеа. Паломники, которые прибывают в Мекку (Саудовская Аравия), семь раз обходят вокруг главной святыни мусульман - Каабы (здание прямоугольной формы), которая расположена в дворе Большой мечети Мекки (Масджид аль-харам). Эта мечеть была построена на месте мусульманского язицького святилища. Далее паломники целуют "черный камень", который вмонтирован в стену Каабы, пьют воду из колодца и выполняют другие ритуальные действия. По окончанию хаджа начинается главное загальномусульманське праздник ид-аль-адха (курбан-байрам). После этого большинство паломников направляется в Медину, где Мухаммад провел свою жизнь после переселения из Мекки и был похоронен в заложенной им мечети (Масджид ан-наби). Те мусульмане, которые совершили хадж, получают почетный титул хаджи и имеют право носить особую одежду.

Существует также малый обряд паломничества (умра), который осуществляется в любое время года и ограничивается поклонением Каабе. В большинстве районов распространения ислама широко используется обряд посещения "святых мест" (зіяра), которые, как правило, находятся в местах захоронения реальных или мифических религиозных деятелей и проповедников. Согласно мусульманской догматикой, поклонение "святым" является одним из самых тяжелых нарушений догмата ислама о единобожия. В связи с этим во многих исламских странах религиозные деятели неоднократно выдавали соответствующие приказы и объяснения. Но посещение мазарів продолжает иметь большое распространение среди верующих, суеверных людей. Такая своеобразная упрямство в значительной степени объясняется тем, что мазари, как правило, связаны с доісламськими, более старинными местными религиозными представлениями. Эти представления ПРОЧНО укоренившиеся в массовом сознании, хотя сами верующие связывают их с исламом.

5. Милостыня. Она имеет две формы: зекят и садака. Первая имеет форму налога на имущество и доходы, которые теоретически должны идти на нужды общины и распределяться среди бедных мусульман. В некоторых странах Востока зекят превратился в обычный государственный налог, который возмещается раз в год в определенный срок на каждый вид имущества. Многие из современных исламских Идеологов рассматривает зекят как перераспределение доходов в обществе, которое построено на принципах "исламской социальной справедливости". Садака - это добровольная раздача милостыни состоятельными мусульманами для своих бедных единоверцев. Раздачей садаки сопровождается ритуал главных мусульманских праздников, пятничное посещение мечети.

Некоторые мусульманские идеологи причисляють к обязанностей верующего человека также "священную борьбу за веру" - джихад. Эта борьба может иметь самые разнообразные формы: начиная с личного самосовершенствования и активной религиозной пропаганды к бесплатной деятельности на пользу общества или участия в военных действиях "за веру". В разные периоды истории джихад использовался теми или иными политическими силами как для мобилизации масс на освободительную борьбу, так и с целью поддержки реакционных течений и организаций.

К наиболее распространенным и распространенных обычаев можно отнести и хранения в доме, чтение Корана в определенных случаях. Однако вне арабских стран читать и понимать Коран могут не все. Большинство верующих лишь повторяет изучены стихи и отрывки.

Во многих районах распространения ислама существует обряд обрезания (сунат), который имеет еще доісламське происхождения. Однако этот обычай не является определенным исламскими священными книгами. Поэтому он выполняется согласно местной традиции и имеет самые разнообразные вариации.

Надо сказать, что согласно учению шиитов, обычаи, которые были введены первыми тремя халифами (Абу-Бекром, Омаром, Османом) не могут признаваться источником познания и руководством в жизни. На их место шииты ставят людей "святой семьи" (ахл ал--бейт). По их мнению, хадис должен подниматься к "членов святой семьи" как до последнего источника достоверности. Поэтому шиитское богословия тщательно изучает деятельность имамов и других членов "семьи" пророка. Создаются шиитские сборника халисів - сахих.

В шиитских мечетях, в отличие от суннитских, женщины молятся в отдельно отведенных для них МЕСТАХ.

Кроме великого поста, месяц рлмадан важный для шиитов еще и тем, что в этом месяце был ранен (19) и умер (21) их первый имам Али ибн Абу Талиб. 23-го рамадана ему справляли поминки. Поэтому шииты тщательно выполняют пост ураза, считая, что молитва, которая провозглашается днем ахья (лень послание Корана) по своей значимости равен намазам тысячи дней. Кроме этого шииты выполняют добровольный пост в первый и последний день каждого месяца мусульманского летоисчисления пятницу каждое воскресенье, в дни рождения и смерти Пророка и двенадцати шиитских имамов.

До главных шиитских ритуалов относятся и траур магерам по третьему шиитскому имаму Хусейну, который погиб в борьбе за власть с войсками халифа Эзила 10-го магерама (первого месяца хиджры). Для шиитов траур магерам с большим религиозным событием, которое продолжается в течение 50-ти дней. Магерам характеризует сошально-мистическую сущность шиизма. Первые десять дней месяца магерам и в течение еще сорока дней после этого шииты оплакивают имама Хусейна и его сторонников, как мучеников, которые погибли за чистоту ислама и обновление традиций, внедренных Пророком Мухаммадом за первым имамом шиитов - Али.

В отличие от суннитского института духовенства, который традиционно состоит из муфтия, имама и муедзіна, в структуре шиитского духовенства разобраться достаточно сложно. В шиїзмі не существует официальной субординации (кстати, не существует и официального обряда посвящения в духовный сан), но шиитское духовенство масс роз-слоение на разряды:

- амалеї-мота (служитель похороны). Он занимается только религиозными похоронами и чтением 36-й суры Корана;

- муедзін. Он призывает верующих на намаз;

- муккабір (помощник настоятеля) Он передает команды настоятеля тем, кто молится, читает молитвы в промежутках между ра-палачами намаза;

- роузахан (розповідних). Он рассказывает легенды из жизни и деятельности "святой семьи", особенно шиитских имамов. Существуют также отдельные легенды о великомученика Хусейна;

- ваіз (проповедник). Он выступает с проповедями;

- ахунд (настоятель). Это религиозный руководитель мечети. Он руководит всеми религиозными ритуалами, выполняет религиозный брак и тал аг (развод).

Указанное духовенство является, главным образом, исполнителем религиозных требований, руководствуясь теми указаниями, которые поступают от высшей элиты шиитских улемов.

Наиболее уважаемыми религиозными авторитетами среди шиитов является улемы и муджтахіди (их могут называть імамами). Они - знатоки и толкователи Корана и шариата. Они охраняют и внедряют шиитские традиции. Улемы и муджтахіди получают образование, как правило, в старинных медресе, которые находятся в святых центрах шиитов - городах Кеджах и Кербелла (Ирак), Кум и Мешхеде (Иран). Муджтахіди, знатоки богословия, хадисов и мусульманского права, проповедуют благочестивый образ жизни и крайнюю набожность. Когда популярность некоего муджтахі-да всеобщая, то его называют аятолла (знамение Бога). Наиболее авторитетного аятоллу называют асталла-ал-узма (большой аятала). Наивысшим шиитским титулом является мердже-ао-таклід (достойный подражания). Носителем всех этих титулов был Ірансько-Кумський аятолла Боруджерди (умер в 1961-ом году), который был признанным толкователем Корана, мусульманского бого-пословица и шиитских переводов. Среди шиитов известное также знания Шейх уль-Ислам, которое присваивается наиболее авторитетным богословам. Носитель этого звания имеет такое же высокое положение, как и мудштахід. Шейх уль-Ислам выступает арбитром религиозно-богословских и шариатских споров. Он также является знатоком богословия хадисов.



Назад