Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

5. Коран как историко-литературный памятник


Коран (араб, аль-куран, буквально - чтение) - главная священная книга мусульман. По исламским догматом, Коран существует издавна, он никем не создан, а его небесный оригинал находится под престолом Аллаха.

Коран состоит из 114 глав - сур, каждая из которых состоит из аятов. Слово "аят" означает знак, чудо. Эти разделы разные по размеру и расположены без логической связи, независимо от содержания. Самые длинные суры расположены в начале Корана, более сжатые - в конце. Коран написан рифмованою прозой, в своих старых частях близкой к той, которой задолго до появления "священной книги" пользовались жрецы арабские

Религиозно-догматические, мифологические, законодательные материалы Корана распадаются на несколько групп, из которых одни - более древнего, другие - более позднего происхождения. Неопровержимо доказано, что самые старые из рукописей, которые сохранились из текста Корана, могут быть датированы концом VU или началом VIII ст. К ним принадлежит и составленный по приказу халифа Османа так называемый единый текст Корана, который, по уверениям богословов, является первым и из которого якобы снимались копии.

Исследуя Коран, ученые не только акцентируют внимание на существующих в нем возражениях, но определенный интерес вызывает описание в этой книге древних обычаев, моментов борьбы с древними верованиями, пережитками патриархально-общинного строя и т.п. В Коране есть места, касающихся регламентации торговли, имущественных, семейно-брачных, моральных отношений, но главная его тема - утверждение религиозных принципов, предписаний, касающихся обязанностей верующих относительно Аллаха - единого бога, которому следует безотказно поклоняться.

Около четверти Корана - это сказание о пророках, проникнуты обещаниями жестокой расправы с теми, кто не хочет слушать вестников Бога. Многие из этих легенд дешо измененными мифами, заимствованными из Библии и Талмуда. Так, в Коране рассказывается о Ноя (Нусі), Авраама (Ибрагима), Исаака (Исхака), Моисея (Мусы), Аарона (Херуні), Давида (Дауда), Соломона (Сулеймана), Иисуса Христа (Ici) и т.д. Коран утверждает, что Моисею Богом данный Закон (И-урат, то есть пятикнижие), Давиду - Псалтырь (Забур), Иисусу Христу - Евангелие (Інджиль).

Два основных направления, которые исторически сложились в исламе, - сунізм и шиизм, признают святость Корана, лосланниитво Мухаммеда, традиционную мусульманскую обрядность. История написания Корана свидетельствует о том, что эта священная книга, как и другие религиозные писания, созданная людьми и не содержит ничего, что имело бы естественный характер.

Коран о мироздании

Представления о мироздании, изложенные в Коране, содержат много фантастических утверждений и нелепых домыслов об упорядочении и происхождения Вселенной. На уровне астрономических знаний, полученных задолго до написания Корана в Китае, Индии, Єгипті, Греции и даже в древних юго - и северо-аравийских государствах, все написанное о Вселенной в "священной книге" выглядит ярче.

Коран учит, что Аллах сказал: "Будь!" - и появились "небеса и земля"; всего для создания мира Богу нужно было шесть дней. Первого дня были созданы небеса; второго - солнце, луна, звезды и ветер; третьего - животные, которые живут на земле и в морях, а также ангелы, которые живут на семи небесах и в воздухе. Четвертого дня Аллах создал воду и всем тварям назначил пищу, в этот день по его повелению потекли реки. Пятого дня было создано рай, а на щостий - первые люди-Адам и Ева. В субботу дела было завершено, в мире утвердился порядок и гармония.

Если суммировать изложенные в Коране представление о Вселенную, землю, происхождения животных, растений и человека, сравнить их с тем, что задолго до этого люди знали об окружающем мире, окажется, что это мусульмане несколько заимствовали из других религиозных течений, религий.

Коран об аде и рае

Будущее человека и человечества религия всегда связывала со сверхъестественными явлениями. Коран, на котором основывается ислам, на этот вопрос отвечает так: золотые лета человечества времен Адама и Єви прошли безвозвратно. Поэтому не надо искать счастья на земле, грустить по поводу жизненных невзгод, радоваться хорошему, потому что "ничто из явлений на земле или в ваших душах не постигается без того, чтобы его не было в писании", учит Коран... Согласно этим представлениям, счастливое будущее дается человеку волей Аллаха в загробной жизни. Человек, учит ислам, слабый, беспомощный, и никакие ее усилия не в состоянии изменить условий жизни, определенных Аллахом.

В мифах о рае и аде, изложенных в Коране, много непослі-довностей и противоречий. Для сборщиков Корана - жителей знойного юга, рай представляется местом, где не будет сильной жары и палящего солнца, а взамен - влажный климат и тенистые деревья. Зато в аду грешников ждет жара, огненное пламя. "И кто вступил в рай за свою деятельность; возвеселится они и их супруги в тени лягут на ягодицы; там для них фрукты и все, чего только пожелают", - говорится в Коране. По непокорных, составители Корана не пожалели красок для описания ада. От имени Аллаха запугивают: "Для неверующих мы приготовили цепи, ошейники, гиену огненную". им "будет кипяток и свирепая мука за то, что они были неверными".

футурологические учение Корана длительное время были серьезным препятствием на пути развития самосознания угнетенных. Они отвлекали верующих от насущных задач социального преобразования общества, улучшения жизни на земле, на ошибочный путь замены будущего вимріяною иллюзией.

Определение и свобода воли. В Коране идея определения занимает одно из центральных мест. Оправдывая общественное неравенство, разделение общества на бедных и богатых, Коран пытается внушить людям мысль, что такое положение дел является божественным установлением. Учение об определении, по которым судьба каждого человека и общества заранее определена Аллахом, играет в исламе исключительно большую роль. Идея фатальности, заранее определения всего, что происходит с человеком, всегда воспитывала верующих в духе покорности земным повелителям. "С вами происходит только то, говорится в одном из аятов Корана, - заранее определенное для вас Богом". Следовательно, человек не в состоянии делать самостоятельный выбор между добром и злом. Показывая человека безвільною, составители Корана заявляют: "Люди могут хотеть только того, чего хочет Бог", у них "нет свободного выбора". В этих высказываниях отрицается человеческая судьба, самостоятельность лица, и ведущая роль народных масс в исторической творчества.

Исламские богословы и философы веками ведут споры о соотношении определения и свободы воли человека. Социальная суть этих споров неизбежно сводится к следующему: трудящиеся должны отвечать за свои поступки перед Богом, то есть перед сильными мира сего.

Коран о морали. Моральная оценка поступков и побуждений людей зависит от тех представлений о добре и зле, справедливость, добродетель и порядочность, которые сложились в данном обществе. В Коране, как и в других "священных книгах", нет никакой особой "благочестиво-чистой" и вечной морали, независимой от конкретно-исторических условий жизни людей. Здесь не нашлось места многим нормам морали, которые были произведены людьми до написания этой книги и стали составной частью общечеловеческой казны моральных ценностей.

Выдвижение на первый план желание угодить Аллаху, не вызвать гнева его достичь райской жизни на небесах побуждает человека, которая нарушила нормы морали, думать не о общественные последствия поступка, а о личном спасении, его поучения сводятся к тому, как в глазах Аллаха остаться безгрешным.

Заповеди, которые составляют основу "морального кодекса" Корана - "уважай Аллаха, не забывай о дне суда, будь богобоязненным, взломы гордыню, будь кротким, покорись власти и сильным мира сего, потому что они от Бога" и др. - направленные на воспитание у человека религиозного чувства, преклонение перед Богом, осознание своего бессилия перед сверхъестественными силами. Средством обеспечения нравственного воспитания верующих выступает в исламе не только страх перед Богом, но и страх перед наказанием людей в реальной, земной жизни.

Написан за время формирования феодального общества, Коран в своих моральных установках отбил феодальные отношения. В Коране, например, есть аяты о необходимости отшельничества женщин, ношение паранджи, чачвана, чадры, яшмака. Коран прямо объявил, что человек по происхождению выше женщины. Коран сохранил и укрепил обычай своей эпохи, в котором отразилось уничиженное и неравноправное положение женщины в обществе.

Расплывчатые, туманные представления о нравственности и безнравственности, о счастье и благосостояние лишают человека ориентира в жизни, поскольку, согласно Корану, за одни, самые легкие грехи Аллах карает строго, а за другие, даже тяжелые поступки, прощает. Он мстит сыну за отца, внуку - за деда. Божественная кара, под которой подразумеваются будь-какая неудача, горе, несчастье, сваливается на человека неожиданно, и никогда нельзя знать истинной причины гнева Аллаха.

Коран побуждает человека, которая сделала недостоин моральный поступок, вымаливать прошения в Аллаха. Представление о Боге, как о последней инстанции в оценке моральных и аморальных действий, заставляет верующего рассматривать свои отношения с обществом и другими людьми как второстепенные.

В наше время мусульманское духовенство отказывается от отдельных устаревших моральных предписаний Корана. Защита в XX в. норм поведения, навязанных людям еще в середине тысячелетия, не может способствовать укреплению традиций ислама. Чтобы не отстать от жизни и согласовать моральные догмы Корана с изменениями, которые происходят в сознании, психологии и поведении верующих, духовенство пытается модернизировать религиозные толкования нравственности.

Новые толкования Корана

Среди современных толкователей Корана, которые уважают основные догмы ислама, можно встретить и защитников исламского теократического государства, и сторонников монархии, и людей, которые симпатизируют социалистическом учению. Поэтому диапазон новых толкований установок и догматов Корана весьма широк.

Во многих случаях современная апология Корана, новые толкования этой книги без особых трудностей приспособились к буржуазного общества. Ведь, в конце концов, в отличие от феодализма капитализм является лишь другой формой эксплуатации. Много представителей современного исламского духовенства пытаются показать Коран как книгу, которая содержит и защищает идеи социальной справедливости, а своего пророка - большим социальным реформатором. При этом они опираются на ранние суры Корана, в которых довольно робко осуждается прожорливость богачей, которые "поедают" имущество сирот и доводят их до нищенского существования.

Но в модернистскому истолковании наставления Корана далекие ві5 призывов к коренной перестройки общества на основе социальной справедливости и равенства. В условиях подъема антиимпериалистического движения в странах Востока немалая часть мусульманского духовенства поддерживает борьбу против неоколониализма, но в то же время не забывает о усиление религиозного влияния на население, укрепление позиций ислама в арабском мире.



Назад