Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Глава XVII. Нетрадиционные религии


В период коренной перестройки общества возникают новые сложные задачи. Они связаны как с невозможностью работать устаревшими методами, так и с новыми реальностями, проблемами и процессами, которые проявились в современных условиях.

На сегодняшний день в странах Запада очень распространились так называемые новые культы или религии "Нового века". Эти новообразования в духовной жизни западного общества в 60-е годы возникли и распространились в США, а впоследствии и в Западной Европе. Данная нетрадиционная религиозность небезосновательно может рассматриваться как симптоматический проявление глубоких кризисных процессов в идеологии и массовом сознании людей, как неожиданные метаморфозы, которые переживает религия в современную эпоху. Определенным образом эти культы можно рассматривать как единую идейно-политическое течение, как продукт современного этапа развития общества, порожденный общими причинами, и поэтому имеют общие характерные черты и особенности.

На пороге третьего тысячелетия новые признаки возрождения религиозной жизни оказались не только в обращении к ортодоксальному вероучения, восстановлении устоявшихся религиозных традиций. Это также поиск новых ценностей, духовных ориентаций с помощью новых религий. Часто среди них оказываются эклектичные синкретические учения, которые составляют пеструю смесь элементов традиционных религий, а также оккультизма, спиритизма, теософии.

Из истории религий хорошо известно, что многочисленные течения и направления, которые противостоят ортодоксальной церкви, - явление не такое уж и рідкісне. их возникновение - результат глубинных процессов в обществе. Следует подчеркнуть: хотя так называемые новые религии в основном были еретическими, все же они были относительно эпизодическим явлением. Возникновения новых религиозных течений, объединений характерно и для современных религий.

Именно в таких течений принадлежат религии Нового возраста, которые получили распространение на первых порах в США и странах Западной Европы. На данный момент они доступны и в Украине. Уже прошло то время, когда распространение неокультов вызвало ужас, панику в большинстве общественности. Стало понятным, что нетрадиционные религии входят составной частью в общественно-культурной жизни, а потому требуют глубокого изучения со всех сторон.

Относительно обозначения этого явления, то употребляют много терминов: "неорелигии", "неосекти", "неокульти", "нетрадиционные верования", "псевдорелигии", "неомістицизм", "религии Нового века", "позакон-фесійні объединение", "квазирелигии" и т. п. Все эти названия выступают как синонимичные. И в литературе по данной тематике мы встречаемся со многими из них. Однако следует отметить такой момент: наши отечественные религиоведы добиваются определенного упорядочения терминологии, отделить определенные оттенки в ЕЕ употреблении. Это лишь первые шаги, и поэтому они еще не являются общепризнанными. Но оставлять их через это вне поля зрения нецелесообразно.

Так, наши ученые-исследователи предлагают понятием "нетрадиционные религии" помечать те вероучения, которые не являются установленными для нашей культуры. К ним можно отнести буддизм, ислам и т. д. Что же касается термина "неокульти" или "новые религиозные верования", то его следует применять до тех явлений сакрального жизни, которые стали достоянием нашей эпохи как поиск новых духовных ориентиров. Сюда при-числяють неохристиянські, неоорієнталістські движения, неоязичниц-тио, синтетические неорелигии. Кроме того, отделяют еще такое понятие, как "религии Нового века". Им предлагается обозначать сайентологические движения на новейшие научные достижения. Считается даже, что их лишь условно можно отнести к религиозных течений.

Вот такие идеи разрабатываются на поприще собственного научного религиоведения. Мы не будем углубляться в вышеупомянутые смысловые оттенки, а будем считать, что любое из указанных ранее сроков обозначает то религиозное явление, течение, направление, движение, объединение, сложившихся в середине XX ст.

Теперь несколько слов о классификации неокультів. ее употребляют для удобства, для того, чтобы облегчить ориентацию среди многочисленных существующих направлений. Суть классификации в том, что в основу кладутся определенные базисные представления и в зависимости от следования им выделяют ту или иную группу неорелигий. Согласно данной типологии, на сегодняшний день отделяют семь групп нетрадиционных религиозных верований.

1) Неохристиянські движения на загальнохристиянській основе. К ним относятся, во-первых, привнесенные из-за границы разные международные христианские миссии, секты (Международная христианская миссия, Христианская миссия "Еммануил", Армия спасения, Левобережная церковь Христа, Христианская церковь "Калвари Чапел" и др.).

Во-вторых, это направление представляют возрожденные христианские объединения украинского происхождения (Союз христианского межконфессионального согласия "Лога", Собор евангельских церквей).

В-третьих, к этой группе можно присоединить такое пророссийское неохристиянське образования, как церковь Воскресаючої Богородицы.

2) Религии орієнталістського направления. Они в основном представлены неоіндуїзмом (Общество сознания Кришны, Общество Шри Ауробиндо, Общество ведической культуры, Международное общество "Всемирная чистая религия") и течениями буддись-кого толка (дзен-буддизм, тибетский буддизм, ламаизм).

3) Езотеоричні об9єднання (Рериховское общество, Ассоциация "Живой этики", Теософия Братство Грааля.

4) Неоязичництво (Большой огонь, Собор Родной веры, Родная вера, Рун Вера, Ладовірство).

5) Синтетические неорелигии (Вера Бахаи, Великое Белое братство, Церковь унификации, Церковь единения).

6) Сайентологические движения (Діонетика, АСТ1КА, система Порфирия Иванова, Наука разума, Христианская наука).

7) Сатанизм.

2. Основная причина возникновения неорухів заключается в кризисе традиционной религиозности. В XX веке позиции устоявшихся религиозных течений оказались значительно подорваны в первую очередь научным мировоззрением. Достижения НТРвисунули массу проблем, в первую очередь социальных, перед которыми официальная церковь со своими консервативными представлениями оказалась бессильной. Довольно часто она воспринимается как оплот старого мира.

Во-вторых, свою роль сыграли разочарование многих людей в политических средствах решения острых социально-экономических проблем. Часто молодые люди не могут найти свое место в жизни. Отсюда попытка найти новые духовные ориентиры. Ими и становятся неокульти. Они отвергают церковный деспотизм, предлагают своим сторонникам идти богорівним путем самоудоско-шенствование.

В системе Нового возраста охватывается широкий спектр проблем, связанных с телом, умом и душой, включая рост значимости проблем питания, экологии и т. д. А это является достаточно актуальным в наше время.

В новых религиях молодых людей привлекают призывы к самотворчества, спасение душ именно сейчас, а не в потустороннем мире. Кроме того, неокульти имеют в своем распоряжении целый арсенал методов психологического привлечения к своим сект, умение создать эйфорию счастливой жизни.

В-третьих, нельзя не учитывать и такое обстоятельство, как приближение третьего тысячелетия. Известно, что именно на таких landmarks истории и происходило оживление мистики.

Нетрадиционные религии имеют и свои особенности. Наиболее существенным для них является то, что они не ограничены рамками одной религии, в определенной степени направлены на межрелигиозный синтез. Эта унійна тенденция общественного развития очень стойка для второй половины XX века. Но если традиционные религии решают проблему религиозного единства путем экуменического взаимопонимания, всячески оберегая свою уникальность и беспокоясь о сохранении прежнего содержания и форм, то неорелигии опираются на единый мистический опыт в слиянии с Абсолютом. Неорелигии выделяют главное, общее, общее во всех религиях, не останавливаясь на различиях, делают ставку на то единственное, что объединяет всех - признание существования сверхъестественного и связь с ним человека.

Неорелигии в массе своей не интересуют догматические доказательства истинности некой религиозной системы. Они признают истинность всех религий, существование и месійну роль всех пророков. Но своего считают наиболее подходящим для данной эпохи. Неорелигии не требуют отказаться или разрушить уже существующие взгляды или системы. Они построены, как правило, не на принципе негативизма, а на принципе дополняемости.

Для неокультов характерно особое отношение к основателя религии. Ему поклоняются, его уважают, считая божьим посланником. Часто создается даже определенный культ учителя (гуру)" который приобретает черты самого божества.

Представление о Боге неперсонифицированные. Он трактуется как Абсолютный разум, как Духовная сущность, как Объективный закон. Компенсировать эту отдаленность и безособливість Бога призваны посредники - гуру.

Для неорелигий характерный универсализм и синтетизм. Они сочетают в себе элементы не только многих религий, но и используют идеи и концепции теософии, антропософії, современной философии, оккультизма, астрологии. А это означает, что в новых культов входят люди образованные, с высоким интеллектуальным уровнем, которые способны ставить перед собой смисложиттєві проблемы и искать на них ответы.

Неорухи является постоянно открытыми для новых идей и учений.

Рассмотрим несколько конкретных направлений среди разнообразных и многочисленных религий Нового века.

Среди нетрадиционных культов на Западе наиболее распространенным и мощным есть братство индуистской направленности "Международное общество сознания Кришны", или Движение Харе Кришна.

 

 



Назад