Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

"Кришна" или Движение Харе Кришна


Это один из многочисленных восточных культов, которые распространились на Западе в последнее время. Следует указать на такие причины заинтересованности орієнтальною мистикой, как забота о здоровье, желание усвоить и использовать рекомендации относительно дыхания, физических упражнений, методов психологического контроля и психотерапевтических процедур, поиски надежных духовных и моральных ценностей, ответов на вопросы о смысле человеческого существования также вызывают интерес к нетрадиционным восточных трактовок. Чтобы показать неслучайность обращение к религиозного опыта Востока, можно кратко рассказать о дзен-буддизм, привлекательный для западного обывателя как смесь элементов аскезы (умеренности, аскетизма), искусства, поэзии, чайной церемонии и своеобразной философии. Это специфическое религиозно-мистическое учение возникло в результате трансформации буддизма на территории средневекового Китая. Сторонники дзен-буддизма мало интересуются теоретическими философскими вопросами. Главное для них - медитация, что рассматривается как умственное действие, которое приводит психику человека в состояние глубокой сосредоточенности, что снимает эмоциональные состояния, замедляет реакцию, лишает того, кто мєдитує, негативных переживаний. Сторонники этого культа должны усвоить своеобразную технику медитации, состоящий из нескольких стадий. Первоочередная роль отведена здесь духовному лидеру, который вместе с учениками живет в коммуне и контролирует строгое соблюдение регламентации жизни, проводит медитативные сеансы. Члены общины питаются вместе, общаются, здесь провозглашено равенство полов, утверждается ценность семьи, но на первом месте стоят общинные интересы в противовес индивидуализма, эгоизма, разобщенности членов общества. Дзен-буддисты не имеют целью перестройку существующего общества, но стремятся путем массового внедрения мистического медитирование изменить сознание людей. Дзэн-буддизм - пример ухода лица от мира, непризнание социальных преобразований, а потому, несмотря на пассивную критику буржуазного общества, является явлением, выгодным для господствующего класса этого общества.

Анализ Движения Харе Кришна можно начать с показа его полной необычности для западной культуры с точки зрения не только идеологии, но и внешних проявлений. В конце 60-х годов на улицах американских городов появились группы людей в экзотической одежде, что пели ритуальные песни и приплясывали под звуки флейты, цимбал и бубнов. Мужчины с выбритыми головами, с косичкой сзади, одетые в дхоти, женщины - в продолговатых платках и сари. Это были сторонники Международного общества сознания Кришны Движение Харе Кришна, основанного в 1966 году в Нью-Йорке выходцем из Индии Абхай Ширан Где (1896-1977). Он родился в Калькутте, изучал в местном университете английский язык, философию и экономику. Затем работал в химической фирме, занимался торговлей. В 1954 г. он оставил жену и пятерых детей, стал монахом и посвятил себя служению Кришне. Под монашеским именем Бхактиведанта Свами Прабхупада в 1966 г. прибыл в США, имея семь долларов и собственный перевод священного писания крішнаїтів". в 1977 году он умер очень богатым человеком. Очевидно, его учение упало на подготовленную фунт. И прежде всего вследствие социальных причин идеология крішнаїзму достала среди западной молодежи распространение: это - неуверенность в завтрашнем дне, поиск альтернатив буржуазным социальным теориям и официальным религиозным учением.

Противопоставив свои взгляды западным ценностям и образу жизни, Бхактиведанта Свами Прабхупада получил очень много сторонников среди молодых американцев среднего класса, которые составляют в общинах крішнаїтів большинство. Целесообразно рассмотреть идеологию крішнаїзму, чтобы объяснить его популярность.

Вероучение и культ Движения Харе Кришна основаны на индуизме и буддизме. Рядовой крішнаїт, как правило, далек от философско-религиозных идей индуизма, от него требуют только не употреблять наркотиков, алкоголя и табака, быть вегетарианцем и говорить антри (молитвы) и гимны. Крішнаїтська сознание будто существует внутри каждого человека, ее надо пробудить. Немногочисленные сторонники крішнаїзму в нашей стране часто не придерживаются внешних признаков и атрибутики крішнаїтів, их привлекает положение одной из старейших религиозно-философских систем индуизма. Опираются крішнаїти на "Бхагавадгиту" ("Песнь бога"), которая является частью древнеиндийского эпоса "Махабхарата" и считается сформированной из высказываний Кришны на философские темы. В ней утверждается, что все существующее - лишь видимость, в том числе и последствия труда человека, которые принадлежат Кришне. Человек должен исполнять свой долг, но быть равнодушным к его конечного результата, тогда она будет находиться в единстве с волей Кришны. Это спасает последователя веры от сансары и приводит к слиянию с божеством. Специальное поклонения Кришне ввел гуру Чайтанья в XV - XVI ст., который твердил, что надо многократно повторять имя бога и тогда он даст спасение. Было введено мантру, состоявшая из повторения в разном порядке трех слов: "харе", "кришна", "рама". Эту мантру крішнаїт должен ежедневно повторить как минимум 1728 раз, на что требуется около шести с половиной часов. Многократное повторение мантры будто приводит человека к экстазу, что считается освобождением от тела и поринанням в чистый дух. Посвящен должен постоянно выговаривать, петь, вибрировать священное имя Бога. Свой дом он должен превратить в дом Кришны, иметь в нем его изображение, освященное духовным учителем, постоянно молиться ему всей семьей. Последователь учения "сознания Кришны" должен отказаться от всех светских интересов, общественных обязанностей. Половину своего дохода он должен отдавать служению Кришне и его подданным. Категорически запрещается есть и спать больше, чем необходимо. Стремление к накоплению, даже разговор о материальные предметы, светские интересы, общение с людьми, которые не интересуются "сознанием Кришны", воспринимаются как серьезное нарушение преданного служения На самом деле руководители секты никогда не отказываются от владения мерзким металлом. Относительно Международного общества сознания Кришны, то оно является одним из наиболее богатых центров нетрадиционных культов. Выручка от продажи книг и переводов Прабху-пады, журнала "Назад к божественности" составляет ежегодно более 20 млн. долларов. Большую прибыль приносят рядовые крішнаї-ты, которые целыми днями жебрачать на улицах городов.

Число членов общества быстро растет. В 1973 г. оно составляло около трех тысяч, а в 1982 г. - уже 12 тыс. верующих, проживающих в религиозных общинах, не считая большого количества прихожан, которые проживают вне коммуной, но ежедневно принимают участие в ее мероприятиях. Движение Харе Кришна обладает диетическими магазины и рестораны, большое количество преуспевающих предприятий, на которых работают члены общества. На шести сельскохозяйственных фермах, площадью от 100 до 1500 акров также эксплуатируется труд рядовых крішнаїтів. Общество имеет здания в Лос-Анджелесе, 14-этажный "храм" в центре Нью-Йорка.

Значительную финансовую поддержку крішнаїтам подает большой капитал, заинтересован в пропаганде религиозной идеологии среди широких масс. Богатые пожертвования поступают и от всевозможных богошукачів и мистиков, разочарованных в традиционных верованиях. К примеру Харисон, в прошлом участник ансамбля "Битлз", подарил Обществу Кришны свое имение близ Лондона и внес 100 тыс. долларов на сооружение дворца в США.

С целью сохранения и укрепления Международного общества сознания Кришны престарелый Прабхупада установил административный Совет с гуру, которые управляют крішнаїтами в различных регионах мира. Все руководители - американцы или европейцы, среди них - ни одного уроженца Индии. Председателем американских крішнаїтів стал бывший студент - историк Колумбийского университета Кіртананда Свами.

В крішнаїтських ашрамах (общинах) царит специфический деспотизм, не только физический (внешний), но и духовный (внутренний). Верующий обязан без раздумий подчиняться духовному наставнику. Свободного времени в течение лбы у него нет ни минуты, он постоянно занят декламацией мантр, выпрашиванием пожертвований для общины, разными хозяйственными делами. Чтобы у человека не возникало посторонних мыслей, что отвлекают от общения с богом, ее ни на минуту не оставляют одну. Простую вегетарианскую пищу дают дважды в день, для сна отводится не более 4-5 часов в сутки. Главная забота общественности, родных и друзей новообернених крішнаїтів касается физического и психического состояния. За время пребывания в ашрамах они становятся вполне неузнанными: апатичными, покорными, безразличными ко всему на свете. Часто поселенцы аш-рамів насильно изолируются от своих семей, втайне перемещаются из одного храма в другой, чтобы родственники не могли обнаружить их местонахождение. Известно немало случаев сокрытия малолетних детей от родителей, которые, расставшись, вышли из "общества". Следует подчеркнуть, что культ Кришны обусловлен спецификой духовной жизни общества капиталистических стран, представляя собой антигуманный средство духовной компенсации социально-экономического отчуждения.



Назад