Электронная онлайн библиотека

 
 Религиоведение

Церковь Сайентологи


Церковь Сайентологи

Слово "сайентология" в переводе на русский язык означает "науковчення". Поэтому следует кратко остановиться на проблеме соотношения науки и религии. Мы привыкли считать их соотношение взаємосуперечливим, хотя в действительности дело обстоит сложнее. Религия в современном мире стремится использовать авторитет науки, ее достижения в личных целях. Особенно это видно в сфере медицины, здравоохранения. В США не раз появлялись самозванные врачи духовных и физических заболеваний, утверждая будто они достигли гармонии в сочетании разума и веры, науки и религии. Так еще в 1875 году Эдди основала церковь христианской науки. В 20-40-х годах нашего века распространилось учение Святого отца, который регулярно показывал сеансы чудесного исцеления. Доктор М.Ковін-Тумин, руководитель лаборатории психологических исследований в Лос-Анджелесе изобрел прибор под названием "альфа-из-рювач", с помощью которого даже можно достичь успеха в жизни, избавиться от стрессов, познать все тайны бытия.

То, что подобные "целители" имели в США определенные успехи, вполне закономерно, если учесть, что алкоголизм и наркомания, по выражению американских экспертов, растут "со скоростью злітаючої ракеты". Квалифицированная медицинская помощь, в том числе - психотерапевтическая, необходимая при подобных заболеваниях, довольно дорогая и доступна далеко не каждому американцу, вот он и обращается за помощью к наставников и целителей, которые внушают ему веру в благополучный конец всех болезней, а заодно и веру в успех, не смущаясь тем, что вероятность как первого, так и второго более чем сомнительна.

Суть психотерапевтического воздействия заключается в том, что пациент выступает не как пассивный объект внешнего (физического, фармакологического и т.д.) влияния, а мог бы мобилизовать на борьбу с болезнью все свои внутренние силы, глубинные регулятивные возможности центральной нервной системы, которые не достаточно изучены и сегодня. Еще до недавнего времени гипнотическое внушение оказывалось наиболее эффективным, если оно проводилось от имени сверхъестественных сил, и утверждение воле всесильного Бога служило предельной основанием для надежды, убеждения, веры и упования.

На этих же основаниях держится мировоззрение церкви сайєнто-логии, который стремится синтезировать две несовместимые вещи: естественно-научные знания в области психологии и психотерапии и религиозные представления. Это позволяет прибыльно использовать религиозные предрассудки и невежество людей, озабоченных собственными психологическими недугами. В то же время сайентологическая церковь, которая возникла в русле определенных веяний, заслуживает более детального рассмотрения своих свойств, как одна из крупнейших и влиятельных организаций нетрадиционной религии.

Основатель церкви сайентологии Л.Р.Хаббард родился в 1911 году в американском штате Небраска. В годы второй мировой войны он был мобилизован в военно-морской флот и принимал участие в филиппинской кампании. После демобилизации пробовал свои силы в литературе, опубликовал несколько фантастических романов. Но доходы от этой деятельности не удовлетворили бывшего морского офицера, и в 1949 году на лекции в Нью-Йорке он, по свидетельству журнала "Тайме Мэгэзин", заявил: "Смешно писать, получая пенс за слово. Когда кто действительно хочет заработать миллион долларов, то лучший путь - основать собственную религию".

Примерно через год было опубликовано книгу "Дианетика: наука о душевном здоровье". В нем разъяснялось, что дианетика владеет психотерапевтической техникой, с помощью которой могут быть вылечены все неорганические заболевания мозга и все психотерапевтические болезни. Одновременно с выходом "Дианетики" Хаббард сумел организовать широкую сеть психотерапевтических сеансов, обещая коренное улучшение и совершенствование духовных способностей. Предложение выглядело заманчивым и начала привлекать многих.

Но Хаббард не останавливается на организации банальных лечебных сеансов, окружая их глубокомысленными рассуждениями и ритуалами, полными внеземной тайны. Через четыре года в Вашингтоне появляется Основополагающая церковь, созданная последователями Хаббарда, которых западная пресса того времени охарактеризован как группу "псевдонаучных мистических фанатиков".

Что же представляет собой теория Хаббарда? Это смесь отрывочных сведений о компьютерную технологию с поверхностным представлением о буддизм и индуизм, с практикой восточных религиозных наставников гуру. Согласно этой теории, возможно открытие единой причины психозов, неврозов, насилия и расстройства в социальной жизни. Эта причина - неумение управлять работой собственного мозга, непонимание его "божественной сущности". Каждое событие в жизни индивида, за Хаббардом, будто укладывается в мозаичную структуру головного мозга. Неприятные события, неудачи, страхи, разочарование и т.п. не полностью вписываются в эту структуру, выпадают из-под власти индивида, но затем проявляются в форме иррационального поведения, что не соответствует ситуации.

Создан Хаббардом прибор-измеритель) состоит из гальванометра, способного фиксировать электропроводность кожи, которая меняется в зависимости от душевного состояния индивида, и батарейки, соединенной с двумя жестяными банками, которые пациент берет в руки. Для достижения мудрости, хорошего здоровья и наивысшего душевного совершенства применяются сеансы "обработки" или "прослу-ховування". При этом человек располагается напротив инструктора и соединяется с Е-метром. Инструктор задает различные вопросы, связанные с прошлым человека. Считается, что резкое отклонение стрелки свидетельствует о крайнее возбуждение пациента, вызванное "осознанием" условий, в которых она прежде достала психические травмы. Эти отложены в сознании прежние болезненные состояния, душевные потрясения Хаббард назвал "енграмами". Для их устранения слушатель (инструктор) повторяет вопрос до тех пор, пока прибор не покажет, что реакция стала нормальной и ответ уже не связана с болезненным состоянием психики. Поскольку в жизни человека немало сложностей, такая практика может растянуться на много месяцев и даже лет. Сам человек без помощи са-йєнтологічної церкви не способен ни понять источник "енграм", ни избавиться их. Они отравляют ее душевное здоровье.

Хаббард постоянно твердит, что выходит из строго научных методов. Однако он никогда не смог представить достоверных доказательств своих взглядов. Конечно, в отдельных случаях подобные сеансы, особенно поначалу, оказывают благотворное влияние на состояние людей: они испытывают душевный покой, лишаются бывшей нервозности, смутной тревоги и т.д. Как объяснить механизм действия подобных процедур? Надо сказать, что последователи Хаббарда воспроизводят разработанную З.Фрейдом теорию психоанализа, апе в предельно упрощенной и вульгаризованій форме. Речь идет о понимание бессознательного, о душевные травмы, причины неврозов, влияние детских переживаний на психику взрослого человека и т.д. Главное же в том, что Хаббард так или иначе отражает принципиальную схему сеансов психотерапии, практиковану Фрейдом и его последователями: изыскания причин невроза, вывод прежнего опыта на уровень сознательного. Поэтому в тех случаях, когда сеансы клинически показаны для данного заболевания, они непременно окажут благотворное влияние. Отметим, что сначала Хаббард исходил из того, что передача определенных свойств, состояний (енграм) здійснюсться неким материальным субстратом. Его объяснения могли быть ненаучными, примитивными, но в принципе они шли в русле природоведческого подхода. Впоследствии они начинают рассматриваться в спіритуалістичному понимании: источником объявляется некое духовное, мистическое начало. То есть "естественные" знания подаются как вариант религиозного откровения. Откуда же идет этот интерес Хаб-барда к мистического объяснения?

Некоторые ссылается на сугубо меркантильные соображения: в США действует жестокий прогрессивный налог, которым религиозные организации не облагаются. Но это не единственная возможная причина, поскольку амплуа религиозного мессии дает дополнительные способы воздействия людей и возможность выдать свои взгляды и распоряжения за высшую, что не подлежит сомнению, истину, требовать во имя ее безоговорочной покорности. Таким образом, подведение произвольных мистических утверждений под явления, которые вполне поддаются научной интерпретации (например, принцип работы-метра), не случайное. Этот процесс в основном завершился в 1955 г., когда Хаббард провозгласил себя пророком новой религии, якобы в качестве нового варианта буддизма. Он выдвигает учение о "тетана", особого духа, который после смерти человека переселяется в другое тело, и о "тета" - духовную первооснову движения и развития неживой материи. Это, бесспорно, открытое опошление буддизма, сложной религиозной доктрины. Из него Хаббард берет, вульгаризуючи при этом, одно из центральных положений - представление о вечном переселение душ, или инкарнацию. Использование буддизма объясняется не только тем, что он тогда входил в моду, но и тем, что учение о инкарнацию позволило предоставить тривіальній психотерапевтической практике космических измерений.

Действительно, энграммы начали теперь считаться не просто психическими травмами, приобретенными в обыденной земном существовании, а душевными рубцами, надбаними во всех прошлых воплощениях "тетана". Тем самым Е-метр приобретает принципиально нового значения - не как скромный инструмент спасения "одноразового" человеческого существования, а как единственный способ ликвидации во всей Вселенной болезненных последствий круговорота "тетанів". Не надо сбрасывать со счетов и то, что для многих последователей этой церкви преобладающим остается его первое значение. К тому же Е-метр - это научный прибор, и каждый сам может следить за прогрессом в "обработке" собственной души.

Сегодня, когда, с одной стороны, неоспоримый авторитет науки, а с другой - глубокие социальные противоречия капиталистического общества способствуют постоянному воспроизводству религиозных взглядов, Хаббард предлагает некий синтез, который удовлетворял бы потребности и энтузиастов точных знаний, и сторонников религиозной мистики.

Руководители церкви сайентологи приглашают верующих лично испытать их целебное действие. Они избегают выступлений с критикой других религиозных течений, а от человека, который приобщается к ЕЕ "лечебных программ", не требуют разрыва с прежней верой. Веротерпимость объясняется миссионерскими соображениями. Вероучения, догматика не играют в сайєнтологічній церкви решающей роли, это исходный пункт для атаки на человеческое сознание, для которого применяется изящная психотехника. В повседневной деятельности церковь сайентологи - это военизированная организация с тщательно отработанной техникой вербовки, жестокой иерархической структурой, деспотичными порядками, призванными удерживать паству в пределах казармен-ной дисциплины. Вербовкой новых "пациентов" занимаются специально подготовленные миссионеры. Человеку, которую удается заинтересовать, предлагаются на выбор различные программы церкви, за которые надо платить немалые деньги. Значительные прибыли приносит продажа Е-метра и продажа произведений Хаббарда, что дало в 1979 г. церкви только в ФРГ прибыль в 15 млн. марок. Церковь обладает огромными средствами. В 1959 г. Хаббард приобрел в Англии роскошный особняк, который первоначально принадлежал индийском магараджи, и перенес туда свою штаб-квартиру. В 1983 г. американский журнал "Тайм" писал, что собственность церкви сайентологи составляет более 280 млн. долларов. Лидеры церкви сайентологии заявляют о более чем 4 млн. своих последователей, 22 церкви и 100 миссий в 33 странах. Около миллиона последователей являются прямыми членами секты, которые регулярно делают взносы, посещают различные курсы и классы, распространяют книги Хаббарда. Они надеются поправить свое здоровье, покупают сайентологичную литературу, пользуются шарлатанськими препаратами вроде таблеток діанезину, которые якобы повышают жизненный тонус.

Необходимо отметить, что церковь сайентологии постоянно вступает в противоречие с законом. Так, в 1958 г. Федеральная комиссия по наркотикам США реквизировала свыше 20 тыс. таблеток діанезину. В Англии, куда Хаббард вынужден был переехать в 1968 г., Его обвинили в шарлатанстве и выгнали из купленного им замка в Сассексе после того, как одна из верующих покончила жизнь самоубийством. В Австралии в 1965 г. деятельность сайентологической церкви была запрещена законом. Во Франции Хаббарда осудили заочно за мошеннические способы лечения душевных болезней. Вместе с ним были осуждены другие церковные руководители. Впервые во Франции гласно судили один из найфанатичніших и влиятельных культов.

Продав часть имущества, Хаббард пошел на добровольное изгнание. Право на получение прибылей от переиздания учебников по "дианетики" он передал американцу Д.Мескевиджу, который и стал фактическим руководителем саентологов, заплатив Хаббарду за это 80 млн. долларов. Организацию переименовали в "Религиозно-технологический центр". В январе 1986 г. Хаббард умер, но история одной из самых многочисленных и самых скандальных религиозных организаций нашего времени на этом не закончилась. Потомки Хаббарда, жаждущий славы и наживы, продолжают эксплуатировать созданную им организацию -- типичный продукт кризисных процессов, происходящих в современном обществе. Итак, какой бы восточной, наукоподібної или другой формы не приобретала религия, она отвлекает трудящихся от борьбы за лучшую судьбу, объективно способствуя сохранению существующего общества.

В 1958 году в США возникла новая "экзотическая" секта - Движение трансцендентальной медитации, основанный индийским монахом Махараші Махеш Йоги. Через десять лет пропаганды своего учения он отправился в индуистский монастырь.

В отличие от других восточных движений, которые делают основную ставку на молодежь, ТМ привлекает людей старшего возраста. В ТМ религиозных деятелей именуют не титулом "гуру", а просто "инструктором". Инструкторы приносят своим центрам немалые прибыли. Так, например, только вводный курс ТМ стоит клиенту примерно 100 долларов.

В отличие от дзен-буддизма и йоги в ТМ значительно упрощена сама техника медитации, которую можно освоить просто и быстро, а не тратить на это 5 лет, как в дзен-буддизме. Эта простота приобщила к ТМ западного обывателя, которому нужен простой и массовый культ, что не требует усилий для его изучения и понимания. Махараші Махеш Йоги учит: "Механический путь к осуществлению бога, которым является трансцендентальная медитация, настолько прост и универсален, что он привлекает всех, кто любит бога и ищет истину".

С целью широкого и быстрого распространения своего вероучения Махеш отошел от традиции длительной многолетней подготовки гуру. Это дало возможность ТМ быстро расширить свое влияние, прежде всего в США, привлечь в свои ряды несколько миллионов человек.

Однако, при всей ее простоте ТМ имеет религиозно-философский фундамент, опирается на индуизм. Здесь практикуются методы и средства специфической психиатрии с помощью многократного повторения мантры, причем самостоятельно, то есть самим пациентом-медитатором без посредничества "учителя". Медитирующий в результате самовнушения чувствует облегчение, он понимает медитацию, как обращение к сверхъестественного. Конечная цель медитации - облегчение, освобождение, достижения нирваны, что приближает ТМ к буддизму. ТМ также учит, что благодаря медитации исчезнут войны, бедность, несправедливость, преступления и т. п.

Среди синтетических движений наиболее распространенным и важным является Церковь уніфікації. ее основатель и глава Сан - Мен Мун. Родился он на севере Кореи в 1920 году. Получил образование в пресвитерианской миссии. Позже посещал церковь пятидесятников. В пасхальное воскресенье 1936 г., как утверждает Мун, состоялась его встреча с Иисусом Христом, который признался, что миссия, которую он взял на себя около 2000 лет назад, не удалась, и Мун должен ЕЕ завершить. В конце 40-х годов он был осужден за изнасилование, но во время Корейской войны его освобожден американскими войсками, и он сбежал в Южную Корею, где и основал "Ассоциацию святого духа для унификации мирового христианства" (1954г.). В 1973 г. Мун прибыл в США, чтобы распространить свое учение, изложенное в книге "Божественный принцип".

Мун считает семью творением нечистой силы, поскольку Ева согрішила с сатаной, который принял вид змея, и обрекла человеческий род на долгие страдания. Христос (второй Адам) рожденный безгрешным, но не успел выполнить свою миссию - вступить в брак с идеальной земной женщиной и породить очищенных от греха "совершенных" детей. Поскольку Мун также безгрешен, то вместе со своей женой он составляет настоящую семью. Только вступив в нее человек может спастись. А настоящие родители и родственники являются представителями греховного мира. 1 хотя Мун не принимает прямого участия в создании "совершенного" потомства, он определяет совместимость молодых людей друг к другу в сексуальных отношениях и проводит массовые браки. Так, 1 июля 1982 г. в Нью-Йорке было повінчано 2075 пар.

Способы и методы мунитов по привлечению новых членов секты разнообразные. Среди них - специальные місіонери. их тактика заключается в том, чтобы завоевать внимание и доверие. Они способны загипнотизировать человека, после чего она становится психологически беззащитной. В мунитов в этом процессе особую роль играют много-часовые лекции, когда на слушателей целенаправленно действуют повторения, монотонность и ритм. Это те же факторы, которые присутствуют и в технике гипноза.

В учении Муна и особенность, что объясняет его привлекательность для молодых людей. Всю теологию" Объединенной церкви пронимает особый интерес к сугубо интимных отношений библейских персонажей, к проблеме "чистоты крови" и перетасовки в следующих поколениях. В "божественном принципе" идея очищения представлена как провіденціальна цель человечества, как главный инструмент "спасение" через "настоящую" семью.

Церковь унификации довольно богатая организация. В Нью-Йорке ей принадлежит имение стоимостью 17 млн. долларов, а также 10-миллион-на собственность в соседнем городе. Кроме этого, секта владеет многомиллионной недвижимостью в других штатах.

После того как упала "железная стена" на Восток направляют миссионеров различных культов. Не обошли они и Украину. Здесь они основывали свои общины, коммуны, искали сподвижников и сторонников нетрадиционной религиозности. Добивались успеха, переезжали на новые места, где продолжали проповедническую деятельность. их ученики продолжали дело наставников, и благодаря этому неорелигии постепенно приживались на территории Украины. На сегодняшний день они представлены течениями из всех 7 групп, которые упоминались выше их количество продолжает расти.

По данным Государственного комитета Украины по делам религий, по состоянию на 1 января 1995 года в Украине зарегистрировано 147 неохристи-славянских общин, 52 общины орієнталістського направлении, 23 общины Рун Веры и т.д. В поликонфессиональной среде нашей страны судьба таких течений незначительна (3%), а их влияние на общественную жизнь не измеряется количеством группировок или сторонников.

Говоря о нетрадиционной религиозности, следует иметь в виду, что ее появление и распространение на Украине имеют некоторые особенности в сравнении со странами Запада.

Во-первых, появление неолиітицизму связана не только с ослаблением традиционной религиозности, но и с периодом религиозного возрождения.

Во-вторых, относительная скорость распространения неорелигий. Это объясняется тем, что после длительного безрелігійності большинство людей обратилась к обычных религий. Кроме того, для стран Запада неокульти были языково адаптированы, что в определенной степени определяло взрывчатость их для религиозной жизни. На Украине языковой фактор сыграл же тормозную роль.

В-третьих, если на Западе неокульти выступили определенной религиозной альтернативой существующим традиционным религиям, то на наших просторах они появились, как протест против коммунистических идеологий, как форма диссидентства.

По-четвертых, неорелигии имеют в Украине и чисто прикладную направленность. Они воспринимаются в определенной степени как форма физического и психического оздоровления. Знания о оздоровительные техники йоги, медитации пришли в неорелігійній форме.

По-пятое, на Украину неорухи пришли через посредников: не с родины религий нового движения, а из других стран, не от гуру, а от его западных учеников.

По-шестое, относительная легкость проникновения объясняется спецификой отечественного менталитета, который был открыт различным воздействиям.

Это сформировало у нашего народа терпимое отношение к инакомыслию.

Анализ современного состояния нетрадиционной религиозности дает возможность выявить его характер, специфику деятельности этих течений в новых исторических условиях, их взаимоотношения с общественной средой, в частности с государственными структурами.

Опрос выявил большую религиозную активность сторонников неорелигий. Около трети опрошенных (30,2%) занимаются как культовой, так и позакультовою деятельностью. Наибольшую активность проявляют крішнаїти и буддисты.

Представители неокультов учитывают непростую религиозную ситуацию в Украине, а потому постоянно беспокоятся о создании себе своеобразного положительного имиджа среди населения. Крішнаїти, представители Церкви объединения, различные неопротестантские течения проявляют интерес делами духовно-национального возрождения Украины. Они охотно идут на сотрудничество с общественными научными и другими организациями. Вместе с тем активность неорелігійних образований, целенаправленная ориентация на молодежь, интеллектуальную часть общества, использования некоторыми из течений активного психологического воздействия, жестокости, авторитаризм лидеров, строгая дисциплина обусловили неоднозначность оценок деятельности неорелигий, проявление крайних форм неприятие их. Последнее проявляется со стороны православных и католических церквей. Они рассматривают деятельность неорелігійних союзов как такую, что наносит вред процессу государственного строительства, как неправомерное вторжения на каноническую территорию православия и др. В последнее время все более ощутимым становится давление на государственные органы со стороны отдельных политических организаций и партий, а также общественных объединений родителей, дети которых стали членами неорелігійних групп. В средствах массовой информации участились прямые призывы к запрету деятельности неорелігійних образований в Украине, до введения жесткого механизма их легализации.

Анализ нетрадиционной религиозности позволяет спрогнозировать возможные явления и процессы в этой среде на ближайшую перспективу. Отмечается, что в течение ближайших лет религиозный инновационный процесс будет продолжаться с разной степенью интенсивности. Со стороны модерновых религиозных образований следует ожидать активного поиска форм взаимоотношений с государством, общественностью, традиционными церквями.

Пока же нетрадиционные религии борются за право на существование, и эта тенденция сохранится и в дальнейшем, если не закон, а эмоциональное и политико-прагматичное отношение чиновника будет определять судьбу той или иной общины.



Назад