Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

1.1. Характеристика современной рыночной системы хозяйствования


В народном хозяйстве Украины происходят глубокие социально-экономические изменения, суть которых заключается в переходе к рыночной экономике. Мировая экономическая наука сформулировала ряд признаков, которые определяют режим свободного рынка. Это, прежде всего, неограниченное количество участников конкуренции, свободный доступ на рынок и выход из него. Каждая личность в условиях рыночного хозяйствования имеет право заниматься любым видом предпринимательства, организовывать его на свое усмотрение и прекращать деятельность по собственному желанию. Владелец денежных доходов имеет право выбора и приобретения товаров и услуг, которые ему нужны.

Для рыночного хозяйствования характерной является мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Каждый участник конкуренции может оперативно вкладывать и перемещать свой капитал из одной сферы производства в другую, из одной сферы народного хозяйства в другую в зависимости от собственных экономических интересов.

В рыночной экономике каждый участник конкуренции обладает определенным объемом рыночной информации (сведения о спрос и предложение, цены, норму прибыли и др.). Без этой информации товаропроизводитель не в состоянии принять правильное управленческое решение.

Итак, рынок - это система социально-экономических отношений между людьми, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена, потребления и основываются на определенных принципах, основными из которых является экономическая целесообразность и свобода деятельности.

Рыночные отношения как производственные возникают на основе развитого товарного производства, общественного разделения труда, экономической обособленности производителей. Это и есть объективные условия существования рынка.

Функциональная определенность рынка заключается в обеспечении им процессов саморегулирования экономической системы. Он выполняет регулирующую функцию в процессе непрерывного воспроизведения и надежной связи между производством и потреблением, в объединении экономики в единое целое, в распределении ресурсов между различными сферами производства. В этом смысле рынок выступает функциональной формой экономических связей между субъектами экономической системы. На рынке оказываются спрос и предложение, соответствие производства потреблению, экономические интересы субъектов, индивидуальные затраты труда на производство товаров сравниваются с общественным эталоном, оказывается мера полезности товаров и услуг согласно действия закона стоимости.

Реально выполнять свои функции рынок может при таких условиях:

- независимости субъектов хозяйствования, наличии определенных прав и свобод товаропроизводителей в сочетании с их экономической ответственностью;

- права собственности на средства производства, созданный продукт и доход;

- права самостоятельно определять цены на произведенные товары и услуги и рынок сбыта продукции;

- свободы выбора хозяйственной деятельности, источников финансирования и ресурсов;

- развитой рыночной инфраструктуры (фондовые и товарные биржи, банки, страховые организации и др.);

- устойчивой финансовой и денежной системы;

- наличия определенного экономического среды и климата, которые способствовали бы хозяйствования в рыночных условиях. Речь идет о достоверную информацию о рынке и его субъектов и правовых гарантий свободного предпринимательства.

Основное свойство экономики рыночного типа заключается в проникновении рыночных отношений во все хозяйственные сферы, отрасли и регионы страны. Глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов в различных отраслях и секторах экономики разная. Практически все они находятся под влиянием рыночных изменений. Таким образом, вся экономика выступает как совокупность рынков.

Изучение структуры рынка дает комплексное представление о рыночной экономике как единство взаимосвязанных и взаимодействующих рынков.

При наивысшей степени структуризации в составе единого рынка выделяются рынки:

- предметов потребления и услуг;

- средств производства и производственных видов деятельности;

- капиталов;

- ценных бумаг;

- труда;

- информации, интеллектуального продукта, инноваций.

В свою очередь каждый из перечисленных рынков делится на частные рынки, которые входят в его состав.

Рынок предметов потребления и услуг представлен рынками: а) продовольственных товаров, непродовольственных товаров народного потребления; б) бытовых, коммунальных, транспортных услуг; в) услуг культуры, образования, здравоохранения; г) жилья, помещений и сооружений непроизводственного назначения.

Рынок средств производства и производственных видов деятельности включает рынки: а) орудий труда, машин, оборудования, приборов, производственных помещений и сооружений; б) сырья, материалов, энергии; в) работ и услуг производственного назначения.

Рынок капиталов представляет один из видов денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений капиталовложения.

Рынок ценных бумаг предусматривает существование фондовых и валютных бирж, бирж ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, облигаций, иных видов денежных обязательств).

Рынок труда связан с правом каждого человека на продажу своей рабочей силы по собственному выбору, рыночной ценой на основе контракта между работником и собственником. Он включает систему подготовки и переподготовки кадров, трудоустройства и защиты при безработице.

Рынок интеллектуального продукта охватывает сферу информационных услуг, покупке-продаже интеллектуального продукта (программные продукты для ЭВМ, авторские права и т.д.), инноваций (нововведений, изобретений, рационализаторских предложений).

Рынки предметов потребления и услуг, средств производства и производственных видов деятельности могут быть обобщены понятием "товарный рынок".

Конкретная взаимодействие рынков осуществляется с помощью определенных учреждений, институтов рынка, а именно: фондовых и товарных бирж, бирж труда, кредитных и страховых учреждений и т.п., которые в целом составляют рыночную инфраструктуру.

В пределах каждого рынке действуют специализированные организации инфраструктуры. Так, на товарном рынке функционируют товарные биржи, системы оптовой и розничной торговли, фирмы, которые занимаются маркетингом, посреднические компании, службы сервиса и другие звенья инфраструктуры. Рыночная инфраструктура занимает большой экономическое пространство - от производителей до потребителей товаров и услуг, организует заключение контрактов на поставку продукции, способствует прогнозированию товарных потоков по отраслям и регионам, регулирует продажи и обслуживания потребителей. Инфраструктура товарных рынков улавливает сигналы о спрос и предложение и адекватно реагирует на них.

Важная роль на рынке ценных бумаг отводится фондовой бирже, где осуществляется покупка и продажа акций и облигаций, устанавливается их рыночный курс. Объединяя будущих инвесторов и владельцев сбережений, биржа организует межотраслевое и межрегиональное перемещения финансовых потоков, без которого рыночная система не в состоянии функционировать.

На рынке ценных бумаг не обойтись без банков и страховых компаний. Банковская система включает центральный (национальный) банк, который несет ответственность за состояние денежного обращения, коммерческие, ипотечные (выделяют кредит под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработка и освоение технологических новшеств), инвестиционные банки.

Учитывая социально-экономические последствия и методы регулирования рынок значительно отличается в разных странах, поэтому необходимо глубоко и всесторонне изучить опыт, проблемы и особенности его функционирования.

Некоторые экономисты считают, что рынок и его регулирование - несовместимые понятия. Однако опыт высокоразвитых государств свидетельствует, что потребность в таком регулировании возникла еще во второй половине XIX в. в связи с появлением монополий и усилением процесса обобществления производства. Государство, выражая интересы монополий, с помощью налогов, кредитно-финансовой политики и других экономических мер стремилась к централизованному влияния на структуру и пропорции производства с целью предотвращения экономическим кризисам и ограничению безработицы.

Господство монополий привело к ограничению конкуренции, которая проявлялась в безжалостных формах и имела разрушительные последствия. Росло число обанкротившихся предприятий, банков, посреднических фирм. Монополии способствовали росту производительных сил, однако сдерживали научно-технический прогресс. Возникла необходимость вмешательства государства в экономику путем принятия антимонопольных законов. Государственное регулирование позволило странам Запада в значительной мере преодолеть скачкообразное развитие производительных сил, ускорить освоение достижений научно-технического прогресса, ослабить господствующую тенденцию завышения цен и увеличения прибыли.

В XX в. произошел еще больший распределение общественного капитала на капитал-собственность и капитал-функцию. Организация производства в пределах крупных компаний достигла высокого уровня. В экономически развитых странах - Швеции, Франции, Японии, Италии и др. - некоторые государственные ведомства начали выполнять планово-координирующие функции, особенно в части разработки и выполнения научно-технических, социальных, энергетических, природоохранных и других программ.

Благодаря росту обобществления производства, усилению интеграционных процессов в его развитии, роли централизованного влияния экономических методов на распределение и использование дополнительной стоимости, созданию механизма стимулирования нововведений было достигнуто существенных результатов в решении глобальных экономических и социальных проблем. Экономика приобрела признаки организованного хозяйства, развитие которого осуществлялся с помощью системы экономических, правовых методов регулирования рынка и структуры производства, а также использование на уровне государства и предприятий плановых методов для устранения негативных явлений. Особенно возросло регулирующее значение научных прогнозов, целевых программ, возведенных балансовых расчетов, экономико-математических методов.

Рыночная форма хозяйствования способствует повышению эффективности производства, его социальной ориентации. Однако рынок нельзя рассматривать как единый регулятор производства. Сами рыночные отношения требуют регулировки. Поэтому речь идет о создании планово-рыночного механизма регулирования производства и рынка в их взаимосвязи. Поэтому особый интерес вызывают взгляды ученых Запада о роли планирования в системе управления народным хозяйством.

Так, известный экономист США Дж. Гэлбрейт подчеркивал, что все великие свершения индустриальной системы является результатом планирования. Во всех случаях речь идет о детальное планирование выпуска продукции, тщательный контроль за ценами, детальные расчеты согласно выпуска продукции, спроса на нее, обеспеченность производства необходимыми компонентами - рабочей силой, сырьем и материалами, машинами и возможность их приобретения в нужном количестве по заранее известным ценам и в определенные сроки. Отдать решения этих проблем рыночные означает передать его слепому случайные. Ученый писал о том, что нельзя говорить ни о преимуществах рынка, ни о преимуществах планирования. При решении некоторых проблем рыночный механизм имеет преимущество и выполняет свои полезные функции, однако в целом на него полагаться нецелесообразно. На смену ему приходит планирования спроса и предложения.

Переход к рыночной формы хозяйствования еще не гарантирует успеха, а лишь открывает возможности, которые можно использовать лучше или хуже или совсем потерять. Дело решает прежде всего качество, обоснованность и реализм государственного регулирования на всех уровнях управления народным хозяйством.



Назад