Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

1.3. Теории макроэкономического регулирования


Государственное регулирование национальной экономики осуществляется на основе сочетания различных экономических теорий, обусловленных практикой хозяйствования. В развитии теорий регулирования экономики специалисты выделяют несколько этапов, которые наиболее полно характеризуют определенный временной период хозяйствования.

Первым этапом государственного регулирования экономики считается меркантилизм (XV-XVII ст.), теоретики которого считали благородные металлы источником богатства и составляли рекомендации правителям своих государств по развитию внешней торговли. Они считали, что ведет к обогащению превышение экспорта над импортом, накопление золота и серебра. Политика ограничения доступа иностранных купцов к внутреннего рынка путем введения высоких пошлин дополнялась мерами по стимулированию вывоза готовой продукции на внешние рынки. Такая политика обеспечивала превышение экспорта над импортом. Считалось, что государство становится богаче, если владеет большим количеством денег.

На смену этому этапу пришли физиократы - экономическая школа (XVIII ст.), представители которой считали источником богатства труд в сельском хозяйстве и продукты земли. Они рекомендовали развивать именно эту отрасль экономики. Основоположник школы физиократов Ф. Кене разработал экономическую таблицу, которая отражала движение продуктов между основными секторами экономики и классами общества и давала представление о механизме функционирования экономики.

Физиократы считали, что правительства не должны вмешиваться в естественный ход экономической жизни, а их задачей является внедрение таких законов, которые бы соответствовали законам развития природы.

Во второй половине XVIII - начале XIX в. формируется классическая теория регулирования (саморегулирования) экономики. Представителями этой школы были английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. Основным регулятором экономических отношений они признавали рыночный механизм, который автоматически устанавливает экономическую равновесие между спросом и предложением, отрицая необходимость вмешательства государства в экономику.

Согласно учению А. Смита, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к получению прибыли. Он выступает главной движущей силой экономического развития.

Экономисты классической школы выстроили большую теоретическую сооружение, в основе которой лежало понятие рыночной экономики как системы, саморегулирующийся через механизм цен. Колебания рыночных цен автоматически устанавливает равновесие в экономике. Поэтому государственное регулирование экономики они считали излишним.

Частые и глубокие экономические кризисы, безработица породили марксистскую теорию регулирования, основанную на учении К. Маркса о трудовую природу богатства на основе общественной собственности. Эта теория обосновывала необходимость уничтожения частной собственности, конкуренции, убеждала в целесообразности влияния государства на социально-экономические процессы с помощью плана. "Только там, где производство находится под контролем общества, удовлетворяются его потребности", - писал К. Маркс. "Только при переходе средств производства в собственность всего общества становится возможным общественное производство по заранее продуманному плану", - добавлял Ф. Энгельс. Эта теория была реализована на практике в XX в. на значительной части мировой системы хозяйствования. Однако результаты ее действия оказались неутешительными, а марксистские идеи - нежизнеспособными.

Параллельно появляется новая теория экономического развития, которая обосновывает необходимость и практическую целесообразность государственного регулирования экономики на основе частной собственности, конкуренции, - кейнсианская. Основателем этой теории считают английского экономиста Дж. М. Кейнса, который обосновал необходимость и роль государственного регулирования экономики, описал основные средства и инструменты влияния государства на экономику: стимулирование совокупного спроса путем поощрения инвестиций, уменьшение цены кредита, расширение государственных закупок, повышение уровня занятости, проведение эффективной фискальной политики.

Кейнсианской теории придерживались правительства большинства государств после Второй мировой войны, что и способствовало выходу их стран из кризиса и разрухи.

Примером применения на практике кейнсианской концепции может служить осуществление нового курса Ф. Рузвельтом в США в результате принятия ряда законов:

- о введении минимальной заработной платы;

- о социальное обеспечение и выплаты по безработице;

- о государственном страховании банковских вкладов и займов;

- о поддержке фермерского хозяйства и малого бизнеса;

- о регулировании деятельности банков и фондовой биржи и другие.

Эта теория эффективна в сложные периоды развития экономики: войн, відбудов, научно-технических преобразований, формирования рыночной среды.

На базе классической теории саморегулирования оппоненты Дж. М. Кейнса создают ряд неоклассических теорий (монетаризм, Рациональных ожиданий, "экономики предложения"), в которых признают необходимость государственного вмешательства в экономику, однако сводят его к минимуму и предпочитают косвенным методам воздействия. Монетаризм, пропагандирует регулирования денежного обращения; теория рациональных ожиданий утверждает, что субъекты хозяйствования без государства принимают оптимальные решения; теория "экономики предложения" пропагандирует стимулирования предложения, снижение затрат, сокращение налогов и социальных расходов.

Все эти теории придерживаются противоположных к кейнсианства позиций. Распространена концепция монетаристов сводится к тому, что, во-первых, система свободного рынка обеспечивает высокий уровень макроэкономической стабильности на основе конкуренции при условии, что государство не вмешивается в функционирование экономики; во-вторых, колебания совокупных расходов влияет на цены, а не на уровень производства и занятости. Монетаристы считают, что вмешательство государства в определении минимальной заработной платы, поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию и т.д усиливает негибкость цен и заработной платы. Следовательно, государство, вмешиваясь в экономические процессы, подрывает способность свободного рынка обеспечивать макроэкономическую стабильность.

Концепция монетаризма рассматривает экономику преимущественно как саморегулирующуюся систему; признает, что инфляция, спад, безработица, кризис платежного баланса является результатом неудовлетворительной денежной политики государства; рекомендует для оздоровления экономики применять жесткое регулирование прироста денежной массы, снижение уровня налогов и кредитов, снижение социальных расходов, обеспечение свободного развития предпринимательства; рыночное ценообразование, отмена минимальной заработной платы. Согласно монетарной теории в "открытой экономике свободно перетекают товары, деньги, капиталы. Как результат, темп мировой инфляции определяется темпом роста мировой денежной массы. Девальвация национальных валют определяется ростом мировой денежной массы. Таким образом, государство не в состоянии осуществлять денежно-кредитное регулирование без учета мирового кредитного рынка.

Как показали примеры развития мировой экономики, саморегуляция в некоторых странах привела к спаду производства, росту государственного долга, значительного безработицы, снижение доходов, сокращение спроса.

Монетарная и кейнсианская концепции имеют много положительного и, как свидетельствует мировой опыт хозяйствования, монетарная система обеспечивает лучшие результаты по условий функционирования развитого рынка с цивилизованной конкуренции, а кейнсианская - в период его становления.

В современных условиях продолжается поиск новых форм и методов воздействия государства на экономику, совершенствуются теории государственного регулирования в соответствии с изменениями среды. Появилась теория "неоклассический синтез", которая сочетает современную кейнсіанську теорию с неолиберализмом. Она стала теоретической основой смешанной системы регулирования экономики.

Близким к неоклассического синтеза социально-институциональный направление, сторонники которого утверждают, что экономические отношения в обществе формируются под влиянием политических, социальных, психологических и других факторов.

Несмотря на различия, в основе всех теорий лежат положения кейнсианской и монетариської теорий, основные характеристики которых приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные признаки кейнсианской и монетарной теории регулирования экономики

Кейнсианская

Монетарная

1. Принципы эффективного совокупного спроса

1. Принципы эффективного совокупного предложения

2. Значительная доля государственного сектора экономики

2. Частичная приватизация государственной собственности

3. Содействие конкуренции

3. Сдерживания конкуренции

4. Рост налогообложения в интересах увеличения государственного спроса

4. Снижение налогов

5. Организация государственного планирования и регулирования

5. Сворачивание макроэкономического планирования, ограничения регулирования

6. Дефицитное финансирование и усиление инфляции

6. Уменьшение дефицита бюджета и стабилизация денежного обращения

7. Расширение государственных социальных программ

7. Сокращение государственных социальных программ

 

Мировая практика хозяйствования показала, что в основе функционирования определенного типа экономической (хозяйственной) системы лежали положения соответствующей теории государственного регулирования.

Экономическая (хозяйственная) система - это упорядоченная и скоординированная совокупность элементов национальной экономики, которая характеризуется наличием определенных признаков: входа, выхода, ограничения, процесса, среды.

В экономической теории выделяют такие типы экономических систем:

натуральное хозяйство, которому соответствует классическая теория саморегулирования;

рыночная, в основе которой кейнсианская и неоклассическая теории регулирования экономики;

административно-командная, регулирование которой осуществляется согласно марксистской теории;

рыночная экономика смешанного типа, которой соответствуют формы: методы теории неоклассического синтеза и институциональных преобразований.

Государственное регулирование рыночной экономики смешанного типа осуществляется с помощью следующих основных элементов:

- рыночных регуляторов;

- государственных рычагов влияния на экономику;

- корпоративного управления;

- института социального партнерства.

Они обеспечивают высокую эффективность национальной экономики, реализацию макроэкономических целей, стабильное развитие, устойчивость государственного управления, социальную справедливость.

Специалисты выделяют два вида и несколько моделей регулирования рыночной экономики смешанного типа - экономический либерализм, экономический дирижизм и типовые модели.

Экономический либерализм - это система социально-экономических отношений с преобладанием рыночных регуляторов и минимальным государственным вмешательством. К стран экономического либерализма можно отнести США, Канаду, Великобританию, Австралию, в которых государственный сектор не превышает 10%, государственные расходы достигают 30-35% ВВП, преобладают правовые и экономические методы регулирования.

Экономический дирижизм. - система социально-экономических отношений со значительным влиянием государства на социально-экономическое развитие. К стран экономического дирижизма относят Австрию, Японию, Германию, в которых государственный сектор играет существенную роль, государственные расходы достигают 45-50% ВВП, для регулирования активно используются прямые, административные и специфические методы.

Национальный институт стратегических достижений обобщил опыт регулирования экономики и выделил несколько моделей современной рыночной экономики, с присущими им методами.

Либеральная (американская) модель предусматривает вмешательства в экономику государства по остаточному принципу, то есть вмешательство в те процессы, которые не регулируются рыночным механизмом. Государственное регулирование сводится к установление "правил игры", создание надлежащих условий для ведения бизнеса, решения проблем социального характера, использование государственных инвестиций.

Неолиберальная (немецкий) модель ориентирует государственное регулирование на устранение препятствий для конкуренции, стимулирование развития малого бизнеса, роста занятости, социальной направленности развития рынка, экономической безопасности работникам, выравнивание доходов, социальное страхование, обеспечение минимальной оплаты труда.

Европейски-кейнсианская модель предусматривает значительную долю государственного сектора в экономике страны. Государственная собственность концентрируется в энергетике, угольной, газодобывающей промышленности, машиностроении, финансовой сфере. Бюджет рассматривается как средство влияния на спрос и расходуется в основном на инвестиции и структурные изменения. Эта модель характеризуется высоким уровнем согласованности мер, реализуемых государством.

Социал-демократическая (шведский) модель, которая внедряется в скандинавских странах и частично в Португалии, Испании, предусматривает усиленное внимание к социальной сферы, уровня занятости, социального обеспечения, трудовых отношений и жесткой политики доходов. Главным ориентиром этой модели является обеспечение максимально благоприятных условий для выявления каждым субъектом собственной общественно-полезной активности, активное вмешательство государства в процесс распределения и перераспределения доходов, создание сильной системы социальной защиты, доминирование идей равенства и солидарности.

Японская модель рыночного хозяйства предполагает достаточно высокий уровень управляемости посредством негосударственных объединений, СОВЕТОВ, особой роли финансово-банковских учреждений. Основные фонды государства почти полностью сосредоточены в отраслях инфраструктуры, что помогает создать благоприятные условия для развития частного сектора экономики. Японская модель регулирования строится путем сочетания государственных и частных интересов на основе применения внеэкономических рычагов-планов, прогнозов, программ, рекомендаций и т.д. В регулировании доминирует психология коллективизма, солидарности, подчинение личных интересов коллективным и государственным.

Таким образом, применять ту или другую существующую модель рыночной экономики путем автоматического заимствования невозможно. При выборе схемы государственного регулирования экономики следует учитывать много факторов: наличие конкретных условий, состояние производственного потенциала, возможности обеспечения экономической безопасности, национальный менталитет, традиции и т.д.

Джордж Джозеф Стиглер (США) - Нобелевская премия присуждена в 1982г. за исследования промышленных структур, функционирования рынков, а также причин и последствий государственного регулирования. Будучи "литературным" экономистом Дж. Стиглер избегал математики. Его докторская диссертация - "Теория производства и распределения". Основные научные труды: "Теория цены" (1947), "Теория олигополии" (1964), "Теория экономического регулирования". Дж. Стиглер - сторонник свободного рынка и противник государственного вмешательства в экономику.



Назад