Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

1.5. Необходимость, сущность, функции, цели, принципы и объекты государственного регулирования экономики


В современной экономической литературе понятие механизма государственного регулирования социально-экономических отношений, на наш взгляд, сформулирован не совсем четко и однозначно.

Для определения роли государства в экономике используются различные термины: "государственное вмешательство", "государственное управление", "государственная экономическая политика", "государственная регуляторная политика", "государственное регулирование экономики". Все они взаимосвязаны и характеризуют отношения государства с обществом. Так, государственное управление экономикой - это организующий и регулирующий процесс влияния государства на экономическую деятельность субъектов рынка с целью его упорядочения и повышения результативности хозяйствования.

Государственная экономическая политика - стратегия целенаправленного воздействия на экономические процессы на макро - и микроуровне, создание и совершенствование условий экономического развития в соответствии с определенного общественного устройства. Государственное управление рассматривается как инструмент реализации экономической политики.

Государственное регулирование экономики (ДРЕ) - сфера деятельности органов государственной власти по целенаправленного воздействия на поведение субъектов хозяйствования путем применения разнообразных методов и средств. То есть, ДРЕ можно рассматривать как функцию государственного управления экономикой, как инструмент реализации экономической политики.

Некоторые российские исследователи описывают механизм государственного регулирования как систему, которая объединяет цели и инструменты экономической политики, но не дают его полного определения.

Сущность механизма государственного регулирования раскрывается в работах А. Демина. Ученый определяет его как систему технических для определенного способа производства форм, методов, рычагов, инструментов влияния на экономику, на процесс воспроизводства на основе присущих ему законов и в соответствии с правовыми нормами общества. Такое определение упрощает понятие механизма, ибо ограничивает круг элементов, которые составляют его основу.

По мнению В. Карсекіна, более исчерпывающим является определение: механизм государственного регулирования деятельности субъектов рынка - это совокупность форм, методов, средств влияния на экономику, что охватывают экономические отношения, которые сложились между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации цели.

Л. Дидковская, Л. Головко определяют государственное регулирование экономики (ДРЕ), как систему мер государства для осуществления поддерживающей, компенсационных и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества. Такое определение является полным, поскольку раскрывает функции, цели и объекты государственного вмешательства в экономику и поведение граждан. Государственное регулирование экономики должно осуществляться только в пределах функциональных действий государства на основе системы управления для объединения свободы всех граждан страны. Эта система должна обеспечить безопасность государства от произвола отдельных граждан и одновременно учитывать поведение граждан, защищать их права.

Несколько по-другому подходит к определению термина С. Чистов, рассматривая государственное регулирование экономики с теоретической и практической точки зрения. С теоретической точки зрения ДРЕ - это система знаний о сущность, закономерности действия и правила применения типовых методов и средств воздействия государства на ход социально-экономического развития, направленных на достижение целей государственной экономической политики.

С практической точки зрения ДРЕ - это сфера деятельности государства по целенаправленного воздействия на поведение субъектов хозяйствования с целью обеспечения приоритетов государственной экономической политики.

Такое определение является полным, ясным и всесторонним.

Термин "регулирование" в зарубежной экономической литературе имеет два значения. В широком смысле он отождествляется с государственным вмешательством в экономику, в более узком - с административно-правовой регламентацией предпринимательской деятельности. Регулирования (от лат. regulare) означает "подчинять определенном порядке". Итак, государственное регулирование - это комплекс мер государства, направленных на направление поведения товаропроизводителя в направлении, необходимом для достижения поставленных органами государственной власти целей.

Потребность в государственном регулировании экономики теоретически обоснована Дж. М. Кейнсом. Цель государственного вмешательства заключается в обеспечении доходности капитала, предотвращении социальному взрыву, который может произойти вследствие безработицы, падение уровня жизни, инфляции и других явлений. По мнению Дж. М. Кейнса и его сторонников, государство должно взять на себя ответственность не только за состояние производства, формирование совокупного спроса, но и за ситуацию в сфере занятости, использования трудовых ресурсов, регулирование доходов населения.

История развития стран с рыночной экономикой характеризуется неоднозначностью решений относительно вмешательства государства в экономику. Однако ни в одной стране государство не прекратила деятельности по развитию рыночной экономики. Наоборот, постоянно ведется поиск направлений совершенствования взаимоотношений между государством и товаропроизводителями, и в зависимости от многих факторов наблюдается ослабление или усиление государственного вмешательства. В нынешних условиях хозяйствования государство уже не только определяет общие правила и рамки функционирования рыночной экономики, но и сама дополняет рыночный механизм.

Объективными причинами необходимости государственного регулирования в сегодняшних условиях являются:

- наличие монополизма во многих отраслях народного хозяйства и отсутствие совершенной конкуренции;

- несовершенство ценового механизма для определенной группы товаров, который делает их производство неэффективным;

- медленная адаптация к современным условиям хозяйствования отдельных рынков - рабочей силы, капиталов, интеллектуального продукта и т.п.;

- обеспечение стабильности и гармоничности общества;

- содействие сохранению и восстановлению природного, культурного, национально-исторической среды существования народов;

- решение вопросов международной политики и сотрудничества.

Однако параметры регулирования рынка имеют определенные пределы, определенные его природой, поскольку рынок не является пассивным средой, которое автоматически изменяется под воздействием внешней среды. Рынок как совокупность субъектов хозяйствования, кроме общих интересов, включает интересы отдельного товаропроизводителя, которые не всегда совпадают с интересами государства. И товаропроизводитель реагирует на них только тогда, когда они только корректируют (а не игнорируют, противоречат) его мотивы. Мировая практика показала недостатки чрезмерного вмешательства государства в экономику.

Именно поэтому основными принципами создание системы государственного регулирования экономики в нашей стране являются:

- принцип разумной достаточности (государству подчиняются только те функции, которые не могут выполняться другими звеньями хозяйственной системы вследствие их ограниченной компетенции и недостаточных ресурсов);

- принцип постепенности (командно-административные методы регулирования заменяются правовыми и экономическими по мере создания объективных условий - демонополизации, приватизации, стабилизации и т.п.);

- принцип адекватности (система государственных регуляторов экономики должна отражать реальное состояние социально-экономического развития).

Функции государственного регулирования экономики зависят от социально-экономического и политического уровня развития государства, компетенции органов государственного регулирования, уровня развития рыночного хозяйства, модели развития национальной экономики.

Основными функциями государственного регулирования экономики є:

- регулирования макроэкономических процессов и пропорций;

- регулирование внешнеэкономических отношений;

- разработка и регулирования научно-технической, инвестиционной и социальной политики;

- защита внутреннего товаропроизводителя и приоритетных производств;

- разработка и регулирования региональной политики;

- социальная защита населения;

- защита лица, интересов товаропроизводителя и государства;

- содержание и обеспечение эффективной работы органов государственной власти.

В период становления рыночных отношений к этим функциям добавляются дополнительные:

- формирование институтов государственного регулирования экономики; создание условий и инфраструктуры существования рынка; развитие местного самоуправления;

- осуществление программ разгосударствления и приватизации собственности;

- поддержка предпринимательства, стимулирование конкуренции; осуществление ценовой политики; - кредитно-денежное регулирование, контроль за денежным обращением.

Л. Дидковская выделяет следующие функции ДРЕ:

1. Целевую, которая заключается в определении целей, приоритетов и основных направлений развития экономики.

2. Стимулирующее, которая предусматривает формирование таких рычагов и регуляторов, которые способны эффективно влиять на деятельность субъектов хозяйствования.

3. Регламентирующие, способную с помощью нормативно-правовой базы определить определенные правила деятельности для субъектов хозяйствования, сформировать соответствующий правовое пространство.

4. Корректирующую, которая сводится к внесения определенных изменений в ходе реализации экономической политики с целью устранения негативных екстремалій.

5. Социальную, которая предусматривает регулирование государством социальных отношений, перераспределение доходов, социальная защита и социальные гарантии.

6. Контролирующую, которая означает государственный надзор и контроль за выполнением и соблюдением нормативно-правовых актов, норм и стандартов.

7. Непосредственное управление нерыночным сектором экономики.

Цели и приоритеты в социально-экономическом развитии составляют основу объектов регулирования. Цели экономического развития определяются для страны в целом, отдельных ее регионов, институт национальных единиц, групп населения. Они должны быть конкретными, количественно определенными. Приоритеты - это важнейшие социально-экономические процессы, на стимулирование которых направляется в определенный период подавляющая часть ресурсов с помощью соответствующих регуляторов.

Объектом регулирования является хозяйство страны, регионов, областей, городов и районов, а также социально-экономические процессы: экономический цикл, структура экономики, инвестиционная деятельность, инновационные процессы, денежное обращение, инфляция, цены, платежный баланс и др.

Субъектом регулирования является государство в лице государственных органов управления (президента, парламента, правительства, местных администраций), которая для решения сложных социально-экономических проблем, всестороннего учета интересов привлекает научные учреждения, политические партии, общественные и религиозные организации.

Экономической основой государственного регулирования является бюджетный фонд, а также имущество государства (средства производства, сооружения, транспорт, находящихся в собственности государства).

По мнению академика И. Лукинова, одна из основных функций государства в XXI в. будет заключаться в формировании и осуществлении высокоэффективной научно-технической, социально-экономической, рыночной, правовой политики, которые в совокупности будут обеспечивать устойчивое поступательное развитие.



Назад