Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

1.7.1. Правовые методы


Практика государственного регулирования экономики в развитых странах свидетельствует о том, что в механизме регулирования принимают участие правовые, административные и экономические методы (рис. 2). Под методами понимают средства влияния государства на сферу предпринимательства с целью создания или обеспечение условий их деятельности в соответствии с принятой национальной экономической политики.

Правовое регулирование - это деятельность органов государственной власти и управления о установление и контроль за соблюдением обязательных юридических правил поведения субъектов права.

2  

Рис. 2. Классификация методов и средств государственного регулирования экономики

Среди правовых методов регулирования экономики важное место занимают законы, направленные на длительное правовое регулирование рынка.

Постановления, указы, декреты, решение выполняют функции краткосрочного или оперативного регулирования.

В Украине создана определенная правовая основа для функционирования рыночных отношений, в частности, приняты Конституция и Законы "О собственности", "О банках и банковской деятельности", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции", "О банкротстве", "Об инвестиционной деятельности", "О защите иностранных инвестиций в Украине", "О государственной пошлине", "О едином таможенном тарифе", "Об оплате труда" и др.; указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров; нормативные акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Однако опыт функционирования народного хозяйства в Украине свидетельствует о недостатках действующего правового регулирования. Прежде всего, к ним относятся некомплектность законодательной базы, несоответствие законов условиям хозяйствования, нестабильность и неэффективность. Следовательно, можно утверждать о несовершенстве и неэффективность правовых методов регулирования рынка.

Эффект правовых методов регулирования рынка снижается в связи с противоречиями между принятыми законами, постановлениями и решениями, которые принимаются правительством и органами исполнительной власти на местах. Низким остается и уровень исполнения решений и постановлений.

Говоря о правовые методы регулирования рынка, надо помнить, что разработка и принятие законов - сложный процесс, который требует от всех его участников высокой компетенции, выдержки и смелости.

Известный итальянский политик, философ, историк и писатель Н. Макиавелли (1469-1527), который стремился открыть законы общественного развития, утверждал, что нет дела более трудного замыслу, сумнівнішої успехом, опаснее при осуществлении, чем вводить новые законы. Ведь при этом врагом реформатору будет угодно-кто, кому выгоден прежний порядок, и он найдет только равнодушных защитников среди тех, кому могло бы быть хорошо за нового устройства. Эта вялость возникает отчасти из страха перед теми, кто имеет на своей стороне старый закон, частично от присущей людям неверия в новое дело, которое не будет до тех пор, пока не утвердится новый закон.



Назад