Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

1.7.2. Административные методы


В системе государственного регулирования доминирующими остались административные методи. их суть заключается в прямом вмешательстве в деятельность товаропроизводителя путем доведения обязательных к выполнению государственных заказов (контрактов), лицензирования, квотирования, установление норм и стандартов относительно регламентации соответствия требованиям внутреннего и внешнего рынков, государственного предпринимательства (см. рис. 2).

К административным методам следует отнести: определение и поддержание минимально допустимых уровней жизни населения; контроль над монопольными рынками; защита внутреннего рынка и национальных интересов в системе международного сотрудничества; реализацию целевых программ.

Административные методы вытекают из необходимости урегулирования некоторых видов экономической деятельности для защиты интересов граждан и общества в целом, окружающей среды, международного сотрудничества.

При нормальных условиях хозяйствования административные методы играют второстепенную роль их использование становится целесообразным в условиях недейственности рыночного механизма или в экстремальных ситуациях.

Лицензирование осуществляется с целью недопущения на рынок некачественной продукции (услуг), упорядочения предпринимательской деятельности в тех сферах, которые не могут регулироваться рынком.

Лицензии - это специальные разрешения, которые получают субъекты предпринимательской деятельности, на осуществление отдельных ее видов. В Украине они выдаются на поиск и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, изготовление и реализацию медикаментов, химических веществ, водочных изделий, табачной продукции, осуществления медицинской, ветеринарной, юридической практики. Лицензии выдаются также специализированным предприятиям и организациям на осуществление посреднической деятельности при приватизации имущества государственных предприятий, аудиторских услуг, экспорт некоторых видов товаров, осуществление операций с валютой, ценными бумагами и др.

Государственное предпринимательство предусматривает перечень и механизм создания, функционирования предприятий с государственной формой собственности на средства производства. Государственный сектор экономики образуется из нескольких причин: с целью создания рабочих мест, в связи с потребностями обороны, для удержания отраслей коммунального хозяйства - водо -, тепло - и энергоснабжения, связи, муниципального и железнодорожного транспорта.

В Украине государственный сектор является весомым. Однако наблюдается перелом в реформировании отношений собственности. По состоянию на 1 января 2003 г. форму собственности сменили около сотни тысяч предприятий и организаций. В настоящее время свыше 70% объема промышленной продукции производится на негосударственных предприятиях.

На период становления рыночного хозяйства в сфере государственного предпринимательства остаются: оборонная промышленность, железнодорожный транспорт, линии электро - и газоснабжение, связь, изготовление валюты и стратегических материалов и т.д.

Управление государственным имуществом основывается на принципах восстановления отраслевого управления. Взаимоотношения с руководителями государственных предприятий регламентируются контрактами с ними. Общие принципы и методические основы управления имуществом государства разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Установлен перечень показателей, по которым оценивается эффективность использования государственного имущества и прибыли.

Государственное предпринимательство и государственный сектор постоянно находятся в центре экономических дискуссий на Западе, где рассматриваются проблемы состояния и перспективы его развития.

По мнению Дж. Е. Стиглица, исследования экономики государственного сектора можно разделить на три составляющие: 1) изучение видов деятельности, характерных для государственного сектора и принципов их организации; 2) понимание и прогнозирование последствий деятельности правительства; 3) оценка альтернативных решений.

Центральным вопросом экономических дискуссий, которые имеют место в странах со смешанной экономикой, является вопрос оптимального объема государственного предпринимательства. Существует мнение, что государственный сектор в большинстве стран слишком большой. Низкая способность правительств решать экономические и социальные проблемы, большое количество государственных чиновников подрывают экономические и политические свободы общества.

В развитых странах в среднем на государственные предприятия приходится менее, чем 7%; в странах, которые развиваются, - около 11%; а в группе беднейших стран - около 14% ВВП.

Как правило, эти предприятия убыточны. Убыточность предприятий по производству материальных благ является оправдана в естественных монополиях, ибо эффективность потребителей продукции (услуг) предприятий-монополистов превышает расходы государства на субсидирование убытков. Государственная собственность во многих секторах экономики не является альтернативой рыночные, а предпосылкой его эффективного функционирования.

Государство выводит часть предприятий из-под контроля рынка с целью повышения эффективности национальной экономики в целом.

В основном государство занимается производством товаров общественного и индивидуального потребления и предоставляет услуги в следующих сферах: почтовая связь (один из немногих видов деятельности, в которой государства пользуются исключительной монополией), электроэнергия, дорога, страхование, банковское и кредитное дело, управления земельными и природными ресурсами.

Во многих из этих сфер государственное производство сосуществует с частным.

За последнее 50-летия во многих европейских странах произошли заметные сдвиги в сфере государственного производства. В Великобритании после Второй мировой войны правительство национализировало сталеварну, угольную индустрии, железные дороги. Во Франции перешли две волны национализации, первая - после Второй мировой войны, вторая - после смены правительства в 1981 г., в результате которых были национализированы телекоммуникации, газоснабжения, угольная, сталелитейная промышленность, железные дороги, авиалинии.

Обзор научных экономических, правовых источников свидетельствует о разную степень государственной собственности в различных отраслях разных стран мира. Участие государства в производстве в США, Японии значительно меньше, чем в большинстве европейских государств.

Механизм государственных заказов и государственных контрактов используется как метод прямого воздействия государства на субъекты рынка.

В общепринятом понимании государственные заказы - это перечень и состав необходимой государству продукции (работ, услуг), ее размещения для производства среди предприятий различных форм собственности, финансирование, контроль за исполнением, организация конкурсных торгов (тендеров) и др.

Механизм государственных заказов широко используется во многих странах мира, например, во Франции, США, Италии и др.

В Украине государственные заказы были введены в 1987 г. и первоначально имели характер обязательных директивных заданий. Они рассматривались как инструмент, с помощью которого оптимально сочетаются административные и экономические методы управления. Удельный вес продукции, которая производилась по государственным заказам, была довольно высокой и составляла около 100%, постепенно она сокращалась до 70-80%, 30-50%.

В 1992-1993 гг. доля государственного заказа значительно сократилась, на что повлияло зарождения рыночных отношений и снижение монополии государственной торговли и роли министерств и ведомств.

Государственные заказы вводились на производство и поставку для государственных нужд промышленной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, выполнение работ, оказание услуг, создание производственных мощностей, проведение фундаментальных научных исследований, подготовку специалистов и т.д.

Государственный заказ рассматривается как важный инструмент государственного регулирования экономики. Оно выполняет функции:

- обеспечение первоочередных государственных и специальных потребностей в важнейших видах продукции (работ, услуг);

- формирование необходимых пропорций социально-экономического развития производства;

- обеспечение выполнения принятых Верховной Радой Украины законодательных актов и государственных программ;

- обеспечение функционирования систем, которые гарантируют необходимый жизненный уровень народа и его экологическую безопасность;

- формирования государственных резервов и запасов;

- выполнение международных соглашений по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества;

- удовлетворение потребностей обороны и других потребителей.

Финансирование государственных заказов осуществляется в двух направлениях. В первом оно финансируется из государственного бюджета, других финансовых средств и фондов, во втором - государство не обеспечивает государственный заказ финансовыми ресурсами.

В 1993 г. в Украине были введены государственный заказ и государственный контракт. Государственный заказ с этого времени рассматривается как средство стимулирования наращивания производства продукции, развития приоритетных отраслей и производств. Оплату государственных заказов осуществляли потребители, а государство при этом выступала в роли посредника.

В Украине установлен такой порядок формирования и размещения государственных заказов. Заказчики - соответствующие министерства и ведомства - определяют виды продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предложения направляются заказчиками до Министерства экономики Украины, которое обобщает их и согласовывает с Министерством финансов Украины, после чего они направляются в Кабинет Министров Украины. Утверждены виды продукции (работ, услуг), размер и условия финансирования через отраслевые министерства и ведомства доводятся до заказчиков и исполнителей.

Государственные контракты заключаются в промышленности на конечный продукт потребления; в капитальном строительстве - на закончены комплексы производственно-технического и социально-культурного назначения; в сельском хозяйстве - на продовольственные товары и сырье.

Заказчиками в государственных контрактах выступают уполномоченные на это от Кабинета Министров Украины органы исполнительной государственной власти, к которым относятся: Министерство экономики Украины, Министерство культуры Украины, Министерство обороны Украины, Министерство образования и науки Украины и др. Заключая контракт, заказчик выступает от имени государства гарантом финансирования поставок продукции (работ, услуг), предусмотренных контрактом, в пределах ассигнований, выделенных ему на эти нужды.

Квотирование как средство государственного регулирования экономики вводится с целью прямого установления государством предприятиям-монополистам их доли в производстве, сбыте, экспорте, импорте товаров. Квота определяет долю участника в капитале, лимитах возможных кредитов. В межправительственных соглашениях применяется система квот на экспорт и импорт, которая является системой ограничений вывоза и ввоза товаров на определенный срок. В конкретном случае она призвана способствовать наиболее эффективному и экономному использованию иностранной валюты, защиты собственного производства, сохранению уровня занятости населения.

Система санкций устанавливается государством за нарушение или невыполнение субъектами рынка договорных обязательств. Предусматривается уплата неустойки, штрафа, пени за невыполнение договорных условий, изъятия в государственный бюджет выручки за незаконную деятельность и др. Экономические санкции предусматриваются и в международных соглашениях, связанных с обменом товарами, предоставлением кредитов и т.д.

Система норм и стандартов регулирует отношения в сферах труда, качества продукции, охраны окружающей среды, социальной защиты населения через установление уровня требований относительно их состояния.

До основных норм, которыми государство регулирует различные сферы деятельности, следует отнести нормы и нормативы затрат времени, нормативы обслуживания рабочих мест, нормы расхода материалов, сырья, энергии, нормативы технических отходов, запасов, нормы амортизации капитальных вложений, нормы вредных воздействий на окружающую среду и т.д.

Стандарты - это единые нормы по технологии производства, типами, марками, параметрами, размерам, качеству изделий, а также за величинами измерений, методами контроля и правилами упаковки, маркировки и хранения продукции. Объектами стандартизации являются конкретная продукция, методы, сроки, обозначения, которые используются многократно и применяются в различных отраслях народного хозяйства, а также в международных экономических отношениях.

Отечественная и мировая практика хозяйствования свидетельствует, что чрезмерное применение административных методов негативно сказывается на экономике - ограничивает экономическую свободу, активизирует нелегальную экономику. Однако административные методы вредны не сами собой, а только тогда, когда не имеют под собой надлежащей экономической основы.



Назад