Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

1.7.3. Экономические методы государственного регулирования


Экономические методы государственного регулирования экономики связанные с созданием органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов хозяйствования и обусловливают их поведение, сохраняя право на свободный выбор.

В странах с развитой рыночной экономикой основным экономическим методом регулирования рынка является денежно-кредитное регулирования. Именно денежно-кредитная система является тем экономическим средой, в которой происходят все важнейшие хозяйственные процессы в рыночной экономике.

Денежно-кредитное регулирование в Украине осуществляет Национальный банк, который влияет на формирование спроса и конъюнктуры ссудного капитала, осуществление эмиссии, контроль за денежно-кредитной системой, концентрацию временно свободных резервов других банков.

Основными средствами денежно-кредитного регулирования являются: размеры банковских резервов, которые коммерческие банки хранят в Национальном банке; учетные ставки; операции на открытом рынке; регулирования ликвидности коммерческих банков.

Регулирование размера обязательных резервов Национальный банк использует в случаях, когда нужно увеличивать или уменьшать платежные средства в стране. Если Национальный банк повышает норму обязательных резервов коммерческих банков, то это приводит к увеличению в них кредитных активов. И наоборот, если норма обязательных резервов снижается, то объем кредитных ресурсов в коммерческих банках уменьшается.

Манипулирование учетными ставками основывается на том, что коммерческие банки продают Национальном банке ценные бумаги (преимущественно коммерческие векселя). Если Национальный банк ставит задачу сдержать циклический подъем, уменьшить инфляцию, то он повышает учетную ставку и тем самым заставляет коммерческие банки в свою очередь повышать кредитные ставки. В таких случаях начинают воздерживаться от кредитов, через что уменьшаются инвестиции в народное хозяйство, сокращается спрос.

Если Национальный банк осуществляет либеральную денежно-кредитную политику, то все происходит наоборот.

Вмешательство Национального банка в рынок ценных бумаг заключается в том, что он выставляет на рынок краткосрочные обязательства - облигации, сертификаты, векселя. Если банк продаст на рынке большее количество ценных бумаг, то их курс начнет неизбежно снижаться. Это обусловит уменьшение дохода владельцев ценных бумаг. Коммерческие банки в свою очередь повысят процентные ставки за предоставленные кредиты, что приведет к снижению деловой активности.

Поскольку рынок в Украине еще эффективно не работает, то денежно-кредитный механизм не налажен, и экономика регулируется в основном финансово-бюджетными средствами.

Суть финансово-бюджетных средств регулирования заключается в установлении государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчетом, чтобы они приводили экономику в состояние равновесия.

Использование средств финансово-бюджетного регулирования сводится к: манипулирование ставками налогов введение многоканального формирования бюджета (различные налоги, сборы, платежи, отчисления); координации государственных расходов; амортизационной политики.

Характеризуя финансово-бюджетную политику Украины за последние годы, отметим, что она была недостаточно последовательной и адекватной к условиям национального рынка. Много недостатков имела налоговая политика. Необоснованной была и политика расходов государственного бюджета. Сложными оказались финансовые отношения между государственными и местными органами власти. Не отработана политика ассигнований из бюджета.

Среди средств экономического регулирования экономики важное место занимает ценовая политика. В период функционирования административно-командной системы управления государство осуществляло контроль за оптовыми и розничными ценами, обеспечивала их стабильность. В 1992 г. в Украине было объявлено ценовую либерализацию. В условиях товарного дефицита и монополизма это привело к резкого и необоснованного роста цен.

При переходе к рыночным отношениям ценовая политика государства направлена на ликвидацию ценовых деформаций, обеспечения реального сближения национальных и мировых цен путем поэтапной, контролируемой государством либерализации цен, постепенного перехода к свободному ценообразованию.

Этой цели можно достичь методами прямого и косвенного воздействия. Прямой государственный контроль за ценами осуществляется в отдельных случаях для защиты потребителей от монополистов, недобросовестной конкуренции, стимулирование выпуска социально значимых товаров (работ, услуг). Это касается цен на энергоносители, топливо, коммунальные услуги, транспорт.

В роли средств косвенного влияния государства на ценообразование выступают: установление предельных уровней рентабельности на отдельные виды продукции (работ, услуг), контроль за составом затрат на изготовление продукции, валютная стабилизация, стимулирования личных накоплений.

Важными средствами экономического регулирования рынка является таможенные рычаги и регуляторы. Они регулируют процесс перемещения товарно-материальных ценностей и капиталов через таможенные границы Украины, обеспечивая при этом защиту национальных интересов и хозяйственную равновесие.

Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступает экономический прогнозирование, программирование, планирование, убеждения, общественности. Они охватывают меры информирование, воспитание, разъяснения и популяризации целей и задач экономической политики государства, территории, отрасли. Эффективность средств зависит от организации этих видов работ и доверия к ним общественности.



Назад