Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

1.8. Органы государственного регулирования экономики


Государственное регулирование экономики осуществляется центральными и местными органами государственного управления. Государства различаются между собой формами управления, государственным устройством, политической системой, функциями органов власти.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную і судебную. Функции, права и обязанности государственных органов Украины определены Конституцией, законами Украины и другими нормативно-правовыми актами.

В современном украинском государстве интегрирующую функцию по ветвей власти предоставлено Президенту - главе государства. Президент Украины должен способствовать согласованности в деятельности органов государственной власти, их взаимодействия с органами местного самоуправления. При любой форме государственного правления президент страны имеет непосредственное отношение к исполнительной и законодательной власти.

Как глава государства Президент выступает в решении внутренних проблем страны, арбитром при возникновении недоразумений между законодательной и исполнительной властью, имеет значительные полномочия исполнительной власти, является инициатором по созданию, реорганизации и ликвидации министерств и других центральных органов исполнительной власти, решает кадровые вопросы.

Правительство Украины в значительной степени зависит от Президента, который согласно Конституции назначает и освобождает его членов, в том числе и премьер-министра. Зависимые от Президента и местные органы управления экономикой - местные государственные администрации.

Президент формирует стратегию социально-экономического развития страны, основные положения которой освещаются в посланиях к народу и ежегодных посланиях Президента к Верховной Рады Украины.

Президент осуществляет правовое регулирование экономических отношений. В пределах своих полномочий издает указы, декреты, распоряжения по хозяйственных вопросов, не урегулированных действующим законодательством, утверждает принятые Верховной Радой законы, использует право вето относительно принятия законов и возвращает их в парламент со своими предложениями.

Аппаратом Президента Украины является Администрация Президента Украины, которое осуществляет организационное, правовое, консультативное, информационное, экспертно-аналитическое обеспечение деятельности Президента.

Верховная Рада Украины рассматривается как высший законодательный орган страны, который разрабатывает и принимает законы и другие законодательные акты по регулированию экономики в целом и отдельных ее сфер.

Согласно Конституции Украины в Верховную Раду возложено выполнение следующих основных функций по регулированию экономики:

- принятие законов;

- утверждение Государственного бюджета Украины и внесение в него изменений;

- контроль за исполнением Государственного бюджета;

- определение основ экономической политики государства;

- утверждение государственных программ экономического, научно-технического, социального развития;

- осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины;

- утверждение перечня объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации.

С целью осуществления законодательных работ, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к полномочиям Верховной Рады Украины, созданы и постоянно действуют комитеты - экономической политики, бюджета, финансов, банковской деятельности, социальной политики и труда, собственности и инвестиций и др.

Система органов исполнительной власти включает структурные звенья трех уровней:

1. Высший уровень - Кабинет Министров Украины.

2. Центральный уровень - министерства, государственные комитеты, центральные органы исполнительной власти, приравнены к государственным комитетам, органы центральной власти со специальным статусом.

3. Местный или территориальный уровень, на котором действуют органы исполнительной власти общей компетенции - Совет Министров Автономной Республики Крым, областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации; органы отраслевой и функциональной компетенции, которые непосредственно подчинены органам исполнительной власти или находятся в двойном подчинении.

Кабинет Министров Украины - высший орган исполнительной власти, которому подчиняются министерства, комитеты, центральные органы, наделенные специальным статусом. Кабинета Министров принадлежит основная роль в управлении экономикой, обеспечении реализации законов, постановлений и других законодательных актов.

Основными министерствами в Украине является министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, финансов, труда и социальной политики, экологии и природных ресурсов, транспорта, юстиции, образования и науки, здравоохранения и т.д.

В структуре исполнительной власти важное значение имеет Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции, основными функциями которого являются:

- участие в реализации социально-экономической стратегии государства, определение экономической политики;

- формирование приоритетов развития национальной экономики;

- разработка программ развития страны;

- координация усилий министерств и ведомств.

В состав государственных комитетов входят комитеты: энергосбережение, промышленной политики, земельных ресурсов, водного хозяйства, связи и информации, стандартизации, метрологии и сертификации, регуляторной политики и предпринимательства, телевидения и радиовещания. Они осуществляют регулирование экономики в определенной сфере или отрасли.

Центральные органы исполнительной власти, наделенные специальным статусом., представлены: антимонопольным комитетом, государственной налоговой администрацией, фондом государственного имущества, фондом коммунального имущества, государственной таможенной службой, Пенсионным фондом, Государственным казначейством, государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и т.д . (табл. 2).

Местные органы исполнительной власти наделены всей полнотой государственной власти на своей территории. Они осуществляют распоряжение и пользование природными ресурсами территории; управляют местными бюджетами, формируют региональную политику; создают условия для выполнения государственных и региональных программ; самостоятельно осуществляют внешнеэкономические связи; обеспечивают социальную защиту населения территории, соблюдение социальных норм и стандартов.

Конституционный суд - высший орган судебной власти в Украине, который следит за выполнением законов, рассматривает конфликтные ситуации между ветвями власти. Высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. В суды специальной юрисдикции относятся Хозяйственный и Административный суды.

Кроме государственных органов власти, осуществляют регулирование экономики негосударственные структуры управления экономикой. К ним относят ассоциации, объединения, союзы, фонды, центры и т.д . - молодежные, ветеранов, за профессиональным направлением, защиты прав потребителей и т.п.

Характерным признаком современного состояния органов государственного управления и власти является то, что уровень их организующего влияния (регулирования) на общественные процессы не удовлетворяет потребности динамичного развития гражданского общества, формирование нового социально-экономического уклада и демократического правового государства. За последние годы не удалось достичь такого уровня организации власти, за которого ее субъекты обеспечивали бы функционально достаточное и структурно непротиворечивую систему управления и регулирования. Это проявляется в несовершенном состоянии всех составляющих государственного управления. В частности, Президент не стал единым центром государственного управления, поскольку не руководит работой правительства и не несет ответственности за состояние социально-экономических процессов в государстве. Правительство, в свою очередь, как центр исполнительной власти не способен управлять эффективно, поскольку не имеет прочного и стабильного политико-правового положения в государственном аппарате и не опирается на подчиненные местные органы. К тому же созданный при Президенте аппарат (Администрация Президента) несколько дублирует деятельность правительственных структур.

Министерства и ведомства остались без надлежащего руководства сверху и без ответственных исполнителей на местах. При этом декларируемый функциональный принцип деятельности министерств фактически отрицается созданием центральных ведомств отраслевого типа, в результате чего общая численность подведомственных правительству органов сейчас слишком большая и примерно такая, как в Российской Федерации.

Местные органы государственного управления недостаточно дееспособные, поскольку вследствие политики автономизации и независимости местных советов фактически не вписываются в властно-исполнительную вертикаль.

В то же время государственный влияние центра через местные госадминистрации ослаблен, а местное самоуправление не находит достаточного развития.

Верховная Рада Украины как высший законодательный орган государства, который обеспечивает правовое регулирование хозяйственных процессов, не всегда способствует принятию законодательных актов, которые бы соответствовали принципам реализма, научности, прагматизма и демократизма. В своей деятельности Верховная Рада допускает лоббирование интересов отдельных слоев общества, которое не способствует удовлетворению общенациональных интересов; принимает популистские решения, не обеспечены финансовыми и материальными ресурсами; не идет на определенные компромиссы между ветвями власти и внутри парламента.

Оценка деятельности органов государственного управления всех уровней дает основания для выводов об отсутствии принципиального согласия между органами исполнительной и законодательной власти по ключевым вопросам развития государства, нестабильность в организации исполнительной власти, потери ею управленческих качеств. Поэтому проведение административной реформы в Украине имеет важное значение. Новая административная система должна строиться на принципах единства системы органов государственной исполнительной власти; умной централизации и децентрализации в их отношениях; стабильности и политической независимости управленческого аппарата от любых воздействий; усиленного развития законодательства; достаточного материально-технического, финансово-экономического и иного обеспечения.

Проведение административной реформы обуславливает необходимость новых подходов к целевого назначения государственного контроля, который имеет не только защитное, сдерживающе значение при неправомерных действиях, но и обеспечивает обратную связь, дает оценку эффективности реализации принятых решений и соответствия определенным ситуациям.

Административная реформа - это вид политико-правовой реформы в сфере исполнительной власти, направленной на совершенствование организационной структуры, функций, кадрового и информационного обеспечения, взаимоотношений с органами местного самоуправления.

 Таблица 2. Важнейшие экономические функции органов власти, наделенных специальными правами

Орган власти

Подчиненность

Важнейшие функции 

1

2

3

Национальный банк Украины

 

1. Проводит единую политику в области денежного обращения, кредита, укрепления денежной единицы

2. Организовывает межбанковские расчеты

3. Координирует деятельность банковской системы

4. Определяет курс денежной единицы относительно валют других стран

5. Обеспечивает выпуск денег и денежных знаков

6. Осуществляет контроль за соблюдением банковского законодательства, экономических нормативов, предотвращения банкротства

Государственная налоговая администрация Украины

Президент Украины

1. Осуществляет учет налогоплательщиков и других обязательных платежей в бюджеты и госфондов

2. Проводит контроль за правильностью, полнотой и своевременностью платежей

3. Осуществляет контроль за достоверностью налогового учета и отчетности

Анти-монопольный комитет Украины

Кабинет Министров Украины

1. Обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

2. Осуществляет защиту интересов предпринимателей и потребителей

Государственная контрольно-ревизионная служба

Министерство финансов Украины

1. Контролирует расходование бюджетных и внебюджетных средств всех уровней

2. Осуществляет контроль за сохранностью госимущества в бюджетных учреждениях

3. Проводит контроль достоверности учета и отчетности в бюджетных учреждениях

Фонд государственного имущества Украины

Верховная Рада Украины

1. Осуществляет государственную политику в сфере приватизации государственного имущества

2. Выступает арендодателем имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности

Пенсионный фонд Украины

Кабинет Министров Украины

1. Обеспечивает взыскание и аккумулирование взносов для пенсионного обеспечения и пособий.

2. Организует обеспечение финансирования расходов Пенсионного фонда

3. Осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд

Счетная палата

Верховная Рада Украины

Осуществляет контроль за использованием средств государственного бюджета

 



Назад