Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

2.1. Необходимость и сущность стратегии социально-экономического развития


Жизнь современного общества невозможно без предвидения будущего, определение целей и задач его развития, обоснование средств достижения поставленных целей, то есть без стратегии развития на определенный период времени.

Среди исследователей существует широкий спектр мнений относительно толкования стратегии. Одни рассматривают ее как концептуально-философское понятие, стратегического планирования, то есть образ мышления и действий, которыми определяется линия делового поведения на длительный промежуток времени. Другие имеют сугубо технологический взгляд на нее как на набор правил и средств достижения стратегических целей, то есть технологию принятия управленческих решений. Стратегия толкуется и как тип абстрактной нормы деятельности, когда она выступает своеобразным ограничением, критериальной основой для принятия дальнейших стратегических, тактических и текущих решений.

Стратегия является способом воплощение стратегического выбора организации. Она имеет концептуальный характер и является неизменной в течение определенного периода времени. Стратегия состоит из двух частей - концепции, которая определяет ключевые направления развития, основные целевые ориентиры, и детерминированного плана, которым устанавливаются конкретные способы достижения стратегических целей.

Итак, стратегия - это обобщенная модель будущего состояния экономики и плановых действий по его достижения, которая устанавливает основные направления, цели и приоритеты деятельности, определяет критические ресурсы и необходимые нововведения, включает средства реализации приоритетов и индикаторы достижения планируемого результата.

Стратегия - укрупненный, комплексный план действий, направленный на реализацию миссии государства. Миссия государства обусловлена ее сущностью, четко определенной целью функционирования.

Стратегия развития экономики государства воплощается через стратегическое управление, которое сводится к постановке целей і задач органами государственного управления с учетом внутренних возможностей экономики и изменений во внешней среде.

Возникновение и практическое использование методологии стратегического управления вызвано объективными причинами, обусловленными характером изменений во внешней среде и ростом нестабильности хозяйствования.

Объективно цели стратегического развития экономики должны формироваться "снизу" - от потребностей и интересов общества. Цели социально-экономического развития страны заключаются в том, чтобы способствовать материальному и духовному развитию своего народа. Внутреннее состояние общества и проблемы является реальным источником формирования целей социально-экономического развития.

Сущность государственного управления социально-экономическим развитием требует налаженного целеполагание, а в нем - логического продвижения от более абстрактного общего предвидения к конкретному прогнозирования, от него - к программированию, а далее и к планированию - выбора действий и их неуклонного проведения в жизнь.

Стратегия социально-экономического развития включает общее представление о стратегические цели и приоритеты; экономическую политику государства и ее важнейшие направления; средства реализации определенных целей. Стратегия разрабатывается и утверждается Кабинетом Министров. В ней дается определение экономической политики государства относительно важнейших экономических и социальных процессов и формируется отношение к ним государства в лице законодательной и исполнительной власти, учитывается влияние рыночной инфраструктуры.

В стратегии в общей форме определяются цели и приоритеты развития экономики. Цели - это мысленно предполагаемый конечный результат, на котором сосредоточиваются целенаправленные действия и ради которого в пределах реальных возможностей осуществляется та или иная деятельность. Приоритеты - это самые существенные социально-экономические составляющие экономики или процессы, требующие первоочередного решения в ходе достижения цели.

Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основании определенных критериев. Основными критериями являются: социально-экономическая эффективность; сроки достижения целей; минимум ресурсов, необходимых для реализации намеченного.

Ранжирование целей осуществляется путем их размещения в порядке снижение приоритетности. Для этого сначала определяются главные (стратегические) цели (цели первого ранга), далее - существенные (цели второго и третьего разрядов) и т.д. С целью упорядочения целей разных уровней строится дерево целей (рис. 3). Цель считается достигнутой, если реализованы все підцілі низшего ранга. Считается, что цели более низкого уровня является забезпечувальними относительно стратегической.

 3

Рис. 3. Дерево целей

Совокупность целей и підцілей формирует определенную тактику их реализации, которая больше всего соответствует конкретным обстоятельствам на определенное время.

Цели должны отвечать трем основным требованиям: конкретность, определенность во времени, реальность. Конкретность достигается установлением количественных и качественных измерителей информационной базы для экономических расчетов, организационно-управленческих решений, оценки результатов хозяйствования и контроля. Определенность в это время предусматривает определение сроков достижения главной цели и ее підцілей. Реальность предусмотренных целей обосновывается возможностями экономики по их реализации, потому что при других условиях это может привести к значительным убыткам и обострение социально-экономических проблем.

По источнику возникновения и содержанию выделяют:

-     общественно-политические цели, охватывающие комплексный, сбалансированный и качественное развитие общества;

-     социальные, которые отражают влияние социально-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

-     экономические, которые характеризуют экономические отношения и обеспечивают материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

-     духовные (культурные), которые связаны с привлечением духовного потенциала общества в реализации общественно-политических и социально-экономических целей.

По часовой признаку цели государственного управления и регулирования экономики также разделяют на: стратегические, связанные с качеством общественного развития; тактические, что определяются программами деятельности органов государственного управления по реализации стратегических задач; оперативные, которые определяют ежедневные конкретные действия по достижению стратегических и тактических задач.

Обоснованность и действенность целей государственного управления и регулирования экономики определяются их зависимостью от определенных ресурсов и обеспеченности ими. Особое значение имеют природные, человеческие и технические ресурсы, которых мало и увеличение которых в ближайшей перспективе не предвидится. Однако в современных условиях важно более полно использовать ресурс права.

Все цели государственного управления и регулирования должны оцениваться под углом зрения их соответствия правовым требованиям (правды, гуманизма, справедливости), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с помощью государственных механизмов.

Большие возможности имеет демократия - определенная система самоорганизации жизни членов общества на основе их прав и свобод. Цели государственного управления достигаются тогда, когда потенциал демократии привлекается к их реализации, когда члены общества проинформированы о них, разделяют и поддерживают их реализацию, испытывают реальный результат от воплощения в соответствии со своими потребностями и интересами.

Особое внимание заслуживает соотношение целей и средств их достижения. В практике государственного управления бывают случаи, когда благородные и важные цели реализуются такими средствами, что они теряют всякий смысл. Рациональное сочетание целей, средств, методов их реализации должно создавать такой механизм управления, который порождает доверие к нему общества и стимулирует управленческие процессы.

Выбор целей - ответственная стадия процесса стратегического управления, в основе которой лежат анализ состояния отечественной экономики, выявление тенденций ее развития и желаемого состояния в будущем. Намеченную цель сравнивают и согласовывают с целями развития других объектов управления в вертикальном и горизонтальном плане, устанавливают ее соответствие достижению целей высшего порядка.

В результате глубокого и всестороннего изучения ситуации оказываются проблемы, решение которых является предпосылкой достижения поставленных целей. Выявление проблемы - это осознание того, что имеет место отклонение фактического состояния социально-экономических процессов от желаемого. Оценка проблемы - это установление ее масштабов и природы, причин возникновения, факторов и возможных последствий несвоевременного решения и т.д.

Процесс цілевиявлення показан на рис. 4.

 4

Рис. 4. Процесс цілевиявлення

Принятие стратегии происходит лишь после того, как продуманно различные варианты достижения поставленных целей, между которыми можно сделать выбор. Альтернативы необходимо определять с учетом уровня управления и продолжительности периода реализации стратегии. Выявления и выработки определенной совокупности альтернатив, которые содержат все допустимые варианты действий для достижения поставленной цели, относятся к наиболее сложных проблем управления и регулирования.

Формирование альтернативных вариантов стратегии должно базироваться на учете опыта решения подобных проблем, активизации творческого поиска новых механизмов, моделировании вариантов стратегических решений с различным сочетанием целей, средств и ресурсов.

Сравнение альтернатив и выбор наилучшей из них осуществляется на основе критериев оценки достижения целей. Критерии - это мерило социально-экономического эффекта, правило сравнения и выбора альтернатив. Выбор критериев должно осуществляться с учетом того, что конечный результат вписывается в запрос общества и удовлетворяет общественное развитие. Это требует при сравнении альтернатив использовать комплекс экономических, социальных, политических, организационных критериев. За основу нужно взять критерии общей социально-экономической эффективности государственного управления и хозяйствования.

Процесс разработки и утверждения стратегии показано на рис. 5.

 5

Рис. 5. Формирование и утверждение стратегии

После выбора стратегии формируется стратегический план, который содержит последовательный перечень мероприятий, механизм их реализации, исполнителей, ресурсы и сроки внедрения. Стратегический план рассматривается как динамическая составляющая стратегии и может корректироваться в зависимости от изменений внешней среды и внутренней ситуации в стране.

Отдельные составляющие стратегии согласуются между собой, обсуждаются ожидаемые результаты от ее реализации, вносятся изменения и дополнения, и документ с подачи Кабинета Министров после заслушивания утверждается Верховной Радой Украины.

Организация выполнения и контроль за ходом реализации стратегии предусматривает доведение отдельных заданий до исполнителей (рис. 6). Главный смысл этой работы заключается в том, чтобы выработать определенную технологию работы по реализации стратегии.

 6

Рис. 6. Организация выполнения и контроль за ходом реализации стратегии

Предпосылками успешной организации выполнения стратегии согласование распределения задач, управленческих действий, соблюдения баланса между потребностями и реальными ресурсами, стимулирование і ответственность, координация хода реализации стратегии.

Контроль и анализ реализации стратегии является завершающей стадией процесса стратегического управления. Он приобретает формы обратной связи, с помощью которого удалось получить информацию о выполнении стратегии, достижение поставленных целей. В процессе контроля и анализа начальные (задекларированные) цели могут модифицироваться, уточняться, меняться. Главное назначение контроля заключается в своевременном выявлении возможных отклонений от заданного плана и своевременном принятии мер по их устранению.

Процедура принятия стратегии социально-экономического развития часто связывается с таким явлением, как лоббизм. Лоббизм - это деятельность социальных групп, которые отстаивают свои интересы, путем давления на органы законодательной и исполнительной власти.



Назад