Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

2.2. Стратегия экономической и социальной политики Украины


На пути развития демократии, рыночной экономики и открытого общества Украина оказалась перед необходимостью ускоренного проведение эффективных реформ, выбора оптимальной стратеги их осуществление.

Стратегия экономических реформ в каждой стране вытекает из особенностей ее исторического развития, специфики экономического, социального и политического положения, учитывает при этом уровень радикальности, сроки, последовательность проведения и способы решения текущих задач.

Реформирование экономики в Украине предусматривало решение трех взаимосвязанных задач:

1)  проведения системных изменений в экономике, включая институциональные и структурные преобразования;

2)  либерализацию экономики;

3)  финансовую (макроэкономическую) стабилизацию.

Институциональные преобразования, нужны для создания основ рыночной системы, для приведения в действие движущих сил рыночного хозяйствования - предпринимательства и конкуренции. Они предусматривают изменения в отношениях собственности, приватизации, земельной реформе, формирование рынков труда, капиталов, поддержку предпринимательства, антимонопольную политику, развитие финансовой инфраструктуры, внедрение законодательной базы рыночной экономики и т.д.

Структурная перестройка представляет собой процесс адаптации структуры национальной экономики в изменяющихся потребностей отечественного и мирового рынков. Она необходима для переориентации затратной экономики на производство товаров и услуг в соответствии с спроса, конверсии военного производства, формирования новой экспортной базы, повышение эффективности использования ресурсов.

Либерализация экономики связана с сокращением и принципиальными изменениями функций государства в экономике. Либерализация служит началом формирования новых рыночных цен, которые характеризуют соотношение между спросом и предложением, что стимулирует структурные сдвиги и повышения эффективности экономики.

Финансовая (макроэкономическая стабилизация) предусматривает проведение жесткой политики бюджетных, денежно-кредитных отношений, обменного валютного курса, заработной платы.

Конечный успех реформ в экономике определяется решением всех трех задач, а не одного из них.

Выбор сценария проведения реформ зависит от последовательности реформирования элементов и сроков. Перед Украиной стоял выбор одного из двух подходов к реформированию экономики. Первый подход предусматривал проведение максимального числа радикальных реформ в короткие сроки - так называемая шоковая терапия. Второй подход, известный под названием "градулізм", базировался на частичных преобразованиях (постепенная либерализация, формирование рыночных структур) и их поэтапному углублении.

Украина выбрала стратегию реформирования экономики, что больше всего соответствовала второму подходу.

Трансформационные процессы в экономике Украины предусматривали переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночной, реформирования формы собственности, изменение постиндустриального общества в информационное.

Переход от командно-административной к рыночной системе характеризуется как качественно особый, трансформационный период, в течение которого элементы одной системы отмирают, а новые постепенно зарождаются.

На современном этапе реформ в Украине процесс изменений происходит медленными темпами и не обеспечивает коренных преобразований и достижений. Оценка трансформационных изменений в отечественной экономике должна проводиться в контексте общемировых тенденций развития трансформационных процессов, которые влияют на ход преобразований в Украине. К ним относятся:

- распространение рыночной модели экономики на все регионы мира;

- глобализация и усиление взаимозависимости стран;

- углубление интеграционных процессов;

- зависимость социально-экономического развития от современных высоких технологий.

В конце XX - начале XXI в. рыночная модель экономики окончательно утвердилась во всем мире. Эта модель имеет серьезные отличия в соответствии с выбранной доктрины развития экономики и специфических условий хозяйствования в отдельных странах.

Трансформационные процессы считаются успешными, если они обеспечивают реализацию комплексной стратегии развития:

- высококачественное управление;

- развитие конституционного среды;

- действенность правовых и судебных процедур;

- эффективное государственное регулирование и т.п.

Такая стратегия развития качественно отличается от идеологии Вашингтонского консенсуса, которая предусматривала:

- устранение государственного регулирования экономики;

- либерализацию цен;

- либерализацию внутренней и внешней торговли;

- ускоренную приватизацию;

- макроэкономическую стабилизацию;

- привлечение внешних займов;

- социальная защита населения, по которой проводились реформы в Украине.

Новая стратегия развития должна опираться на окрепший фундамент рыночной экономики, которая в Украине характеризуется такими признаками:

- в определенной равновесием между предложением и спросом на товары и услуги с помощью ценовых механизмов;

- насыщением рынков товарами разного качества, которые удовлетворяют платежеспособный спрос населения;

- функционированием валютного и финансового рынков;

- уменьшением зависимости отечественной экономики от импорта энергоносителей, сырья, материалов, комплектующих изделий;

- увеличением экспорта, что является свидетельством открытости экономики;

- развитием рыночно ориентированного институциональной среды.

Оценка трансформационных изменений и состояния отечественной экономики показала, что процесс формирования рыночной экономики незавершенный и требует, прежде всего, создание эффективного рынка труда. На сегодня в Украине такой важный производственный ресурс, как рабочая сила, не получил соответствующей стоимостной оценки, что существенно уменьшает возможности ее использования. Низкая стоимость рабочей силы при мировых уровнях стоимости всех других производственных ресурсов - техники, материалов, энергии, инноваций - является значительным препятствием на пути экономического роста, особенно при учете уровня квалификации рабочей силы. Такая ситуация снижает мотивацию к высокопроизводительному труду, подавляет деловую активность населения.

Медленно создается такой атрибут рыночной экономики, как фондовый рынок. Украинская экономика лишена эффективного инструмента капитализации финансовых ресурсов, а следовательно, не имеет стимулов к развитию, сдерживает структурную перестройку экономики, не обеспечивает конкурентоспособности.

Слабым звеном в отечественном хозяйстве является защита прав собственников, низкий уровень корпоративной культуры, массовый правовой нигилизм, т.е. рыночная среда, которое тормозит развитие экономики.

В Украине накопления капитала и до сих пор связано не с капитализацией доходов, а с приватизацией, которая осуществляется путем посредничества; нелегитимного и незаконного присвоения, прямого хищения, искусственного занижения стоимости приватизируемого имущества, прямого и опосредованного участия номенклатуры в присвоении, приобретении за наличные, безденежного приобретения и т.п.

В результате приватизационных процессов, которые произошли в Украине, во владении основным капиталом государственная собственность не доминирует (табл. 3).

Таблица 3. Основные средства по формам собственности за период 1995-2000 гг.

Показатели

Стоимость, млрд грн..

Проценты к итоге

1995

1997

1998

1999

2000

1995

1997

1998

1999

2000

Основные средства,

всего в том числе:

10 865,2

866,4

823,6

834,4

828,8

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

государственная собственность

6 733,8

397,0

329,4

326,6

270,5

61,98

45,8

40,0

39,0

32,6

коммунальная

-

94,3

103,8

119,6

181,1

-

10,9

12,6

14,3

21,3

частная

22,0

16,2

18,5

20,3

33,1

2,02

1,9

2,2

2,4

4,0

коллективная

3 900,7

358,1

371,1

369,4

342,2

35,9

41,3

45,1

44,1

41,3

иностранных владельцев

10,7

0,8

0,9

1,5

1,9

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

По итогам 2000 г. в государственной собственности находилось 32,6% основных средств, в собственности частных лиц - лишь 4,0%, в коллективной собственности - 41,3%.

Мировые глобализационные процессы и тенденции следует учитывать при определении стратегии социально-экономического развития государства. Международной проблемой современности является бедность и глобальный экономический неравенство, которая, по мнению С. Бзежинского, станет ключевой проблемой и XXI века. За последние 15 лет доходы на душу населения снизились более чем в 100 странах мира. Соотношение доходов 20% самого богатого населения к доходов 20% беднейшего населения планеты в 1960г. составил 30:1; в 1990г. - 60:1; в 1999г. - 90:1.

По данным Всемирного банка, в 1990 г. в Украине выпуск продукции на душу населения в среднем составлял 2760 долл., в 2001 г. этот показатель снизился до 652 долл., что по международной классификации соответствует уровню бедных стран. Итак, здолання. бедности - ключевая цель стратегического развития национальной экономики. Решение ее можно достичь путем переосмысление места и роли государства, углубление рыночной трансформации экономики, реализации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ, укрепление позиций внутреннего рынка, утверждение инновационной модели развития.

На основе глубокого анализа и оценки современного состояния развития экономики, хода реформ, мировых тенденций и закономерностей в Украине на смену стратегии стабилизации экономики была одобрена и принята стратегия, направлена на повышение благосостояния граждан, обеспечения безопасности государства.

Стратегическими целями правительственной политики на ближайшую перспективу определены:

- развитие человеческого потенциала;

- снижение уровня бедности и приумножения богатства нации;

- повышение конкурентоспособности национальной экономики;

- обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности личности, общества, государства;

- интеграцию Украины в Европейский Союз.

Главными критериями достижение стратегических целей служат:

- рост продолжительности жизни;

- снижение смертности новорожденных;

- увеличение общих расходов на здравоохранение, образование, культуру, науку, доступ и высокое качество всех социальных услуг общества;

- повышение индекса человеческого развития.

Стратегические основы социально-экономического развития страны на 2002-2011pp. изложил в своем Послании к Верховной Рады Украины Президент Л. Д. Кучма. Стратегическая цель социально-экономических процессов на ближайшие годы в соответствии с президентской программы - обеспечение европейских интеграционных процессов в Украине.

Стратегическими приоритетами нового этапа развития Украины были определены:

- создание реальных предпосылок для обретения Украиной полноправного членства в Европейском Союзе;

- обеспечение устойчивого экономического роста;

- утверждение инновационной модели развития;

- социальная переориентация экономической политики.

Для реализации стратегических целей и приоритетов необходимы серьезные институциональные преобразования и действенные стратегические шаги в сфере макроэкономической политики, развития внутреннего рынка и реального сектора экономики, инвестиционной и структурно-инновационной деятельности, доходов и социальной политики, внешнеэкономических процессов, региональной политики, экономической и экологической безопасности.

Следует отметить, что задекларированные Президентом Украины задачи не являются простыми. Для их решения нужно, чтобы деятельность правительства, парламента, Национального банка Украины была одновекторной и неавтономною. Кроме того, для достижения поставленной стратегической цели необходимо, чтобы в стране были созданы реальные предпосылки.

Анализ социально-экономического развития, выяснения реальных предпосылок дает основания для таких обобщающих выводов относительно международной интеграционной стратегии:

1. Украина за достигнутым уровнем экономического развития не может быть активным участником международных интеграционных процессов в развитых геоэкономических сегментах - Европейском Союзе.

2.Неготовність к широкомасштабной международной интеграции не означает отказа от курса на интеграцию с Западом, а предусматривает сохранение эффективных связей во всех направлениях.

3.Україна может ускорить создание предпосылок для эффективной международной интеграции экономики путем концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития мировой экономики, формирования механизмов опережающего развития в сфере научно-технической, инновационной, информационной, образовательной деятельности.

4.Слід осуществить переориентацию государственного управления с монетарно-стабилизационного на институциональное развитие, на создание государственных и рыночных институтов с генерирования и распространения инноваций, развитие человеческого капитала, равноправных условий для конкуренции в открытой конкурентной среде.

5.Нестача ресурсов для резкого экономического развития делает невозможным конкурентоспособность отечественной экономики. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на приоритетных направлениях, отраслях, для успешного функционирования которых в стране созданы самые лучшие условия - аэрокосмической, электронной, электротехнической, фармацевтической, производстве новых материалов и т.п., и уже сегодня демонстрируют высокий технологический уровень и способность к международной конкуренции.

6.Ефективна международная интеграция возможна при условии гармонизации украинского законодательства с правовой системой ЕС и нормами экономического регулирования и социального развития общества. Это достаточно сложные задачи, решение которых может осуществляться постепенной, эволюционной адаптацией отечественного законодательства, норм и стандартов в систему международных норм и правил.

Стратегической целью Украины в условиях трансформации является построение социально ориентированной рыночной экономики. Это направление является отечественным трактовкой общемировых тенденций развития в постиндустриальном обществе. Реализация этой цели конкретизируется стратегическими задачами, определенными на определенный период: до 2004 г. - повышение благосостояния граждан; к 2011 г. - вхождение в мировое сообщество в качестве равноправного его член, а следовательно, достижения мировых норм и стандартов социально-экономического развития.



Назад