Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

12.5.2. Основатель новой науки - праксеологии


Исследование "К теории сбалансированного бюджета потребителя", безусловно, относится к числу самых известных научных новшеств Является. Слуцкого, особо почитаемого экономистами. Однако и в других областях науки украинский ученый оставил заметный след, выступал оригинальным мыслителем. К его самых ценных публикаций середины 20-х годов XX в. принадлежит труд "Этюд к проблеме построения формально-праксеологічних основ экономики", которая стала основной в формировании новой науки XX ст. - праксеологии.

Понятие "праксеология" впервые употреблен в публикации французского ученого А. Аспінаса 1899 года. Однако, по мнению Т. Котарбинского, можно считать почетным отцом праксеологии, которую не только возродил, но и заложил ее научные основы выдающийся украинский экономист-математик. Слуцкий, опубликовав 1926 года на русском и немецком языках исследования "Этюд к проблемам построения формально-праксеологічних основ экономики".

Пытаясь сориентировать читателя в формальной экономике, ученый хотел обосновать взаимоотношения, формы и другие проявления хозяйственных образований. Причем он отметил, что "человеческую деятельность никак нельзя напрочь раскладывать на количественные взаимоотношения точных элементов какой квазімеханічної системы".

Аналитик должен анализировать те праксеологические объекты, которые отделяют пустые логические формы от конкретной сути, наполненной материей, без которой затухает живая деятельность. Категориальные формы праксеологии - это формально онтологические образования с соответствующим материально-смысловыми сущностями. Они создают определенное леса для любой хозяйственной системы.

До главных праксеологічних форм относится, прежде всего, система, или "нечто", что может выступать в разных видах. Последние зависят от наличия тех или иных параметров. Пусть будет компонентой то, что принадлежит кому-какому состоянию системы (часть сторону, момент, свойство). Обстоятельства, которые детерминируют состояние системы, можно разделить на две части: первая - сила возможных точек; вторая - дирижер системы. Дирижер во взаимодействии с точками выбора упорядочивает структурную багатообразність, которая называется перспективой. Состояние системы вместе с перспективой творят ситуацию. "Система, - говорил Является. Слуцкий, - находится в своей ситуации или в процессе изменения, пока ситуация остается оптимальной".

Ситуации системы не являются постоянными, они меняются. Направления перехода от ситуации к ситуации приобретают положительно-релевантных и негативно-релевантных признаков.

В поведении системы важную роль играет дирижер. Всякая смена целевой системы, которая вызвана дирижером, называется поступком, а ответ на дирижера - субъектом поступка.

Приключение, которая вызвана субъектом - это операция, а ее предмет является предметом сделки. Каждый конкретный поступок является чрезвычайно сложной структурной операцией, что ведет к образованию, хранения или уничтожения. Каждая конкретная операция должна быть и экзистенциальной, то есть содержать элементы замещения и образования.

В чистой праксеологии, по мнению Есть. Слуцкого, первоначальной основой является предмет власти. "Если я, - рассуждал ученый, - дарю приятелю бутылку вина, то тем отдаю ему всю власть над этим предметом". Возможность распоряжения - это, прежде всего, власть над соответствующими властными операциями.

Совокупность всех первобытных предметов хозяйства, которые находятся во владении субъекта, распределяется на имеющиеся (на данный момент) и ненаявні. Это определяет возможность распоряжаться предметами в современном или будущем. Распоряжением называется каждая властная операция. Имущество - это совокупность всех частных предметов, которыми можно распоряжаться теперь и в будущем. Хозяйством в широком смысле можно назвать управления имуществом. Приобретение, сбережения, расходы, обмен - это хозяйственные операции. "Совокупность всех имеющихся предметов, находящихся во владении субъекта, мы, - писал Является. Слуцкий, - зовем общественной наличием".

На основании краткого изложения праксеологічної системы ученый сделал вывод о том, что она открывает пространство для математической экономики. Вместе со средствами математики праксеология пригодна отразить многогранность эмпирической хозяйственной деятельности. Однако для того очерчена в общих чертах праксеология требует дальнейшего совершенствования и развития. После появления основополагающего исследования Является. Слуцкого с праксеологии такие попытки предпринимались. В Частности, Л. Мизес в исследовании "Человеческая деятельность" сравнительно много внимания уделил праксеологічним принципам. По его мнению, праксеология имеет дело с путями и проблемами, избранными для достижения цели. Ее объект - средства, а не цели. В этом смысле можно говорить о объективизм общей науки о человеческой действие. Она принимает конечные цели, которые выбрала человек, как дань. Она полностью нейтральна по отношению к ним, воздерживается от любого ценностного суждения. Единый стандарт, который применяет праксеология, - это оценка пригодности избранных средств для достижения цели. В субъективизме суждений являются объективность нашей науки.

Л. Мизес рассмотрел праксеологію через призму человеческой деятельности в процессе хозяйственного прогресса. В частности, он подошел к человеческой деятельности с позиций накопление хозяйственного опыта. В то же время он отмечал, что праксеология - это не историческая, а теоретическая и систематическая наука. Ее утверждение, как и в логике и математике, есть априорные. Без нее нельзя видеть в процессе событий ничего, кроме калейдоскопа изменений и хаотичного беспорядок.

Ценным в исследовании Л. Мизеса можно считать указания возможности использования праксеологии для предвидения последствий человеческой деятельности. "Праксеологічне знания, - писал ученый, - делает возможным предсказать с определенной надежностью результаты различных способов деятельности. Но, разумеется, такое предсказание не будет означать ничего, что касается количественных вопросов. Количественные проблемы в сфере человеческой деятельности не открыты для любого другого объяснения, кроме понимания". Например, можно предположить, что падение спроса на благо А будет иметь следствием падения цены на А. И насколько она упадет, предсказать нельзя, потому что это станет очевидным только тогда, когда событие завершится.

Этот и подобные примеры свидетельствуют прогностически-прагматическую значимость праксеологии, которая служит одним из инструментов предвидения последствий человеческой деятельности. Она выступает дирижером событий и имущества.

После Л. Мизеса к праксеологии обратились польские исследователи Т. Котарбиньский, О. Ланге и другие их соотечественники. Едва ли не самым последовательным в этих делах был Т. Котарбиньский, который 1955 года издал "Трактат о хорошей работе". Собственно к содержанию последней он свел праксеологію. Благодаря стараниям Т. Котарбинского праксеология зазвучала несколько шире, а вместе с ней и имя Есть. Слуцкого.

В своих рассуждениях Есть. Слуцкий опирался на работы Эдмунда Гуссерля и Бертрана Рассела.

Небольшое по объему исследования ученый разделил на несколько частей, рассмотрев в первой главные формально-праксеологические понятия (системы, ситуации, и т.д.). Структурно упорядоченную багатообразність он называл перспективой, состояние системы вместе с перспективой, которой эта система открыта, считал ситуацией. "Система находится в своей ситуации или в процессе изменения, - отмечал он, - пока ситуация остается оптимальной".

По мнению Есть. Слуцкого, природа всех наших понятий является формально онтологическая. В зависимости от системы можно прийти или к положений механики, или к положений экономики. Раздел формальной физики, ориентированной на действия сознательных животных, ученый называл формальной праксеологією, ограничения которого можно считать формальным экономикой. Основные праксеологические компоненты системы. Слуцкий распределил на прошлые, современные и будущие.

В процессе логического рассмотрения отдельных понятий ученый разрабатывал каркас их взаимозависимостей, отведя каждому из них соответствующее место в задуманной системе. Есть. Слуцкий считал, что нельзя основательно познать хозяйственное образование, не проанализировав "формально-праксеологические основы экономики", в которых отражается вся структура имущества, а именно: первобытные предметы хозяйства, возможности распоряжения, простые надежду. Если все члены дизъюнкции практически эквивалентны, то можно считать соответствующие предметы власти предельно определенными. Субъект тогда имеет дело с широкой сферой оптимума целенаправленного выхода.

На окончание. Слуцкий рассмотрел зрительное поле видимую и простор. К первому он включил совокупность компонентов, которые отражаются, а всю количество зрительных образов назвал образом "видимого" пространства, зрительную систему - зрительным аппаратом. Явление выполнение (невыполнение) и исправления этой системы он считал важным разделом праксеологии. Кто знает нынешнюю математическую экономику, - писал Является. Слуцкий, - у того не может быть сомнения относительно возможности дедуктивной теории, широко развитой на основе нашей системы... Формальная экономика - это не самостоятельная наука, а отдельная дисциплина в рамках формального праксеологии.

В исследовании украинского ученого, по мнению Т. Котарбинского, градация степени общности и односторонней зависимости отраслей нашла подходящее выражение, наизагальнішою есть теория событий, среднее место занимает праксеология, а экономические исследования стоят в конце. По удачному выражению Т. Котарбинского, Есть. Слуцкий "бросил лучи" на освещение теории праксеологии. Это действительно соответствует действительности, и потому имя Есть. Цска навсегда останется у истоков науки праксеологии.



Назад