Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

2.3.1. Суть социально-экономического прогнозирования


Успех деятельности органов государственного управления на всех уровнях в значительной мере зависит от того, насколько точно они знают или предполагают развитие национальной экономики при определенных условиях. В рыночной экономике, когда хозяйственные связи формируются горизонтально, а административные методы воздействия на товаропроизводителей имеют ограниченное действие, повышается роль прогнозирования.

Прогнозирование - это вид деятельности органов государственного управления, одна из функций государственного управления, суть которой заключается в выработке научно обоснованного суждения о возможном состояние объекта в будущем. Результатом прогнозирования является прогноз - документ, который представляет собой сложную социально-экономическую модель развития объекта в будущем.

Объекты прогнозирования на макроэкономическом уровне - национальная экономика; на межотраслевом уровне (макроструктурном) - экономика народнохозяйственных и других комплексов (АПК, топливно-энергетического, машиностроительного); на отраслевом уровне - экономика отдельных отраслей народного хозяйства (угольная, газовая, нефтедобывающая и т.п.); на региональном уровне - экономика отдельных областей, регионов, городов, районов и др.; на микроэкономическом уровне - экономика предприятий (юридических лиц).

Субъектом прогнозирования выступает государство в лице государственных органов управления определенного иерархического уровня, экономических служб органов местного самоуправления, экономических подразделений предприятий и организаций различных форм собственности.

Прогнозы по своему содержанию (то, на что направлен прогноз) бывают разные - экономические, социальные, демографические, научно-технические и др.

Объектом нашего изучения является социально-экономическое прогнозирование. Процесс разработки экономических прогнозов основывается на изучении закономерностей развития различных экономических явлений и процессов, выявлении наиболее вероятных путей их развития, выборе и обосновании экономической политики с учетом определенных закономерностей.

Объектом социально-экономического прогнозирования экономический и социальный потенциал Украины (отрасли, региона, предприятия), который включает: совокупность трудовых ресурсов (трудовой потенциал), природных ресурсов, отраслей материального производства (промышленно-производственный потенциал), отраслей непроизводственной сферы (социальный потенциал), сферу науки и научного обслуживания, передовой опыт (научно-технический потенциал).

Место социально-экономических прогнозов в системе регулирования экономики определяется поэтапной схеме макропланування, в которой выделяют следующие стадии:

1.Прогнозна (аналитические исследования, определение тенденций и возможных вариантов развития экономики).

2 . формирование концепции (определение социально-экономической цели на прогнозный период, перечень и порядок разработки программ).

3.разработка долгосрочных комплексных программ, которые содержат перечень мероприятий, способы их реализации.

4.формирование индикативного плана, определение регуляторов рынка на определенный период.

Социально-экономическое прогнозирование основывается на принципах системности, научности, альтернативности, адекватности.

Согласно принципу системности, народное хозяйство рассматривается одновременно как единое целое (как система) и как совокупность отдельных самостоятельных отраслей и сфер.

Принцип научности означает, что во всех прогнозах должны использоваться обоснованные методы прогнозирования, требования объективных законов развития общества и природы.

Принцип альтернативности предполагает многовариантность прогнозов, поскольку социальное и экономическое развитие может осуществляться по разным сценариям, что обеспечивает альтернативность при разработке прогнозов.

Принцип адекватности требует, чтобы методы и модели прогнозирования соответствовали условиям того периода, на который разрабатывается прогноз, и наиболее полно и точно имитировали ситуацию.

Современные условия прогнозирования требуют максимального расширения сфер прогнозирования, дальнейшего совершенствования методологии разработки прогнозов. Чем выше уровень прогнозирования процессов общественного развития, тем эффективнее планирования, управления и регулирования экономики.

Процесс прогнозирования состоит из ряда этапов, каждый из которых выполняет свои функции:

-постановка задачи - уточняется объект прогнозирования, формируются цели и задачи, определяется точность и время опережения прогноза;

-формирование объекта прогноза в соответствии с поставленной задачи - определяется структура объекта, выделяются его элементы, выясняется их подчиненность, взаимосвязь;

-сбор ретроспективной информации об объекте - определяются источники информации, разрабатывается методика обработки и представления информации, устанавливаются ее объемы;

-формализация задачи - разрабатывается методика формализованного представления информации и осуществляется выбор класса моделей описания объекта прогнозирования;

-выбор методов и алгоритмов - среди известных выбирается наиболее подходящий алгоритм и оценивается точность прогноза;

-моделирование на основе ретроспективных данных оценки качества модели;

-выдача результатов прогноза.

В зависимости от степени конкретизации и характера влияния на ход исследуемых процессов различают три формы предвидения: гипотезу, прогноз, план.

Гипотеза - это суждение, которое характеризует научное предсказание на уровне общей теории. Это означает, что исходной базой гипотезы является теория и открытые на ее основе закономерности и связи исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается качественная характеристика объектов.

Прогноз по сравнению с гипотезой имеет большую определенность, поскольку основывается не только на качественных, но и количественных параметрах.

План определяет конкретную цель и предусматривает конкретные события развития исследуемого объекта. План является более конкретным, определенным и директивным.



Назад