Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

3.1. Суть государственного программирования


Объективная необходимость государственного программирования экономики обусловлена необходимостью глубоких и быстрых структурных изменений в национальной экономике и недостаточной эффективностью рыночных механизмов. Основной задачей программирования как формы государственного регулирования экономики является поддержка экономического равновесия, влияние на качественные изменения экономики и стимулирования ее развития.

Цель государственного программирования заключается в обеспечении наиболее эффективного варианта развития экономики.

Программирование как форма государственного регулирования экономики является особым способом вмешательства государства в экономику товаропроизводителя, который корректирует ее в нужном в настоящее время направлении; выступает как современный неадміністративний метод организации экономики, поскольку не управляет субъектами рынка, а только ориентирует их в поведении и обеспечивает самостоятельность; основу программирования составляет структурное регулирование с точки зрения объекта программирования.

Итак, программирование - это процесс ориентации экономики со стороны органов государственного управления путем регулярного комплексного и влияния на ее структуру в соответствии с поставленной цели социально-экономического развития на определенный период.

Основу государственного программирования составляют разработка и выполнение государственных программ экономического и социального развития. Эти программы существуют не как субординированные одна относительно другой, а как сосуществующие и взаимодополняющие.

Государственные программы включают комплексные программы развития национальной экономики; специальные программы развития отдельных отраслей, секторов, территорий. Примером комплексной программы в Украине есть программа "Украина - 2010", а специальной - Государственная программа ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, Национальная программа развития топливно-энергетического комплекса, Программа конверсии военно-промышленного и машиностроительного комплекса, Государственная программа занятости населения, Государственная программа социальной защиты населения, Программа чрезвычайных мер по стабилизации экономики Украины и выхода ее из кризисного состояния, Государственная программа приватизации, Государственная программа поддержки предпринимательства и т.д.

Особенностью программы является то, что функции разработки программ отделены от функций их реализации. Выполнение функций находится в руках различных субъектов хозяйствования, что делает их необязательными при выполнении как для самих субъектов хозяйствования, так и для органов государственного управления. Программа рассматривается как руководство, ориентир, который может корректироваться во времени.

Исключение составляют государственные целевые комплексные программы (DRM).

Комплексные целевые народнохозяйственные программы - это дирекный, адресный плановый документ, в котором предусмотрен комплекс экономических, технико-производственных, организационных, научно-исследовательских и других мероприятий, ресурсы, сроки и исполнители, объединенные целью решения глобальной народнохозяйственной проблемы. В реализации таких программ принимают участие несколько отраслей, регионов, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Координаторами комплексных целевых народнохозяйственных программ выступают органы государственной власти.

По содержанию комплексные целевые программы делятся на: социально-экономические (направленные на повышение благосостояния населения, улучшение условий труда и отдыха и др.); производственные (направленные на увеличение объемов производства определенных видов продукции, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности продукции, улучшение ресурсопользования и т.п.); научно-технические (направленные на развитие научных исследований, внедрение в производство новых видов техники и технологии); экологические (направленные на осуществление природоохранных проектов); региональные (направленные на формирование территориально-производственных комплексов, совершенствование хозяйствования в отдельных регионах и т.п.); институциональные (ориентированные на совершенствование организации управления хозяйственными системами).

Целевая комплексная программа, как правило, включает следующие основные элементы:

1. Целевой (формируются главные и частичные задачи и программы, последовательность их реализации).

2. Структурный (предусматривает перечень объектов народного хозяйства, объединенных по признаку их целевого назначения.

3. Технико-экономический (содержит комплекс мер, которые находятся в компетенции соответствующих государственных ведомств).

4. Ресурсный (характеризует объем и состав ресурсов, необходимых для реализации намеченных мероприятий).

5. Организационный (во всех элементах программы предусматриваются источники и сроки выделения ресурсов, ответственные за выполнение намеченных мероприятий).

Показатели целевых комплексных программ входят в состав индикативного плана. К таким показателям относятся: производство важнейших видов продукции для нужд программ; государственные заказы (контракты) на производство (поставку) продукции для нужд выполнения программ; перечень важнейших объектов государственного строительства; расходы из государственного бюджета на реализацию целевых программ; расходы валютных ресурсов и т.п. Целевые комплексные программы финансируются за счет средств бюджета Украины. Однако в связи с напряженностью бюджета могут привлекаться средства государственного кредита, средства предприятий. Механизм формирования и реализации средств для финансирования целевых комплексных программ находится на особом контроле.



Назад