Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

3.2. Организация разработки целевых комплексных программ


Целевые комплексные программы разрабатываются с целью обеспечения социально-экономической цели на основе повышения эффективности общественного производства за счет средств бюджета Украины.

Разработка программы предусматривает определение перечня и содержания мероприятий, их взаимное согласование по срокам реализации, распределения ресурсов. Меры охватывают, как правило, не только непосредственно сферу производства, которая предусматривается программой, освоение технологии, но и родственные отрасли производства предметов и орудий труда, необходимых для выпуска программной продукции, а также смежную сферу производственного и непроизводственного потребления целевого продукта. Для каждой программы перечень таких мероприятий является специфическим и зависит от содержания программ, сроков ее реализации, уровня программирования.

Организационными предпосылками формирования целевых комплексных программ является своевременное определение перечня проблем, с которых нужно разрабатывать программы; формирование коллектива разработчиков, определение головной организации; выработка и утверждение исходных материалов на программу, которые бы четко формировали цель; предварительная ориентированность на ресурсы и результаты.

Формированию перечня проблем, по которым должны разрабатываться целевые комплексные программы, предшествует определение приоритетных направлений развития народного хозяйства, которые требуют программного решения. Верховной Радой Украины одобрены следующие приоритетные направления: уровень жизни и здоровье человека, охрана окружающей среды, продовольствие, наукоемкие технологии, ресурсосбережения, информатика, автоматизация и приборостроение, новые вещества и материалы, национально-культурное возрождение.

По этим направлениям с учетом критерия актуальности методом экспертных оценок определяют перечень программ. Перечень государственных программ формирует Академия наук Украины с участием заинтересованных министерств, ведомств, отраслевых научно-исследовательских учреждений. Этот перечень рассматривается в Кабинете Министров Украины, который вносит соответствующие изменения и передает на рассмотрение Верховной Рады Украины, которая принимает окончательное решение.

По установленному перечню проблем открывается конкурс на разработку конкретных целевых программ. Участники конкурса должны разработать предложения относительно разработки программы: концепцию, структуру, четко сформулировать конечную цель программы, определить перечень проектов (мероприятий), которые будут реализовываться в рамках программы.

Победитель конкурса определяет главную организацию, сроки, объемы и механизмы финансирования программы, форму реализации задач, контроль за их выполнением.

Формирование программы предусматривает определение главной цели с последующей ее разбивкой на иерархическую множество более конкретных целей. Общая цель программы разбивается на функциональные и. предметные цели, которые в свою очередь делятся на множество локальных (частичных) задач, которые имеют название "дерево целей". Процедура построения "дерева целей" является эвристической, то есть основывается на оценке экспертов и включает следующие стадии: построение функционального "дерева целей"; формирование комплекса цілереалізуючих систем; разработку целевых нормативов; ранжирование целей.

Ресурсное обоснование программы предусматривает определение затрат на осуществление каждого из мероприятий программы и расходы на программу в целом. В этом разделе программы отображается потребность в капитальных вложениях, необходимых основных видах материальных ресурсов, потребность в рабочей силе, финансовых ресурсах, в том числе валютных.

Для разработки и обоснования различных вариантов целевых комплексных программ целесообразно использовать следующие методы: экономический анализ развития отдельных комплексов и сфер экономики - удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в конечной продукции, сравнение альтернативных вариантов; структурный анализ, то есть методы формирования структурных и технологических вариантов удовлетворения потребностей народного хозяйства в продукции комплекса и производстве продукции; балансовые методы (нормативные и статистические), которые связывают конечные показатели с основными промежуточными и ресурсным показателям; факторне обоснование, уровня и основных показателей развития (производственная функция, производство и распределение продукции)..

Анализ программ государственных ассигнований осуществляется в восемь главных этапов:

  1. Определение потребности, источники спроса на ту или иную государственную программу.
  2. Определения несостоятельности рынка и выявление предмета программы.
  3. Определение альтернативной программы, которой можно воспользоваться для решения конкретных проблем, и вывод о важности характеристик программы для предсказания ее последствий.
  4. Идентификация эффективности альтернативной программы.
  5. Идентификация дистрибуционных последствий альтернативной программы.
  6. Идентификация соотношений равенства и эффективности.
  7. Идентификация предела, до которого альтернативные программы достигают цели государственной политики.
  8. Определение влияния политического процесса на разработку и реализацию государственных программ.

В демократических странах Запада правительства несут ответственность за удовлетворение жизненно важных потребностей индивида. В США такая политика берет начало со времен Ф. Рузвельта. В 1964 г. президент Л. Джонсон объявил программу "войны с бедностью". Он считал, что обязанностью государства является не только забота о бедных, а уничтожение коренных причин бедности. Ныне в США разрабатываются государственные программы благосостояния. Одни из них гарантируют выплаты наличными (Программа помощи семьям с детьми на иждивении (AFDC), Программа гарантирования дополнительного дохода (SSI) и др.). Программы второго вида гарантируют целевую помощь ("Medicaid" обеспечивает бесплатную медицинскую помощь гражданам с низким уровнем дохода; программы строительства жилья и обеспечения электроэнергией предоставляют субсидии для удовлетворения потребностей в жилье и электроэнергии, то есть помощь предоставляется в натуральной форме).



Назад