Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

4.1. Планирование в системе государственного регулирования экономики


Макроэкономическое планирование - это целенаправленная деятельность органов государственного управления по обеспечению пропорционального и динамичного развития общества, определение основных параметров экономики в будущем и достижения их с наименьшими затратами общественного труда. Планирование является важной сферой практической деятельности, средством реализации экономической политики, учитывает внутренние и внешние условия развития страны.

Планирование предусматривает разработку и обоснование плановых показателей, характеризующих развитие экономики в будущем; экономических нормативов, которые определяют взаимоотношения с государством, финансово-бюджетной системой. Оно охватывает все аспекты социально-экономического развития, науку, культуру, образование, здравоохранение и т.д.

В современной экономической литературе выделяются несколько типов макроэкономического планирования: директивное (административно-командное) и индикативное; системное; протекционистское; аполитичное; стратегическое и тактическое.

Директивное планирование действовало в большинстве стран с централизованной системой управления экономикой. Его суть заключалась в том, что централизованно разработаны плановые показатели разрабатывались выше уровнем звеном управления народным хозяйством и доводились ней более низкой по уровню звене для обязательного исполнения. Выполнение доведенных плановых показателей обеспечивалось выделением соответствующих фондов, трудовых ресурсов и стимулировалось премиями и наградами. За невыполнение плановых заданий руководители несли персональную административную и партийную ответственность.

Индикативное планирование предусматривает процесс формирования мероприятий рекомендательного характера, направленных на достижение целей социально-экономической политики государства и создание таких условий для субъектов хозяйствования, которые бы побуждали их к выполнению поставленных задач. Индикативное планирование характерно для смешанной экономики.

Системное планирование предусматривает системный подход к национальной экономики, формирования плановых заданий с учетом всех факторов развития, сфер экономики, территорий; глубокий анализ способов достижения целей и задач и выбор оптимального варианта развития экономики, анализ результатов реализации плана.

Протекционистское планирования направлено на защиту интересов групп и лиц, которые получают определенные выгоды от реализации предусмотренного плана мероприятий.

Аполитичное планирования рассматривается как чисто техническая деятельность органов государственного управления, направленная на поиск консенсуса интересов, определенных компромиссов для обеспечения поступательного развития экономики, достижения наилучшего результата.

Стратегическое планирование предусматривает концентрацию усилий и ресурсов государства на решении самых актуальных, стратегически важных проблем развития национальной экономики.

Тактическое планирование рассматривается как инструмент реализации стратегических целей и задач. В тактических планах предусматривается совокупность мероприятий, порядок и сроки их реализации, ресурсы и т.д.

Некоторые авторы рекомендуют выделять нормативное, положительное, пошаговая и другие виды планирования.

Наиболее часто в практике хозяйствования используются планы, классификация которых по ряду признаков приведена на рис. 9.

9

Рис. 9. Классификация макроэкономических планов по признакам

Стратегическая цель планирование развития национальной экономики заключается в обеспечении экономического роста в соответствии с критериями конкурентоспособности и устойчивого развития. Задача макроэкономического планирования сводится к обеспечению макроэкономической равновесия и сбалансированности, стабильного развития, высокой конкурентоспособности отечественной экономики, социальной справедливости и экологической безопасности.

Макроэкономическое планирование как специальный инструмент государственного регулирования экономики выполняет следующие функции:

1. Конкретизацию целей и приоритетов развития национальной экономики.

2. Обеспечение оптимального варианта развития экономики.

3. Координацию экономической деятельности субъектов хозяйствования.

4. Контроль за ходом реализации целей и задач, оперативное регулирование условий хозяйствования или изменении задач экономической политики государства.

Специалисты выделяют четыре формы макроэкономического планирования: директивное и индикативное, регулятивная и індирективне. В практике хозяйствования больше всего применяются две формы - директивное и индикативное. Другие формы рассматриваются как производные от предыдущих. Так, індирективне планирования имеет много общих признаков с директивным. Основное отличие от директивного планирования заключается в применении, кроме директивных экономических рычагов воздействия на субъекты хозяйствования, отказа от административных взысканий за невыполнение плановых заданий, что обеспечивает полную свободу субъектам экономики. Однако эта форма планирования не предусматривает обеспечения ресурсами. Следовательно, эта форма планирования является более эффективной, чем директивное планирование, но имеет те же недостатки.

Регулятивное планирования имеет много общего с индикативным планированием. Отличие заключается в более глубоком воздействии на государственный сектор экономики с помощью прямых административных и экономических рычагов; активном воздействии на частный сектор путем материального стимулирования за выполнение плановых заданий.

В период становления рыночных отношений директивное планирование как одна из форм государственного регулирования экономики заменяется индикативным. Этот термин впервые появился в исследовании К. Лапдауера "Теория национального экономического планирования" (1944). Сущность индикативного планирования заключается в том, что правительство влияет на социально-экономическое развитие не путем утверждения товаропроизводителю директивных, обязательных для выполнения задач, а посредством координации деятельности и обеспечения информацией.

Индикативная форма планирования возникла в период экономического кризиса 1929-1933 гг., когда рыночный механизм начал терять способность удерживать процессы воспроизводства в рациональных пропорциях и обеспечивать стабильное, сбалансированное развитие экономики.

Первые планы на макроуровне имели ограниченный характер и сводились, в основном, к составлению национальных бюджетов. С развитием сферы макроэкономического планирования функции по разработке государственных планов перешли от финансовых органов в специально созданных с этой целью плановых структур.

Индикативное планирование имеет некоторые особенности, которые отличают его от директивного планирования (табл. 5). Прежде всего это - система необязательных для субъектов хозяйствования рекомендаций, а также возможность корректировать план развития экономики в соответствии с изменениями в развитии рынка. Индикативное планирование содержит ряд приоритетов (индикаторов), которые имеют максимальную государственную поддержку.

Таблица 5. Характеристика плановых систем 

Признаки

Формы планирования

Директивное

Индикативное

1

2

3

1. Формирование цели и задач развития субъектов хозяйствования

Определялись партийными документами и решениями центральных органов исполнительной власти без учета возможностей субъектов хозяйствования и рынка

Определяется самостоятельно с учетом внутреннего и внешнего положения субъектов хозяйствования

2. Обеспечение процедуры составления планов

Строгая регламентация процесса планирования, установления контрольных цифр, лимитов, норм и нормативов, заказчиков, поставщиков ресурсов, цен и тарифов

Самостоятельная инициатива предприятия относительно целесообразности составления планов, их структуры, исходных данных и запланированных результатов деятельности

3. Ответственность за результаты плановой деятельности

Сильная административная и партийная ответственность за невыполнение плановых заданий

Отсутствие ответственности, усиление анализа причин невыполнения плановых заданий

4. Использование производственных ресурсов

Обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов

Оптимизация производственных ресурсов в соответствии с производственных задач

5. Учет конкуренции

Конкуренция отсутствует, а деятельность однородных субъектов хозяйствования регулируется в централизованном порядке

Самостоятельно определяется влияние конкуренции, предусматриваются средства на повышение конкурентных преимуществ и расходы на риски, связанные с конкурентами

6. Форма собственности

Государственная

Смешанная

7. Стимулирование выполнения задач

Активные формы материального и морального стимулирования

Добровольная инициатива субъекта хозяйствования

Целью индикативного планирования является реализация целей государственного влияния на социально-экономическое развитие путем обоснования и разработки соответствующих условий, тактики и экономической политики, которые побудили субъекты экономики к выполнению поставленных задач.

Индикативное планирование в условиях рынка - это вид деятельности органов государственного управления на всех иерархических уровнях по формированию представлений о будущей социально-экономическое развитие государства, пропорции и структуру народного хозяйства.

Результатом индикативного планирования является народнохозяйственный план - организационно-экономический инструмент воплощения экономической политики государства в практику хозяйствования, который основывается на системе экономических, научно-технических, социальных прогнозов.

Показатели индикативного плана отражают основные направления социально-экономического развития, не являются адресными, а выступают как ориентиры, достижение которых должны добиваться органы государственного управления путем применения разнообразных мероприятий и рычагов. Правительство реализует основные положения индикативного плана через систему государственного предпринимательства, государственный заказ (контракт), целевые комплексные программы, бюджетную политику и денежно-кредитный механизм.

Определенная часть индикативного плана является директивной. Это прежде всего касается мероприятий, которые финансируются из бюджета.



Назад