Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

4.2. Основы методологии индикативного планирования


Под методологии индикативного планирования нужно понимать систему принципов и требований к его разработке. Методология индикативного планирования предусматривает основные принципы, методы разработки и логику составления планов на определенные периоды, звенья и уровне народного хозяйства.

Теория и практика государственного регулирования экономики выработала основные принципы индикативного планирования, к которым относятся:

- сочетание аналитических и прогнозных методов с целью изучения социально-экономических явлений, определения конкретных объектов государственного влияния и выбор средств воздействия;

- широкое информирование субъектов хозяйствования о перспективах социально-экономического развития государства, территорий, отраслей и сфер, которые могут использоваться при выборе личных решений;

- применение преимущественно косвенных регуляторов, обязательных для всех субъектов хозяйствования.

Индикативный план содержит три типа показателей: директивные, прогнозные и расчетные. Директивные показатели утверждаются, и к ним относятся лимиты, социально-экономические нормативы, показатели целевых комплексных программ, налоги, госзаказ (контракты). Прогнозные показатели определяют возможные ориентиры развития экономики, отдельных сфер и элементов рынка. Расчетные показатели отражают аналитические и финансовые аспекты плана.

В процессе разработки государственного плана экономического и социального развития используются такие прогнозные и расчетные показатели: объемы производства важнейших видов продукции; поставки продукции в страны СНГ; объемы экспорта и импорта продукции; межрегиональные поставки продукции; производство валового национального продукта (чистой продукции); использование трудовых ресурсов и занятости населения; размер денежных доходов населения; введение в действие объектов социальной сферы; задания по приватизации государственного имущества; размеры цен на продукцию государственных предприятий; задачи по охране окружающей среды.

При формировании индикативного плана избираются те государственные инструменты, с помощью которых предприятия нацелены на выполнение плана. К ним относятся: социально-экономические нормативы (минимальная заработная плата, размеры пенсий, стипендий, пособий, нормы амортизации, нормативы обеспеченности социальными учреждениями и т.п.); налоги и налоговые льготы; государственные кредитные ресурсы и кредитная политика; регламентация ценообразования; государственные заказы (контракты); таможенная пошлина и таможенные налоги; бюджетные ассигнования и дотации; лицензии, квоты.

Показатели индикативного плана объединены в отдельные блоки, которые определяют структуру плана экономического и социального развития. Государственный план экономического и социального развития Украины разрабатывается с такой структурой:

Глава 1. Социально-экономическая и экологическая ситуация.

Глава 2. Основная цель, задачи и приоритеты экономического и социального развития.

Раздел 3. Сводные макроэкономические показатели и пропорции социально-экономического развития Украины (сводные макроэкономические показатели, баланс производства и потребления основных видов ресурсов, показатели структурных сдвигов в экономике, показатели экономической эффективности производства).

Глава 4. Социальное развитие и уровень жизни населения (населения, труд и кадры, целевые ориентиры, приоритеты, социальные нормы и нормативы, направления социального развития, уровень жизни, обеспечения жильем, здравоохранение, культура, образование, баланс денежных доходов и расходов населения, сводный баланс трудовых ресурсов, баланс рынка труда, регуляторы для решения социальных задач).

Раздел 5. Экономическое развитие (целевые ориентиры, приоритеты, задачи, обобщающие показатели и пропорции экономического развития, структурные преобразования в народном хозяйстве, направления экономического развития машиностроительного, военно-промышленного, топливно-энергетического, химико-лесного и строительного комплексов, АПК, легкой промышленности, транспорта, государственный заказ (контракт), научно-технический прогресс, регуляторы для решения экономических задач).

Глава 6. Развитие рыночных отношений (деятельность и развитие рыночных структур и форм хозяйствования, разгосударствление, приватизация и демонополизация, поддержка предпринимательства, функционирование и развитие рыночной инфраструктуры).

Глава 7. Внешнеэкономическая деятельность (развитие внешнего рынка, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, сальдо внешнеэкономических операций, платежный баланс, торговый баланс, развитие совместного предпринимательства, использование иностранных инвестиций и кредитов).

Глава 8. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (целевые ориентиры, приоритеты, нормы и нормативы, обобщающие экологические показатели и регуляторы достижения задач в сфере охраны окружающей среды).

Раздел 9. Бюджетно-кредитное планирование (финансово-кредитная политика, сводный план прироста денежной массы, сводный баланс финансовых ресурсов, обобщенный баланс бюджета).

Глава 10. Инвестиционная деятельность (баланс централизованных капитальных вложений, капитальные вложения на целевые комплексные программы, ввод в действие объектов производственной и социальной сферы).

Глава 11. Социально-экономическое развитие областей, районов, городов (программы развития за счет централизованных ресурсов, регуляторы территориального развития).

Глава 12. Обеспечение достижения показателей плана (экономические нормы и нормативы, налоги и налоговые льготы, задача целевых комплексных программ, бюджетные ассигнования и дотации, регулирования денежной массы, кредиты, цены, ценные бумаги, антимонопольные меры, резервы).



Назад