Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

4.3. Методы планирования


При разработке индикативных планов на разных уровнях планирования используются методы: системного анализа, балансовый, нормативный, экономико-математический, программно-целевой, факторный.

Метод системного анализа применяется для изучения экономической ситуации в народном хозяйстве в прошлом и будущем с учетом различных вариантов развития.

Системный экономический анализ предполагает: экономический анализ организационной структуры объекта, который планируется, эффективности деятельности структурных подразделений; оперативное выявление и изучение отклонений от запланированных задач в развитии экономики; анализ эффективности использования ресурсов в процессе реализации индикативного плана.

Анализ экономического и социального развития национальной экономики - это начальный этап формирования государственного плана. Его предметом на макроуровне является исследование тенденций, факторов, структурных изменений, интенсивности, эффективности общественного производства, народнохозяйственной конъюнктуры. Анализ важнейших общеэкономических пропорций надо осуществлять учитывая социальную направленность. Количественному и качественному анализу подлежат: экономический и научный потенциал государства (земельные ресурсы, запасы минерального сырья, водные, лесные ресурсы, структура населения, трудовые ресурсы, основные фонды и оборотные средства); темпы экономического роста (валового национального продукта, валового внутреннего продукта, национального дохода); макроэкономические пропорции (доля фонда возмещения продукции первого и второго подразделения, конечного продукта в валовом национальном продукте, фонды потребления и накопления в национальном доходе, денежные доходы и расходы населения, покупательная способность и рыночные фонды и т.п.); финансовые показатели (доходы и расходы государственного бюджета, показатели финансового баланса государства, статистика банков и др.); динамика и структура материальных затрат (удельные расходы сырья, материалов, энергии, топлива на единицу общественного продукта); основные характеристики межотраслевых народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного, инвестиционного, транспортного и т.п.).

На уровне регионов экономическое и социальное развитие анализируется за двумя группами показателей. Показатели первой группы характеризуют регион как производителя материальных благ, второй группы - как их потребителя.

Суть балансового метода планирование заключается в применении расчетов, в которых потребности общества связанные с ресурсами.

Балансовый метод применяется в планировании для достижения равновесия в сферах производственного и личного потребления на основе сравнения материальных, трудовых, финансовых ресурсов с потребностью в них. Система балансов дает возможность обеспечить сбалансированность отдельных разделов плана и государственного плана экономического и социального развития в целом. С помощью этого метода раскрываются экономические связи, пропорции, выявляются узкие места и Диспропорции, устанавливаются величины дисбалансов в различных сферах экономики.

Баланс - это документ в виде таблицы, в котором одна часть, что характеризует ресурсы за источниками поступления, равна другой части, которая характеризует распределение ресурсов по всем направлениям.

Балансы классифицируются по разным признакам: видом производственных ресурсов, охватом количества видов материальных ресурсов, формой выполнения.

По виду производственных ресурсов выделяются балансы материальных, трудовых, финансовых, природных ресурсов и производственных мощностей.

По охвату количества видов материальных ресурсов различают одно - и багатопродуктові балансы. Однопродуктові балансы имеют, как правило, такой вид (табл. 6):

Таблица 6. Однопродуктовий материальный баланс

№ п/п

Источники ресурсов

К-во

№ п/п

Распределение ресурсов

К-во

1

Остатки на начало года

120

1

Производственно-эксплуатационные нужды

66 010

2

Производство в плановом периоде

75 400

2

Капитальное строительство

4 800

3

Мобилизация внутренних резервов

25.

3

Рыночный фонд

4 400

4

Импорт

75

4

Экспорт

250

5

Прочие поступления

10

5

Другие расходы

40

 

 

 

6

Остатки на конец года

13

 

Всего

75 630

 

Всего

75 630

Производственно-эксплуатационные нужды отражают все потребности в том или ином виде продукции (ресурсе) в масштабах национальной экономики. В этой статье с учетом норм расходов определенного ресурса на единицу продукции и прогнозируемого объема производства определяется общая потребность в ресурсе. Например, на изготовление одного станка с программным управлением тратится 300 кг проката черных металлов, выпуск станков в плановом периоде по прогнозу достигнет 200 тыс, потребность в прокате для этого вида продукции составит 60 тыс. т (0,3 т • 200 тыс). И так по всем видам продукции, на изготовление которой используется прокат. Суммарная величина по всем видам продукции будет отображать производственно-эксплуатационные нужды.

В статье "Капитальное строительство" определяется потребность в ресурсах, исходя из нормы расходов на единицу капитальных работ в строительстве и их запланированного объема. Так, норма расходов проката черных металлов на капитальное строительство единицы работ составляет 40 кг. В плановом периоде предполагается объем капитального строительства 15 тыс. м2. Расходы проката на эти нужды составят 600 т (40 кг • 15 000).

Рыночный фонд создается на основе опытно-статистических норм или на основе отчетных данных за предыдущий плановый период по их корректировкой в соответствии с ситуацией на рынке определенного ресурса.

Величина экспорта (импорта) определяется на основе долгосрочных договоров и соглашений, заключенных с организациями, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, в этой работе принимают участие сами предприятия, которые имеют право непосредственного выхода на международный рынок.

Остатки на начало и конец планового периода определяются на основе статистических данных и основываются на одновременном учете ресурсов.

В приходной части баланса отражается основной источник ресурсов - их производство в плановом периоде. Плановый объем производства определенного ресурса определяется по формуле:

Впр.=ВПс.р..Кв.п .

где ОПC.P. - среднегодовая производственная мощность отрасли (группы предприятий), производящих тот или иной ресурс; Kв.п. - коэффициент использования производственных мощностей.

Мобилизация внутренних резервов предусматривает экономию определенных видов ресурсов, которая достигается: снижением нормы расходов при хранении, перевозке и использовании ресурсов; внедрением ресурсосберегающих технологий; использованием взаимозаменяемых материалов (при дефиците одних и наличия других).

В макроэкономическом планировании разрабатываются балансы денежных доходов и расходов населения в целом по стране (сводные), по областям и крупными городами (территориальные). Сводные балансы денежных доходов и расходов населения разрабатываются с краткой схеме и характеризуют взаимоотношения государственных предприятий, учреждений и организаций, с одной стороны, и населения страны - с другой. Задачи территориальных балансов денежных доходов и расходов населения заключается в обеспечении сбалансированного спроса и предложения в разрезе отдельных районов и территорий страны.

Различия между схемами сводных и территориальных балансов заключаются в масштабах объекта планирования и включении в региональные балансы сальдо миграции денежных средств населения территории (средств, полученных по преданию, аккредитивами и др.) (табл. 7).

Таблица 7. Баланс денежных доходов и расходов населения региона

№ п/п

Доходы

Сумма, тыс. грн.

№ п/п

Расходы и сбережения

Сумма, тыс. грн.

1

2

3

4

5

6

1

Заработная плата

100 000

1

Покупка товаров:

90 000

2

Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме заработной платы:

9 000

 

- в государственной и кооперативной торговли;

7 200

 

- премии и другие виды оплаты труда, не включенные в ФОТ;

2 400

 

- в негосударственных торговых организациях;

32 800

 

- постоянные надбавки к заработной плате за разъездной характер работы;

1600

 

- потребительской кооперации;

4 100

 

- средства, полученные на служебные разъезды;

250

 

- кооперативах, крестьянских хозяйствах;

900

 

- дивиденды

4 750

 

- недвижимости в органах приватизации

45 000

3

Денежные доходы, полученные от коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств:

38 000

2

Оплата услуг и другие расходы:

73 600

 

- доходы членов сельскохозяйственных кооперативов;

22 000

 

- жилищно-коммунальные платежи;

34 000

 

- доходы от рыболовных хозяйств;

1400

 

- оплата бытовых услуг;

7 200

 

- заработки работников, привлеченных к сельскохозяйственных работ;

600

 

- оплата услуг дошкольных и образовательных учреждений;

12 800

 

- доходы фермеров

1400

 

- расходы на путевки и лечение в платных учреждениях здравоохранения;

8 400

4

Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства:

9 950

 

- расходы на кино, театры и другие зрелища;

1800

 

- в порядке государственных контрактов;

8 000

 

- оплата услуг связи;

3 800

 

- предприятиям и организациям;

600

 

- оплата услуг транспорта;

4 500

 

- потребительской кооперации;

750

 

- другие расходы

1 100

 

- организациям на крестьянском рынке;

450

3

Обязательные платежи и добровольные взносы:

15 400

 

- кооперативам, крестьянским хозяйствам

150

 

- налоги и сборы;

12 200

5

Пенсии и пособия

675

 

- платежи по страхованию;

1400

6

Стипендии

72

 

- взносы в общественные организации;

320

7

Поступления из финансовой системы:

567

 

- возврат займов банков;

210

 

- возврат средств страхование;

145

 

- приобретение акций и других ценных бумаг;

1200

1

2

3

4

5

6

 

- займа банка;

355

 

- проценты за товарный кредит

70

 

- погашение облигаций;

12

4

Прирост вкладов

15

 

- выплаты по вкладам;

32

5

Деньги, что высланы по преданию и внесены на аккредитивы

 

 

25

 

- выплаты за лотереями;

8

 

 

 

 

- выплаты компенсаций

15

 

 

 

8

Другие поступления:

75

 

 

 

 

- от продажи вещей через комиссионные магазины и пункты скупки;

22

 

 

 

 

- от продажи втор-сырья и металлолома;

14

 

 

 

 

- средства по преданию, аккредитивами;

28

 

 

 

 

- другие расходы

11

 

 

 

 

Всего денежных доходов

149 339

 

Всего денежных расходов и сбережений

179 040

 

Превышение расходов над доходами ( -)

29 701

 

Превышение доходов над расходами (+)

 

 

Баланс

179 040

 

Баланс

179 040

Цифровые сведения в этой и других таблицах условные.

Для отображения денежного обращения между отдельными группами населения разрабатываются балансы их денежных доходов и расходов за развернутой схеме: рабочие, члены коллективных крестьянских союзов, фермеры, служащие (табл. 8).

Таблица 8. Баланс денежных доходов и расходов по отдельным группам населения

 t8

Содержание каждой статьи приведен в табл. 7.

Составление балансов доходов и расходов за общественными группами населения дает возможность установить удельный вес и темпы изменения доходов отдельных групп населения, изменение покупательной способности в плановом периоде.

Суть нормативного метода заключается в том, что с помощью норм и нормативов определяют потребность в продукции (услугах) и обосновывающих ее ресурсами. Через систему норм и нормативов обосновывают ряд индикативных показателей, контролируют эффективность производства; экологическую ситуацию; регулируют взаимоотношения между товаропроизводителями и государством, регионами и государством.

В індикативному планировании важное место занимают социально-экономические нормы и нормативы, а именно: потребление товаров (рациональные нормы потребления в среднем на душу населения основных пищевых продуктов, продукции легкой промышленности, обеспечение предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения и т.п.); потребления услуг (уровень потребления на душу населения отдельных видов услуг - транспорта, химчисток, парикмахерских и т.д.); развитие материальной основы социальной инфраструктуры (нормативные параметры развития торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.).



Назад