Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

4.4. Формирование индикативного плана


Процесс индикативного планирования охватывает все уровни народного хозяйства - от первичных (предприятий) к общегосударственным структур. Именно поэтому выделяют следующие уровни плановой работы: народнохозяйственный, который отражает социально-экономическое развитие Украины; отраслевой, что охватывает формирование планов развития отдельных отраслей; региональный предусматривает разработку плана экономического и социального развития отдельной территории (области); первичный отображает содержание планово-экономической деятельности на предприятии.

Разработка народнохозяйственного индикативного плана включает две стадии:

  1. Определение плановых намерений правительства и информирование всех звеньев исполнительной власти о таких намерениях, формы плана предложений относительно их участия в выполнении государственного плана.
  2. Подготовка предприятиями, министерствами и региональными органами проекта плана и бюджета, согласованность их показателей и формирование планов экономического и социального развития Украины и регионов.

Содержание каждой стадии государственного планирования характеризуется следующими этапами:

1.Аналізом и прогнозу конъюнктуры рынка.

2.Розробленням концепции и методических рекомендаций к составлению плана.

3.Розробленням плановых намерений правительства и информированием о них органов отраслевого и регионального управления, формы плана и предложения относительно их участия в выполнении плана.

4. Распределением и обоснованием задач и информированием о предложениях предприятий министерств и ведомств.

5. Подготовкой и информированием предприятий об задачи территориальных органов.

6. Принятием предприятиями плановых рекомендаций.

7. Составлением проекта плана на предприятиях и согласованию некоторых показателей в территориальных и высших органах.

8. Формированием плана в министерствах и ведомствах и согласованию плановых заданий с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

9. Формированием плана в областях и согласованию с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

10. Формированием государственного плана экономического и социального развития Украины.

Начальным пунктом разработки плана является нормативные расчеты показателей конечного потребления населением материальных благ и услуг. С помощью макроэкономических моделей осуществляется проверка возможностей экономики по обеспечению таких задач.

Если показатели народнохозяйственного баланса и другие экономические расчеты свидетельствуют, что обеспечить высокий уровень конечного потребления невозможно, то осуществляется переход к показателей низшего уровня.

Логическая схема разработки показателей индикативного плана развития страны изображена на рис. 10.

 10

Рис. 10. Логическая схема государственного индикативного планирования

Проект государственного плана экономического и социального развития должен иметь несколько расчетных вариантов развития национальной экономики в зависимости от направлений государственной экономической политики.

Вариант проекта плана после его рассмотрения в соответствующих департаментах и отделах Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины передается к Кабинету Министров Украины, а затем - на утверждение в Верховную Раду Украины.

На протяжении года могут корректироваться показатели плана в зависимости от общей экономической ситуации, введение дополнительных мероприятий и других изменений во внешней среде.

Координацию работы по разработке государственного плана, выработка методики его формирования, информирование всех звеньев исполнительной власти, заинтересованных министерств и ведомств возложена на Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.

Для разработки планов экономического и социального развития региона (области) используют схемы развития и размещения производительных сил, схемы охраны окружающей среды, информацию от министерств и ведомств, документацию государственных предприятий региона.

Государственные предприятия и организации предоставляют местным органам власти основные показатели плана:

  1. Производства промышленной продукции в стоимостном и натуральном выражении.
  2. Объемов строительно-монтажных работ.
  3. Ввод в действие производственных, природоохранных мощностей и объектов социальной инфраструктуры.
  4. Капитальных вложений.
  5. Перевозок грузов и пассажиров.
  6. Труда и кадров, социального обеспечения населения.
  7. Лесного хозяйства.
  8. Потребление основных видов материалов и топлива.

Местные органы власти изучают и разрабатывают предложения по уточнению проектов плана относительно региональных позиций. Прежде всего это касается социально-культурных мероприятий, рационального использования природных ресурсов, развития инфраструктуры.

Показатели плана экономического и социального развития региона группируются по следующим разделам:

- основные показатели экономического развития;

- сводный план мероприятий социального развития;

- план развития промышленности;

- развитие агропромышленного комплекса;

- капитальное строительство;

- инфраструктура;

- трудовые ресурсы;

- охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

- уровень развития и экономическая эффективность.

В планировании развития регионов широко используются целевые комплексные программы как часть плана.



Назад