Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

4.5. Планирование в странах с развитой рыночной экономикой


Зарубежный опыт государственного регулирования экономики характеризуется активным использованием планирования как формы управления стихійністю рыночных процессов.

После Второй мировой войны планирования экономики распространилось в странах Западной Европы - Франции, Норвегии, Голландии, а в 60-е гг. экономические планы составлялись в Бельгии, Великобритании, Швеции, Италии, Японии.

Обобщая опыт зарубежных стран, отметим ряд характерных признаков в их плановой деятельности.

Во-первых, наблюдаются значительные различия в терминологии: во Франции - индикативные планы, в Норвегии - пятилетние и годовые планы и национальные бюджеты, в Японии - долгосрочные планы, в США - бюджеты и финансовые планы, в странах ЕС - стратегические планы.

Во-вторых, в большинстве стран созданы специальные службы (комиссии, департаменты, отделы) для осуществления функций планирования, прогнозирования и программирования.

В-третьих, конкретность плановых разработок в разных странах различна и зависит от доли государственного сектора в национальной экономике.

По-четвертых, в отличие от планирования в Советском Союзе, основанном на партийном принципе, в странах Запада оно - нейтральное.

В мировой практике планирования можно выделить два этапа:

-после Второй мировой войны и до 60-х гг. В этот период разрабатывались в основном планы восстановления хозяйства;

-от 60-х гг. - к настоящему времени. Характерной для данного этапа является разработка планов развития.

Понятие "планирование развития" доминирует в современной рыночной экономике и ассоциируется с принципами ведения экономики. Современные планы развития разрабатываются на монетаристских принципах и основываются на традиционных индикативных планах, адаптированных к 80-90-х гг. Они сочетают конъюнктурные и структурные аспекты деятельности государства. Это достигается благодаря социально-экономическому прогнозированию, індикативному планированию и краткосрочном государственному регулированию.

Содержание планов развития в каждой стране разный и определяется сроками, на которые они разрабатываются, совокупностью объектов планирования, уровнем планирования, национальными традициями. Так, в Японии преобладают планы развития отдельных территорий (план реконструкции Японских островов) и сфер народного хозяйства (научно-технические программы). В США планирование охватывает финансово-бюджетную сферу. Для Швеции, Норвегии и Голландии характерным является краткосрочное конъюнктурное планирования развития.

В мировой практике планирования выделяются несколько наиболее распространенных моделей.

Для стран с переходной экономикой характерной является модель перехода от директивного, административного к индикативного планирования, из которого выходят предложения относительно развития отдельных сфер, секторов, определяются пропорции. При такой модели планирования не относится к системе государственного регулирования экономики и рассматривается параллельно с ним в составе функций государственной власти и центрального экономического органа (рис. 11).

 11

Рис. 11. Логическая схема взаимоотношений государственного планирования и регулирования экономики

Более эффективной является модель, где планирование рассматривается как средство регулирования в сочетании с другими инструментами государственного влияния. Структура и организационные формы системы хозяйственной системы регулируются и государством и рынком (рис. 12).

Модель Оскар Ланге (модель рыночного социализма) построена таким образом, что центральные плановые органы не дают указаний относительно плановых объемов продукции каждому товаропроизводителю, а лишь определяют цены. С их помощью государство играет роль исполнителя.

Существуют модели, в которых взаимоотношения между планированием и регулированием рассматриваются как параллельные, взаимодополняющие. Проблемы, которые не могут решиться с помощью регулирования, решаются в процессе планирования, и наоборот.

Итак, зарубежный опыт свидетельствует, что, формируя собственную национальную модель управления рыночным народным хозяйством, можно обеспечить сочетание плана и рынка.

  12

Рис. 12. Место планирования в системе регулирования экономики



Назад