Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

6.2. Суть конъюнктуры и механизм конъюнктурной политики государства


Экономическая конъюнктура - это совокупность условий, в которых функционирует национальная экономика, отдельные отрасли, регионы на протяжении определенного периода. Экономическая конъюнктура может быть стабильной и нестабильной. На уровне народного хозяйства она определяется динамикой производства, строительства, внутренней и внешней торговли, процентом за кредит, курсу ценных бумаг, доходами, уровнем безработицы, заработной платы. На экономическую конъюнктуру, кроме цикловых факторов, влияющих научно-техническое развитие, концентрация производства и капитала, милитаризация экономики, стихийные бедствия, социальные и политические конфликты.

Экономическая конъюнктура определяется конъюнктурой рынка.

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, которые характеризуют соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на товары и услуги.

Совокупный спрос отображает готовность государства, предприятий и потребителей приобрести определенный объем национального продукта. По своей структуре он охватывает потребительский и инвестиционный спрос, на которые, прежде всего, влияет уровень цен. Его повышение приводит к уменьшению спроса, который сдерживает производство. И, наоборот, уменьшение уровня цен повышает спрос и вызывает увеличение объемов производства. На совокупный спрос, кроме ценовых факторов, влияют на: потребительский спрос - уровень благосостояния населения, налогов, инфляции; на инвестиционный спрос величина процентной ставки, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

На совокупный спрос действуют изменения в государственных расходах, объемах экспорта и импорта. Каждый из перечисленных факторов по-разному сказывается на величине потребительского и инвестиционного спроса.

Можно утверждать, что механизм деловых циклов и факторы конъюнктуры рынка взаимодействуют в автоматическом режиме. Когда доходы растут, увеличивается потребление растет совокупный спрос, а соответственно активизируется производство и растет совокупное предложение. Если совокупное предложение превышает спрос, то предприятия имеют проблемы с реализацией продукции, они сокращают объемы производства. Устанавливается равновесие спроса и предложения.

Однако это равновесие не всегда гарантирует полную занятость, а обеспечение полной занятости может привести к увеличению спроса при ограниченных природных, технических ресурсах, что в свою очередь будет способствовать росту цен и инфляционных процессов.

На конъюнктуру рынка существенно влияют внешние факторы (в частности состояние внешней торговли), которые могут нарушить автоматизм цикла.

В странах с неотработанным рыночным механизмом действие механизма конъюнктуры сдерживают: ограниченный доступ к кредитам; дифференцированный потребительский спрос; неразвитость рынка ценных бумаг; сдерживание уровня безработицы.

В условиях нестабильного развития государство должно сознательно противодействовать колебанию конъюнктуры при помощи соответствующего механизма. Это, как правило, антициклическая политика - действия, противоположные направления текущей экономической конъюнктуры. Антициклічну политику государства можно охарактеризовать как политику экспансии, или сдерживания. В период спада или низкой конъюнктуры государство осуществляет политику экспансии - увеличение государственных расходов или уменьшение налогов. В период высокой конъюнктуры воплощается политика сдерживание - повышение налогов, сокращение государственных расходов.

К основным функциям государства в сфере конъюнктурной политики относятся: контроль за соотношением совокупного спроса и совокупного предложения; анализ показателей состояния и изменения экономической конъюнктуры; оценка и прогнозирование состояния экономической конъюнктуры; выработка механизма стимулирования потребительского и инвестиционного спроса; выработка механизма ограничения потребительского и инвестиционного спроса.

Сегодня в Украине отсутствует система аналитической статистики конъюнктуры, не сформированы методика и показатели прогнозирования и моделирования экономической конъюнктуры. Относительно этого зарубежные страны и международные организации имеют большой опыт. В частности, в ежемесячном статистическом издании ООН предполагается 60 стандартных статистических таблиц, отражающих состояние и динамику экономической конъюнктуры; в ежемесячном печатном органе стран - членов Экономической комиссии ООН для Европы предусмотренные 43 стандартные показатели. Украина подает в этот орган 22 показатели.

Определяющими показателями экономической конъюнктуры являются:

- в сфере обращения - соотношение спроса, предложения и платежеспособности всех секторов экономики;

- в области финансов - формирования и использования бюджетных и кредитных ресурсов, функционирования рынка ценных бумаг, показатели денежного обращения;

- в системе цен - соотношение цен производителей и потребителей, договорных, оптовых, закупочных, розничных, изменения номинальных и реальных доходов населения, эквивалентности цен на промышленные и сельскохозяйственные товары;

- в сфере экономической деятельности - наличие и использование ресурсов, изменение расходов, производительности труда и эффективности производства.

Используя систему перечисленных групп показателей, государственные органы управления анализируют и определяют конъюнктуру рынка, составляют прогнозы на перспективу. Это обеспечивает осведомленность о ситуации на рынке, его сбалансированность, помогает определить направления государственного вмешательства и регулирования конъюнктуры, способствует устранению нежелательных диспропорций.

Изменение конъюнктуры рынка обуславливает потребность в принятии соответствующих экономических решений.

Общий вид модели принятия экономического решения такой:

Yi=f (Xe,..., Xj; ne,..., nk), 

где Yі: - целевая функция; Хе - средства достижения цели или экономические инструменты; пе, пк- рыночные переменные.

Каждая модель принятия экономического решение основывается на том, что существует выбрана цель, то есть параметры того, чего хотят достигнуть. Итак, цель рассматривается как заданная величина. Целью в экономической политике могут быть: объем ВНП, темп инфляции, количество денег в обращении, величина дефицита бюджета и т.д.

Средством все, с помощью чего достигают определенной цели: денежная эмиссия, налоговые ставки, государственные инвестиции, проценты за кредит и т.п.

Рыночными переменными называют те процессы и явления, которые находятся между целью и средствами. Например, для сдерживания инфляции как средство выбран ограничения денежной массы. Как рыночные переменные при этом надо учитывать: объем ВНП, скорость обращения денег, деятельность банков, долю наличности в доходах населения и др.

Ни одно средство не может повлиять на цель напрямую, минуя рыночные переменные. Для прогнозирования влияния средств на цели нужно учитывать такую опосередкованість, вычисляя, прежде всего, мультипликатор, который показывает эффект влияния средства X на цель Y при условии, что цель и средство имеют количественную определенность.

Мультипликатор имеет следующий общий вид:

f21  

Обобщив зарубежный опыт и используя модели принятия экономических решений, можно определить несколько средств влияния государства на конъюнктуру рынка. Если целью является активизация совокупного спроса, то как средства могут использоваться:

1. Фискальная политика расширения, суть которой заключается в увеличении государственных расходов и уменьшении налогов. Мультипликатор Государственных расходов показывает, что при их увеличении на единицу ВВП увеличивается на 2,8 единиц.

Мультипликатор налогов оценивает влияние размера налогов на величину ВНП и показывает, что при увеличении общей величины налогов на единицу ВНП уменьшается на 4 единицы.

Рост государственных расходов можно добиться через расширение государственного сектора, увеличение дотаций, то есть через повышение покупательной способности.

2. Стимулирование инвестиций с помощью снижения ставки процента за кредит, что делает кредит более дешевым и способствует росту совокупного спроса, увеличению инвестиций, расширению производства.

Мультипликатор процентной ставки показывает, что при увеличении ставки процента на единицу ВВП уменьшится на 1,15 единиц.

3. Увеличение денежной массы путем расширения денежной кредитной эмиссии, увеличения обязательных резервов коммерческих банков, снижение учетной ставки, по которой продаются ценные бумаги. Все эти действия дают возможность увеличить платежные способности в стране, а следовательно, и совокупный спрос.

Денежный мультипликатор показывает, что при увеличении денежной наличности на руках у населения и банковских резервов (наличной массы) на единицу денежное предложение вырастет на 3,7 единиц.

С целью сдерживания совокупного спроса государство может применять противоположные от перечисленных выше средств.

Наряду с общими методами регулирования конъюнктуры рынка органы государственного управления применяют частичные средства снижения инфляции и безработицы.

Инфляция традиционно существует в двух видах: как инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция спроса может быть инициирована ростом некоего элемента совокупных расходов или ростом денежной массы.

Инфляция издержек приводит к резкому повышению цен на элементы производственных затрат: сырье, энергоносители, труд, средства производства. Инфляцию издержек называют "шоком предложения", потому что в этом случае рост цен сочетается с сокращением объемов выпуска.

Традиционными антиинфляционными мерами со стороны государства является контроль над зарплатой и ценами, индексация доходов, политика налогового регулирования.

Безработицы, который формируется под влиянием различных факторов на рынке труда, состоит из двух частей: природного (нормального) и того, что превышает естественный.

Величина естественного уровня меняется и формируется под воздействием внешних факторов - правительственной экономической политики, уровня благосостояния, технологий. Принято считать, что естественный уровень безработицы в 90-х гг. составлял 5,0-5,5% от общего количества трудоспособного населения.

Безработица на уровне, превышающем природный, приводит к некоторой потере ВНП:

ВНПвтр. =ВНП пот -ВНПреал.,

ВНПпот =0,945 НпрацДгПпр.,

где ВНПвтр - потерянный валовой национальный продукт; ВНПпот- потенциальный валовой национальный продукт; ВНПреал - реальный валовой национальный продукт; Нпрац - численность трудоспособного населения; Дг - количество рабочих дней в году; Ппр. - среднедневная производительность труда.

Связь между отклонением уровня безработицы от естественного и потерей ВНП отражен в закон Оукена, суть которого заключается в том, что один процент отклонения безработицы от естественного уровня означает отклонение реального ВНП от потенциального на 2,5%. Например, если безработицы установилось на уровне 8%, что превышает естественный уровень на 3 % (8 % - 5 % =3 %), то реальный ВНП отклоняется от потенциального на 7,5 % (2,5 % • 3 = 7,5 %).

Если оценить конъюнктурную политику в Украине учитывая влияние перечисленных выше факторов, то она окажется неэффективной. Одной из причин низкой конъюнктурной политики является несогласованность между финансовой (фискальной и монетарной политикой. Политика денежной стабилизации неэффективна в условиях структурного разбалансированию государственных финансов. Монетарные ограничения, направленные на снижение инфляции и не поддержаны мерами бюджетной реструктуризации, привели к кризису неплатежей, задолженности по заработной плате, снижение потребительского и инвестиционного спроса. Значительные размеры налогов и процентных ставок привели к росту цен при ограниченной покупательной способности, сокращение продаж и объемов производства.

Выведение экономики Украины из экономического кризиса, стабилизация экономики связана с проведением политики, направленной на подъем экономической конъюнктуры, что требует осуществления мер по активизации совокупного спроса и финансово-денежной стабилизации. Относительно этого осуществляется либерализация системы налогообложения, снижение процентных ставок, улучшения условий инвестирования, поэтапная компенсация потерь прошлых сбережений и т.д.

Мировой опыт осуществления конъюнктурной политики позволяет сделать несколько наиболее общих выводов, которые целесообразно учесть и в Украине:

- фискальная политика не должна предусматривать чрезмерного перераспределения доходов через бюджет и не допускать налоги, которые тормозят предпринимательскую деятельность, порождают теневую экономику;

- монетарная политика эффективна при наличии рынка капиталов и отсутствии дефицита бюджета, который финансируется национальным банком.



Назад